Диана Арбус: инаковость

diana_arbus

Когда в 1973 году в Ленинград приехал знаменитый Анри Картье-Брессон и его спросили, кто  из современных фотохудожников, по его мнению, выделяется, он ответил: «Диана Арбус, недавно покончившая жизнь самоубийством».

Диана Арбус (1923 г.р.) интересовалась людьми, мягко говоря,  странными – с отклонениями физическими и психическими, и сама  была женщиной очень странной, всю жизнь пытавшаяся вырваться из шаблонов и правил общепринятой морали и приличий.

Но любила она не уродство, а инаковость, непохожесть, индивидуальность, считая, что каждый человек – это особый мир, который стоит внимания. Тем более его достойны те, кого общество скрывает, выталкивает в подполье или запихивает в особые заведения.

Внучка русских евреев-эмигрантов с фамилией Немеров, Диана Арбус стремилась быть похожей на деда, поехавшего за тридевять земель в тридесятое царство покорять неведомую страну Америку. Уже во втором поколении, его сын, отец Дианы, стал крупным бизнесменом,  открыл магазин «Меха» для богатых и элитных клиентов на Пятой Авеню, обставил дом роскошью и материально уже ни в чем не нуждался.

Но при этом  меньше всего его интересовала собственная семья - жена и трое детей: он был озабочен своей работой и бесконечными любовницами. Мать Дианы вела обычную жизнь жены миллионера, целыми днями мучая телефон или занимаясь  шопингом, отдав детей на попечение нянек и прислуги.

От такой жизни уже в тринадцать лет Диана мечтала сбежать и заявила, что выходит замуж. Её избранником стал  бедный продавец богатого отцовского магазина. Родители категорически воспротивились и им удалось «спасти ребенка» от ее любовных фантазий, но  стремление вырваться из родительского дома, спастись от одиночества и депрессий любой ценой, у девочки осталось.

diana_arbus11Мечта осуществилась через пять лет, когда, несмотря на все родительские  угрозы и запреты, Диана вышла замуж за того самого продавца, сменив фамилию Немеров на Арбус, которую и прославила на все времена.

Но прежде замужества  девочка училась живописи в элитной школе, при этом страшно ненавидела,  когда ее хвалили и отказывалась заниматься тем, что у нее хорошо получалось: она предпочитала преодолевать трудности.

И хотя отец, заметив способности дочери, нанял ей репетитора, к тому времени интерес к живописи у нее уже пропал – не в последнюю очередь, потому что у нее это получалось. Примерно та же история произошла и с семейной жизнью.

diana_arbus12Шестнадцать лет замужества не были несчастными: у них родилось двое детей, муж  очень любил ее. Чтобы обеспечить семью, он работал на двух работах, свою мечту об актерской карьере  пришлось забыть.  Потом пошел на курсы фотографов, а через некоторое время супруги открыли свой бизнес - фотомастерскую.

Дела пошли в гору: fashion-фотография была востребованной. Отец Дианы делал им заказы для своего богатого магазина и покупал на свои деньги фотоаппаратуру. Появились и другие заказчики, в том числе и из числа  известных журналов, какими были Vogue и Glamour.

Все, казалось, налаживалось, но Диане такая жизнь – добропорядочной жены, помощницы мужа,  матери  – не устраивала, она хотела большего: начать снимать самостоятельно и вовсе не гламурных девиц. Глянец и мода ее никогда не интересовали, а роскошь и показушность она возненавидела еще с детства, насмотревшись на родительскую жизнь.

diana_arbus15Аллан Арбус  чувствовал  неудовлетворенность Дианы. Постепенно напряженность, профессиональная и семейная, стала выливаться в тяжелые приступы депрессии жены, которыми она страдала с детства. В тридцать три года Диана Арбус ушла от мужа, хотя тот продолжал заниматься их семейным бизнесом и ремонтировал их технику. Развелись они только десять лет спустя, когда Аллан решил жениться.

