Александр Родченко. Магия перспективы

rodchenko10Родченко известен  многими своими проявлениями: и как художник, и как дизайнер, и как рекламщик, и как оформитель театральных сцен и книг, и как фотограф.

О каждой из этих его ипостасей можно говорить отдельно, но сегодня о нем - как о фотохудожнике, признанном во всем мире классике фотоискусства.

Александр Родченко в фотографии – звезда первой величины, гений фотографии, хотя работал активно как фотохудожник  всего десять лет – примерно с середины двадцатых до середины тридцатых годов.

Но если в живописи еще можно оспаривать его оригинальность, утверждая, что он пришел в конструктивизм и авангард, когда уже были Малевич и Попова, то в фотографии его открытия оригинальны, неоспоримы и общепризнаны.

Родченко пришел в фотографию, когда ему, как художнику и театральному декоратору, необходимо было фиксировать свои работы на пленку, но то, как это делали другие, его не устраивало, и он решил попробовать фотографировать сам.

Начав, Родченко  уже не мог остановиться: фотография увлекла его, и в историю искусства он вошел, прежде всего, как художник и как фотограф. Его дизайнерские эксперименты с мебелью,  одеждой, оформлением рабочих клубов и книг во многом устарели и несут на себе слишком сильный отпечаток официоза даже при оригинальности их форм: первое пересиливает второе.

Вообще Родченко был по натуре экспериментатором, его увлекало все новое и необычное, ему хотелось все попробовать и все сделать по-другому, не так, как все, при этом используя приемы живописи, архитектуры, дизайна, рекламы, монтажа и многого другого сразу.

rodchenko2

А.Родченко. Лестница. 1930

Но при всем этом Родченко оставался прямолинейным прагматиком, работавшим вполне в духе своего времени. Его фотографии должны были сразу поражать и запоминаться, революционизировать взгляд и визуальное мышление, оказывать сильное впечатление на сознание и быть своего рода агитационным плакатом.

Его фотографии - визуальный манифест нового общества, прославляющий молодость, силу, здоровье нового человека нового общества, в котором нет места старости, болезни, трагедии и смерти, здесь жизнь прекрасна и удивительна, полна радости и энтузиазма.

Наверное, поэтому больше всего Александру Родченко удавались фоторепортажи с большими массами народа: с парадов на Красной площади, со спортивных мероприятий, со строек социализма. И достигалось это, прежде всего, за счет новой перспективы взгляда.

rodchenko5

А.Родченко. Кладка штабелей. Лесопильный завод Вахтан. 1930.

Когда художник начинал, фотография только вырабатывала свой язык, методы и формы и потому была идеальной площадкой для экспериментов. Не имея академического художественного образования, Александр Родченко не был им зашорен и мог видеть то, что другие не замечали, просто потому что привыкли смотреть и видеть только так, а не иначе.

Он заметил, самостоятельно изучая живопись по книгам, что все картины писались «от середины» или от уровня глаз, т.е. с определенного ракурса. Все другие точки зрения на предмет или портрет, на пейзаж или архитектуру игнорировались, словно другого взгляда не существовало вовсе.

rodchenko6

А.Родченко. Пешеходы. 930

В своей программной статье «Пути современной фотографии», Александр Родченко пишет:

«Как шла история живописных изобретений? Сначала желание изобразить, чтоб вышел «как живой», вроде картин Верещагина или Деннера …. Второй путь — индивидуально-психологическое понимание мира. У Леонардо да Винчи, Рубенса и т. д. в картинах по-разному изображается один и тот же тип...

Третий путь — манерность: живопись ради живописи: Ван Гог, Сезанн, Матисс, Пикассо, Брак. И последний путь — абстракция, беспредметность, когда интерес к вещи остался почти научный…. А пути исканий точек, перспектив, ракурсов остались совершенно неиспользованными...

Новый быстрый реальный отображатель мира — фотография при ее возможностях, кажется, должна бы заняться показыванием мира со всех точек, воспитывать умение видеть со всех сторон. Но тут-то психика «пупа от живописи» обрушивается с вековой авторитетностью на современного фотографа и учит его бесконечными статьями в журналах по фотографиям…, давая фотографам в качестве образцов масляные картины с изображением богоматерей и графинь.

…самые интересные точки современной фотографии это сверху вниз или снизу вверх и все другие, кроме точек от пупа…».

rodchenko8

А.Родченко. Пионер-трубач. 1928

И  эту программу смены перспективы, ракурса и точки взгляда Александр Родченко начал реализовывать, экспериментируя с точками зрения на один и тот же предмет: сверху, снизу, сбоку, с разных сторон, создавая стереоскопическое видение предмета, фактически  делая то же самое, что делали импрессионисты. Только они экспериментировали со светом, цветом и разным временем суток, а он - с пространством, точками взгляда и перспективой.

Фотограф-авангардист мыслил циклами и сериями, придавая фотографии невиданную силу выразительности. Портреты матери, Владимира Маяковского, Лилии Брик, Варвары Степановой (его жены), его репортажи с парадов, заводов и строек - все выполнены в особом «остраненном» ракурсе и в особом родченковском пространстве, создающим эффект слома и перехода от старого к новому.

rodchenko7

А.Родченко. Балконы.Из серии "Дом на Мясницкой". 1925

Он не считал, что фотография должна ограничиваться только фиксированием, устраняющим взгляд и философию самого художника. Все его фотография – глубоко субъективна, без авторского взгляда невозможно никакое искусство, в том числе и фотография. Ричард Аведон, другой классик фотографии, утверждал:

«Фотография — не факт, а мнение. Все снимки — документальные, ни один из них не правдив».

И Александр Родченко, делая, казалось бы, документальные фоторепортажи, создавал на самом деле свой взгляд на мир, в котором исчезали привычные горизонталь и вертикаль, верх и низ, где  человек парил в свободном пространстве, не прикрепленный к земле силой притяжения.

Его фотография - это не не только парад. Это - взгляд на него с высоты птичьего полета. Его фотография – это не прыжок спортсмена с вышки - это взгляд снизу  на того, кто решился взлететь.

У Александра Родченко всегда присутствует противопоставление - верха и низа, вертикали и горизонтали. Именно в этом обнаруживается личный взгляд художника на мир.

Фотоискусство Родченко пронизано мыслью человека, осознающего себя живой точкой пространства, в котором он может свободно парить и перемещаться, разглядывая мир с разных точек зрения и с разных ракурсов. И только этим своим субъективным взглядом фотография  может быть интересна, а не тем трафаретным, чистым, искусственным и прилизанным изображением, которого никогда в реальности не существует.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged русские имена, Русский авангард, Серебряный век, советское, Фотография. Bookmark the permalink.

One Response to Александр Родченко. Магия перспективы

  1. nadilel says:

    …самые интересные точки современной фотографии это сверху вниз или снизу вверх и все другие, кроме точек от пупа…». Гениально! Спасибо Тина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *