Василий Кандинский. В поисках духовности

kandinskij27

Желтый, красный, голубой. 1925.

(Начало здесь) Василий Кандинский - дважды рожденный: биологически - в 1866 году, как художник - в 1896. В тридцать лет ему, начинающему ученому с блестящей перспективой, предлагают кафедру и профессорство в Дерптском университете. Неожиданно для всех Василий Кандинский отказывается от предложения и круто меняет свою жизнь – едет в Мюнхен, учиться на художника.

Мюнхен стал местом, в котором он не только проживет почти двадцать лет, но и выработает  стиль, известный сегодня во всем мире как беспредметное искусство или абстракционизм. К тридцати годам ему хватило сил, чтобы отказаться от карьеры преподавателя и выбрать путь художника, осуществив давнюю мечту детства.

Родился будущий художник в Москве, в очень обеспеченной семье. Корни главы семейства Василия Сильвестровича Кандинского уходят в Сибирь, куда были сосланы на поселение его предки. Сам же он происходил из забайкальского рода Кандинских. Через пять лет после рождения сына семья переехала из Москвы в Одессу, где мальчик окончил гимназию и получил художественное и музыкальное образование.

kandinskij23

Двое на лошади. 1906

В девятнадцать лет, по желанию родителей, Василий Кандинский становится студентом юрфака Московского университета. Учился он долго - восемь лет, вынужденный прерывать учебу из-за болезни.

Во время учебы он участвует в этнографической экспедиции на север Вологодской губернии, которую будет вспоминать всю жизнь. Она определит его интерес к народному фольклору, примитивизму, народным картинкам, цвету, старинным языческим обрядам и шаманизму, отразившимся на его творчестве.

«Помню, как я впервые вошёл в крестьянский дом, остановился на пороге как вкопанный. Стол, лавки, печь — всё сплошь было покрыто простыми, наивными орнаментами разнообразных цветов. На стенах — народные картины. Красный угол был заставлен образами и заклеен репродукциями икон. Когда, наконец, я прошёл внутрь избы, сам оказался в Картине».

kandinskij25

Город-крепость в осеннем пейзаже 1902

Путь художника структурируется довольно просто: первый период, мюнхенский, или ранний (1896-1913) длился восемнадцать лет. Это были самые значимые годы в его формировании как художника и как теоретика искусства, выработки понимания места и миссии художника.

Второй период, русский (1914-1921). В это время художник вынужденно возвращается в Москву в связи с началом Первой мировой войны: как  гражданин России, он не мог оставаться в Германии, с которой Россия вступила в войну. В Москве он знакомится с русскими художниками-авангардистами (Татлиным,  Малевичем, Ларионовым, Родченко и другими), позволившими ему скорректировать и уточнить свои позиции в живописи.

kandinskij28

Вершины на дуге. 1927

В 1921 году начался массовый исход из советской России старой интеллигенции, не согласной с политикой новой власти. В их числе оказался и Василий Кандинский, окончательно разочаровавшийся в революции. Ехали в основном в Германию, в Берлин. Кандинский ехал в Германию по официальному приглашению – преподавать в академии Баухауз, в Веймаре. Начался третий, самый спокойный, плодотворный и лирический период, период зрелости и уверенности в себе (1922-1933).

Но с приходом к власти Гитлера академию закрыли, объявив ее гнездом большевизма, картины Кандинского попадают в категорию дегенеративного искусства, и художник эмигрирует во Францию. Французский период (1934-1944) - своего рода послесловие к бурной жизни художника, на которую пришлись две русских революции, две мировые войны, слом всех старых форм мышления, в том числе в искусстве и живописи.

kandinskij12

Синий всадник

Умер художник в семьдесят семь лет. Прах его покоится на кладбище французского города Нёйи-сюр-Сен, в котором Василий Васильевич прожил последние годы. Все четыре периода были очень разными, и не только по жизненным перипетиям, но и по стилю, который менялся очень динамично. Проследим эту динамику по ключевым картинам Василия Кандинского.

Синий всадник (1903). Прорывная работа, только на первый взгляд кажущаяся простой: одинокий всадник скачет через поле. Но с точки зрения развития стиля Кандинского, работа очень значимая. Здесь видно влияние на художника импрессионистов, в частности, Клода Моне, чья картина «Стог сена» когда-то поразила его на Московской выставке.