Она ушла в никуда, ей предстояло строить свою  жизнь заново. Позднее Аллан скажет, что благодаря тому, что Диана решилась уйти от него, она стала настоящим фотографом.  Последние пятнадцать лет жизни, вплоть до самоубийства в 1971 году в возрасте 48 лет, Диана  искала себя и нашла, когда по совету своей наставницы Лизетты Модел начала снимать «уродцев», аутсайдеров, неудачников.

В работе с мужем  ее всегда напрягали правильность освещения, постановочность кадра, искусственно созданные образы успешных и красивых. Она хотела другого, настоящего. В этот период выходит на экраны фильм «Уродцы» о безответной любви циркача-лилипута к злобной гимнастке.

diana_arbus3Фильм стал для многих откровением, в том числе и для Дианы Арбус: шагнув из своей прежде благополучной жизни в открытый мир, она вдруг обнаружила, что он не так добр, как ей казалось, и не так идеален, как на гламурных фотографиях.

Более того, именно ошибки и отклонения природы, а не искусственная идеальность  делает мир привлекательным, разнообразным и притягательным. Близнецы, лилипуты, карлики, трансвеститы, проститутки, циркачи, дауны, нудисты, заключенные, сумасшедшие, умственно отсталые… Все эти «ошибки природы» и маргиналы становятся ее моделями.

Нет отклонений от норм, есть люди, которые травмированы изначально, а потому они уже ничего не боятся, они – аристократы духа от рождения. Но даже нормальные люди - прохожие и гуляющие в парке семейные пары - выглядят на ее фотографиях странными и вовсе не благополучными.

diana_arbus13Ей нужен диссонанс и она ищет его в своих моделях. Вот, например, мальчик с игрушечной гранатой в правой руке, которому надоело, что она долго ходила вокруг него. Тогда он закричал: «Ну, фотографируйте уже!» и в этот момент она щелкнула. Гнев мальчика отразился на его лице, а левая рука скрючилась от напряжения.

Или вот сестры-близнецы, которые почему-то  выглядят страшновато, потому что одна улыбается, а вторя слишком серьезна для ребенка. Или семья, в которой умственно-отсталый мальчик со скривившимся лицом выдает неблагополучие семьи. Диана не любит организовывать съемку, она готовит к съемке себя, а не  модель.

Диана Арбус похожа на охотницу, которая ждет момента, когда проявится нужная ей реакция и, если успеет, щелкнет фотоаппаратом. У нее  каждый кадр неповторим, она не делает 5-10 кадров, чтобы потом выбрать из них лучший. Или сразу или никогда. Чтобы так снимать, нужен контакт с моделью, иногда прямой, сексуальный. Только тогда модель  могла раскрыться полностью, допустив до своей внутренней сакральной жизни. Именно это было для нее самым интересным.

diana_arbus14В связи с ее портретами, вспоминаются потрясающие портреты Ричарда Аведона, с которым одно время была дружна Диана, и на ее ранних работах чувствуется рука мастера, но она была слишком самостоятельна, чтобы следовать кому-то. Диана Арбус создавала свой мир, тот, в котором она документально отражала  хронику мирной беды человека, его ад, без которого нет рая.

Уродами она считала не этих людей, а тех, кто тыкал в них пальцами и издевался над ними. Всего через несколько лет после начала самостоятельной работы, ее странные фотографии были замечены, она стала получать гранты, ее фотографии начали выставляться в Музее современного искусства, а за год до самоубийства Арбус была назначена пожизненная пенсия, чтобы она могла спокойно работать.

Диана умерла на пике славы, тайну ее смерти уже не разгадать. Страдая от перепадов настроения, депрессии и головных болей, она принимала сильнодействующие таблетки. В тот день, 26 июля, рядом с ней никого из близких не оказалось.  Приняв большую дозу наркотиков, она легла в ванну в одежде  и вскрыла вены. Тело Дианы Арбус нашли через два дня...

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Женщина, женщины, Фотография. Bookmark the permalink.

34 Responses to Диана Арбус: инаковость

  1. И здесь я с Вами согласна: «Идеалисты часто приходят к краху в житейском смысле, хотя в чем-то другом они достигают своих вершин». И Фофанов и Арбус действительно были идеалистами. К сожалению, если переиначить известную поговорку: «Если ты идеалист, то это навсегда». Знаю это в том числе и по себе. Все материальное меня как минимум напрягает, как максимум — отталкивает. Мне там скучно: с этими деньгами, шмотками, заботами о том, чем насытиться и т.д. А в идеальном мире — все необычно, все интересно, все играет разными красками и звуками. Человек, лишенный этого, будет воспринимать лес как древесину, которую можно продать, животных — как мясо, птичек — не как Божьих тварей, а как нарушителей тишины. Диана Арбус, мне кажется, пыталась найти и увидеть красоту, прежде всего. Красоту даже там, где ее никто не видит, хотя красота — это не гламур, а нечто большее, чем красиво наряженные живые куклы (фотомодели). Красота есть во всем, что живет и существует.

  2. Людвиг says:

    Воздержусь от философской темы духовности — уж очень мне там все представляется неоднозначным, может быть, просто мне нехватает интеллекта, чтобы определиться :(
    Поэтому попроще — о Диане Арбус. Идеалисты часто приходят к краху в житейском смысле, хотя в чем-то другом они достигают своих вершин. К идеалистам, как это ни странно, я бы отнес и Фофанова и Арбус. Фофанов признавал для себя только существование в «лазоревом гроте», игнорируя все остальное. Арбус подсознательно тоже к этому стремилась, плюс еще ее с детства атрофированное чувство противоречия. Она упорно доказывала, что жизнь — это не «лазоревый грот»… Возможно и покончила с собой, потому что поняла, что это не надо доказывать — это и так ясно. Извините за мрачный юмор

  3. Здорово!!! Кстати, статья о Карле Булле, о которой сообщила моя читательница в тексте, написана Алексеем Китаевым. Это не тот самый Ваш знакомый? Буду писать о нем, обязательно сошлюсь на Вас.

  4. Сергей says:

    Тина, без вашей помощи и статьи никогда бы не узнал о существовании такого интересного фотографа. Спасибо! В философию не стану вдаваться, хватит ее и без меня.
    Здесь упомянули Карла Буллу, и я вспомнил один разговор.
    У моего московского друга есть питерский друг — потомок Буллы. Восемь лет назад он задал мне вопрос: кому можно продать фотографии на стекле? Давать объявление он боится, мало ли что, а найти хорошего покупателя не получается. Тогда я и узнал, что он один из потомков известного фотографа — владелец большой коллекции фотопластинок.
    О теперешней ее судьбе ничего не знаю, но было бы интересно пообщаться с Алексеем напрямую.

  5. Это Вам спасибо, Лилли! Скачала оба текста, теперь буду работать!

  6. Lilly says:

    Ура! Я рада!

  7. Попробовала, не получается. Тогда я просто набрала текст «Империя Карла Буллы …» и увидела его. Спасибо!

  8. Lilly says:

    Тина!
    Тогда я попробовала набрать Google.ru и затем уже там набрала Элитариум Империя Карла Буллы

    Надеюсь, получится на этот раз!

  9. Лилли, спасибо большое. Это то, чего я так долго от Вас ждала. С первой ссылкой все понятно, буду читать, а со второй — непонятно. У меня открылся список статей на первой странице, где указанной статьи о Карле Булли нет.

  10. Lilly says:

    И…не удержалась я вот…), согласна с Вами!
    Тина, материальчик на тему, что фотография как и живопись — потрясающий мир!!!
    http://buy-books.ru/photographers/sebastiao_salgado/

    http://www.elitarium.ru/imperija_karla_bully_istorija_glasami_fotografa/

    Надеюсь, все откроется!