Те же контрасты света и тени, яркого солнца и пятнистого склона холма. Цвета лошади и всадника почти сливаются, предвещая интерес художника к абстракции в поздних работах. Тема всадника станет на многие годы ведущей в его работах. Скачущий всадник – это символ преодоления традиционных подходов к живописи и прорыва к духовности посредством искусства.

kandinskij13

Композиция II

«Пестрая жизнь» (1907). С этой картиной он связывает свои поиски той картины, которую когда-то увидел в тифозном бреду, но тут же рассыпавшейся, как только он выздоровел. Попытка восстановить увиденное длилась несколько лет. Сначала появилась картина «Песня Волги» (1906), потом «Пестрая жизнь» (1907) и только через три года - та композиция, которую он искал – «Композиция II» (1910).

Эту историю Кандинский описал в своей автобиографической книге «Ступени» (1913). В первых двух картинах (Песня Волги и Пестрая жизнь)  изображена толпа, стоящая перед древнерусским городом, высящимся на горе, третья самая точная –  апокалиптическое видение, воплощенное в художественном мифе. Эта картина относится к так называемому пред-абстрактному периоду.

kandinskij14

Синяя гора

«Синяя гора» (1908). Здесь четко видно влияние на цветовую гамму Василия Кандинского фовистов. Их картины он увидел, когда жил в Севре, небольшом городке, что около Парижа. Здесь художник остановился, когда путешествовал по городам Европы вместе со своей ученицей и женой Г.Мюнтер. В этой картине он почти полностью отходит от предметности, представив в центре ярко-синюю гору, обрамленную с обеих сторон деревьями: красным и желтым. На переднем плане – опять всадник, символ преодоления преград.

В это время «Апокалипсис» Иоанна Богослова стал его настольной книгой. Палитра и выразительные мазки дают надежду на положительный исход апокалиптической борьбы, а яркие цвета –  отзвуки любви Кандинского к русскому фольклору и народному искусству. Здесь художник еще ближе подошел к чистой живописи. Формы стали почти схемами, уступив место ярким насыщенным цветам.

kandinskij15

Композиция IV

«Композиция IV» или «Казаки» (1911). Как и большинство картин конца нулевых и начала десятых годов, эта картина изображает апокалиптическую войну, Прообразом послужили казаки, которых художник видел в Москве в 1905 году. Слева на картине - два казаки, дерущихся на саблях. Внизу, в центре картины, тоже два казака, но только с копьями. Вдалеке - город, стоящий на горе (Град Небесный), к которому ведет горбатый мост, пройдя через который можно попасть в царство Вечной Духовности.

Картина – символический образ апокалиптического сражения, заканчивающегося победой добра над злом, ведущей в царство Духа и Вечного мира. Казаки с саблями и копьями  символизируют борьбу с силами тьмы, а плавные формы справа – олицетворяют спасенный и искупленный мир. Отсутствие конкретных фигур и предметов, позволяет художнику выразить апокалиптическое сражение в универсальных образах.

Для понимания своих беспредметных картин Василий Кандинский пишет самый значительный свой труд О духовном в искусстве (1912), где объявляет о наступлении эпохи Великого Духовного, в которой сольются в едином синтезе звук, цвет и слово. Многое из того, что появилось в этой картине, будет уточняться в следующих.

kandinskij16

Москва. Красная площадь

В Москву Василий Кандинский приехал уже вполне сложившимся художником со своим стилем и своими идеями. «Русский период» в его творчестве - самый короткий: всего семь лет, но он отмечен несколькими шедеврами, к числу которых, безусловно, относятся картины Москвы.

Москва. (1916). Вынужденный переезд в Москву в 1914 году и расставание с Мюнтер сопровождались сильной депрессией. Художник перестал рисовать и писать. Когда же через два года взял в руки кисть, то первое возникшее желание - написать портрет Москвы, любимого города. Кандинский хочет собрать  на одном холсте всё, все элементы: слабые и сильные, маленькие и большие, разных цветов и форм, смешать их все в едином калейдоскопе, создав Духовный образ Москвы.

«Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как туба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство — лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющей звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра. Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламеннокрасные дома, церкви — всякая из них как отдельная песнь,

kandinskij17

Москва II

— бешено зеленая трава, низко гудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег, или alegretto голых веток и сучьев, красное, жесткое, непоколебимое, молчаливое кольцо кремлевской стены, а над нею, все превышая собою, подобная торжественному крику забывшего весь мир алиллуйя, белая, длинная, стройно-серьезная черта Ивана Великого.

И на его длинной, в вечной тоске по небу напряженной, вытянутой шее — золотая глава купола, являющая собою, среди других золотых, серебряных, пестрых звезд обступающих ее куполов, Солнце Москвы» (В.Кандинский).

И все это кружится вокруг двух фигур, стоящих в национальных костюмах в центре Красной площади: дома, храмы, Кремль, колокольня Ивана Великого, маковки церквей, люди, улицы и сама площадь. Здесь все слились в единый образ цвето-звуко-духа. Такой же предстает и картина «Москва II», в которой цвета слиты еще больше, но в центре – те же две маленькие фигурки, вслушивающиеся в величественную симфонию Москвы.

kandinskij18

Композиция VIII

«Композиция VIII» (1923). Написана картина в третий период, в Баухаузе. Здесь уже нет того хаоса и динамического вихря, какой присутствует в «Композиции VII» и в картинах Москва I и Москва II. «Композиция VIII» - полная их противоположность. Здесь царствует геометрический, рациональный порядок. Василий Кандинский уехал из Москвы обогащенный супрематизмом Малевича и конструктивизмом Татлина и Родченко.

Он объединил свой абстракционизм с их идеями, привнеся в картины четкую структурированность, уравновесив разные геометрические фигуры. В картине впервые появляются формы, которые станут основой всех его последующих работ: треугольник, линия и круг.

kandinskij19

Несколько кругов

«Несколько кругов» (1926). Картина написана, когда художнику исполнилось ровно шестьдесят. Картина отражает завершение поисков идеального выражения духовности в искусстве. Это выражение он искал всю жизнь. Круг для Василия Кандинского явился идеальной формой синтеза и равновесия внутреннего и внешнего, разрешения их величайшего противостояние.

Круг – это прорыв в четвертое измерение, где царствует эмоциональная и духовная гармония. Разные размеры и цвета кругов, и их динамика, показывают, что круг – это универсальная форма, в которой можно описать всё: от звезды до капли росы. Круг – неотъемлемая часть любой жизни.

kandinskij20

Композиция X

«Композиция X» (1939). Картина заканчивает серию с названием «Композиция». Она написана во Франции, за пять лет до смерти. Всё подходит к концу, в том числе и жизнь: художнику уже за семьдесят. В этот период в картинах мастера появляется множество биоформ в стиле сюрреализма. Картина написана на черном фоне, усиливающий воздействие ярких волнообразных форм на переднем плане.

Черное пространство напоминает также Космос и темноту, ожидающую человека после жизни. Картина является кульминацией поисков и исследований Василия Кандинского в области чистой формы и выражения духовности через искусство.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged богословие, русские имена, русские художники, художники. Bookmark the permalink.

4 Responses to Василий Кандинский. В поисках духовности

  1. Как всегда, Ваш комментарий радует. Он прекрасно дополняет и расширяет понимание Кандинского, делая акцент на русской иконе. Я этот момент совершенно упустила, а он — один из главных в его творчестве. Весь русский авангард вырос из нее.

    И Москва: после Ваши слов возник образ воронки, втягивающей в себя весь мир и в центре ее, а м.б., на самом дне, две маленькие фигурки, попавшие в ту воронку первыми.

    О Штейнере знаю очень немного, только в связи с вальдорфской педагогикой (вальдорфская кукла). И очень настороженно отношусь к теософии и антропософии, м.б., напрасно. Потому что мало о ней знаю, а Блаватскую откровенно не люблю.

    Кандинский прорвался — это самое важное, прорвался, спас себя — благодаря искусству и творчеству.

  2. Игорь says:

    Здравствуйте Тина. Спасибо за Кандинского.

    \ перелистал тут сборник «Кандинский в Мюнхене» — ??-как можно подавать его репродукции в черно-белом варианте…не понимаю, но да ладно…\
    Опять мы подошли к иконописи. Это её «поле тяготения». Одержимость идеей выстроить (нарисовать) идеальный мир и войти в него…