  11. Юра, не все можно опредЕлить, в частности, Дух как раз относится к такой категории. Дух, как говорит Евангелие, дышить, идеже хощет и не нуждается ни в каких определениях. Духовность либо чувствуют, либо нет.
    ___________________________________________________________
    Дело в том, что не ваша, а настоящая духовность может проявиться только в нашей форме ( и не важно будет ли это кукла барби или квазимодо!)
    _______________________________________________________________
    В том- и дело, что нет никакого «может» и «только» в духовной, потому что это не та модальность. «Должен», «может», «нужно» предполагают нечто обязательное, только в данном случае здесь опускается КОМУ должен, КТО должен, КОМУ нужно? Предполагается, что тот, кто использует эти слова и работает в такой системе координат знает, КАК надо. А я не знаю, КАК определить духовность, потому что для меня она существует в иной логике и в иной модальности.

  12. Yuriy Sudakovich Оп па…, оказывается ваша духовность связывается, исключительно: с нищетой, уродливостью, со всякими исключичениями от норм и гармонии в мире…Очень интересно, но ведь наша жизнь построена согласно правил золотого сечения, числового ряда фибоначчи, ид.ит. Но вот безобразное в эти пределы не входит, то есть не входит в првила гармонии мира? Теперь о духовности…, когда — то я просил вас определить духовность ( хотя бы в нескольких строчках ) ? Вы выносите данную категорию за скобки любого определения… Но можно ли оперировать подобными словами, без всякого намека на их истинное содержание?! да будет вам известно, что проявленное и непроявленное ( духовность и форма) — есть целое, из которого вам хочется изъять одну часть… Дело в том, что не ваша, а настоящая духовность может проявиться только в нашей форме ( и не важно будет ли это кукла барби или квазимодо!) Без формы нет никакой духовности, иначе для чего было бы творению воплощать все вокруг себя в простые и сложные формы…. В этом то и весь кайф, что мы — не люди обладающие духовностью, а духовность окружающая нашу форму, мы как тело — форма, находимся внутри духовности! так что все очень даже рифмуется!

  13. Фильм не смотрела, но найду и посмотрю.
    ________________________________________________________________________________________
    ««Благовоспитанное» бурж.общество 30-х годов — сейчас выглядит не менее дико.
    ________________________________________________________________________________________
    Вот этого я не зала, но нашла об этом статью, в которой пишется, что «зоопарки, в которых показывали негров, в Европе начали закрывать лишь перед Второй мировой войной. Последнего африканца выпустили из клетки «человеческого зверинца» в Европе лишь в 1936 году». В начале девяностых, говорят, и у нас богатенькие устраивали у себя нечто подобное: люди в клетках как звери. «Бремя белых» — колонизировать и нести «культуру и свет» в «дикие» страны. И Россию хотели колонизировать, а сегодняшняя «оппозиция» недавно на своей сходке так и объявила, что когда придет к власти, то добровольно отдаст Россию в колонию западу, чтобы «исправить» мораль «ватников».
    _______________________________________________________________________________________________________________________
    В свете последних событий перестала смотреть Евроньюс и все, что связано с официальной Европой, воспринимаю очень критически. Патология? Что есть патология? Норма меняется и соответственно, как Вы говорите, то, что считалось раньше патологией, сегодня вполне укладывается в норму. В связи с этим всегда вспоминаю Ницше, посвятившего морали и нравственности не одну книгу.

  14. Буду ждать!

  15. Lilly says:

    Тина, хороших дней Вам!
    Прочла Ваше…вчерашнее…
    Не забуду….при первой же возможности пришлю!

  16. Игорь says:

    Фотографии замечательные.
    Но в сегодняшнем мире, где патология ( sorry! — инаковость) становится нормой, их острота уже не та. Само «Благовоспитанное» бурж.общество 30-х годов — сейчас выглядит не менее дико.
    ( Европа. Австрия, до 39-го года(?) в зоопарке был вольер с неграми — представителями африканской фауны. Очень не любят о том вспоминать сегодняшние «ревнители»…….).
    Хорошо ли, плохо ли…просто Природа виртуозно, немыслимыми способами восстанавливает свои балансы, разрушаемые цивилизацией.
    Гримасничает и импровизирует.
    — Вот где не устаём удивляться!
    P.S. Еще раз пересмотрю фото.
    ( в тему: фильм А.Кайдановского «Жена керосинщика». )

  17. Родченко очень люблю, писала о нем, Вы, наверное, помните. Фотография, оказывается, это так увлекательно и интересно! Раньше и не предполагала, что когда-нибудь у меня появится к ней интерес, а сейчас думаю, что это такой же необъятный мир, как и живопись и в ней столько же интересных личностей.

    Лилли,большое спасибо за приглашение, очень рада, что Вы готовы меня принять, но я так давно уже никуда не выезжала, что любая поездка для меня будет стрессом. И дело даже не в финансах, как я писала, а именно в страхе. Я боюсь мира, я — затворница, веду монашеский образ жизни, к которому давно привыкла. Но если вдруг преодолею свой страх, то непременно приеду. Буду иметь в виду, что меня ждут где-то в Прибалтике.

    Я помню, Вы обещали сделать фотографию с могилы Игоря Северянина. Пришлите ее по почте, пжл, я ее размещу в блоге. Пишите и присылайте на емейл. Жду!

  18. А кто сказал, что они сочетаются? Духовность с прекрасными формами и вообще с формами не рифмуется.

  19. Yuriy Sudakovich отвечает:
    Тина, а можно ли увидеть человечность в кукле — барби? Я думаю, подобная задача не из простых! Если духовность и прекрасные формы — сочетаются? Попробуйте, в качестве домашнего задания…

  20. Юра, каждый видит то, что ему ближе, на что откликается его сердце, ум и душа. Конечно, Диана — это мой герой, Вы правы. Ее взгляд на мир и на себя мне импонируют. А фотографируя своих уродцев, она показывала как раз то, о чем Вы говорите — многообразие жизни, что жизнь гораздо сложнее, чем то, что показывают в журналах мод, чем она занималась долгое время с мужем ради денег: штамповала гламурных красавиц. Жизнь многообразнее, сложнее, интереснее и привлекательнее. И показуха, реклама и желание выдать жизнь за этакую смазливую Барби — ей ни к лицу. Она в этом просто не нуждается.

  21. Yuriy Sudakovich пишет:
    Да Тина ! это все ваше…, надломленность, инаковость, депрессия… Только — инаковость мне кажется интересной…, да о чем это я…, вы же в курсе… Внешняя уродливость — не есть сущность человека, есть много уродливых негодяев и совсем наоборот… Вопрос отнюдь не в морали…, нужно смотреть внутрь и сквозь — все там… Многие работы построены как эпатаж…, жаль, что она не увидела — «сущее» и во внеше красивом, как нашла его во внеше — отвратительном.. Жизнь намного более многогранна…, в ней есть все (как часто низость благородна и злы невинные уста…) Интересно было бы ее решение в относительно приличной внешности найти то, что она искала во внешнем — уродливом, тогда была бы полная картина!

  22. Да, Вы правы. Диана, например, очень обижалась, когда говорили, что она фотографировала уродцев. Сама она говорила, что строила композиции.

  23. Очень понравились слова о душевном уродстве, к которым присоединяюсь от всей души: «Жаль только, что уродство душ расплодилось до критических размеров, вот это по-настоящему страшно…». Ме и Диана, и все ее герои очень близки, хоть меня один мой постоянный читатель (Юрий) упрекает в моей склонности к и приверженности ко всякого рода ненормальностям. Да, именно они мне интересны, они дают мне пищу для ума и сердца. Я люблю именно таких людей, испытавшие жизнь на все 100% и даже больше во всех ее прелестях. а не только в радости. Диана была неравнодушна к таким людям, потому что сама чувствовала в себе странности и болезни. У меня тоже был период, когда я просто физически чувствовала, как теряю рассудок. Мне было очень страшно. Я всегда помню об этом и знаю, что это состояние может снова ко мне вернуться.

  24. Да, я поправила то, что не работало, не дождавшись помощи от админа. Вот так всегда: когда уже нет никакой надежды, начнет сам себя вытаскивать за волосы.

  25. Лаура says:

    Да, кстати, наконец-то сайт стал нормально функционировать в части комментариев, надеюсь это надолго…И это радует…

  26. Лаура says:

    А мне понравились фотографии. Даже порадовали, тем, что есть (были рождены на земле) настолько неравнодушные люди, как Диана Арбус, глубоко, искренне болеющие своей душой за немножко иных людей. Я не вижу здесь настоящего уродства — уродства души в человеке ( когда, например, лицо гламурной красавицы искажено уродством гордыни, брезгливости .. или других «нормальных», также уродствующих себя и все вокруге своей). Да, есть в людях на фотографиях физические и духовные болезни, переданные по наследству или по промыслу Божьему, но глаза, души этих людей совершенно настоящие, чуткие, какие-то даже сверхчувствительные в восприятии окружающего их и отражающего «нормальных» людей. Очень понравилась фотография с «солнечными» девушками. Фонтан искренней радости и открытости. Умиляет. Жаль только, что уродство душ расплодилось до критических размеров, вот это по-настоящему страшно… И здесь фотографируй хоть каждого второго, большая беда от этого…

  27. Lilly says:

    Благодарна Вам, Тина, за добрые слова!
    У нас проходит сейчас выставка Leica 100 — так на ней я неожиданно для себя увидела некоторые фотоработы Александра Родченко.
    И…скоро буду в Таллинне, обязательно сделаю для Вас свежее фото последнего пристанища Короля Поэтов….я ведь обещала…а если вдруг надумаете, милости прошу, пока я в Эстонии…могу помочь и визу оформить…
    Вам хороших теплых дней!

  28. nadilel says:

    Есть художники, работы которых смотришь долго-долго… потом понимаешь почему художник.

  29. Потрясающе!!! Спасибо!

  30. Оксана says:

    А как Вам фотографии Тины Модотти?
    http://redbullblog.com/fotograf-tina-modotti-tina-modotti/

  31. Лилли, честно говоря, в статьях по фотографии я ориентируюсь на Вас. Когда пишу, всегда вспоминаю Вас и не хочется подводить Вас, поэтому выбираю только лучшее, а Диана Арбус — фотограф уникальный, необычный не только выбором своих моделей, но главное — своим взглядом на жизнь, отсутствием всякого пиара и показухи. Она была настоящей. И снимала по-настоящему и настоящую жизнь.

  32. Lilly says:

    Замечательная яркая звезда — эта женщина!
    «В её жизни, её фотографиях,в её смерти не было ничего не существенного или банального» Ричард Аведон

    Жаль, сорвалась она…
    И она и Сутин, согласна с Вами, Тина, оставляют в памяти следы…
    Здорово, что появилась еще одна Ваша интересная «фоторабота»..
    Спасибо!

  33. Вы правы. Реакция большинства, которые впервые видят ее фотографии — именно такая. Многие вообще после 2-3 фотографий уходили с выставки. Но лично мне они напоминают чудаков Хаима Сутина, глядя на которые я всегда улыбаюсь. Потому что и она, и он их любили и писали и фотографировали их портреты с любовью. Мне ее герои напоминают Фофанова, о котором в»приличном обществе» всегда говорили с брезгливостью как об идиоте. Все настоящее, в том числе и жизнь, происходит на периферии.

  34. Оксана says:

    Жутковатые фотографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *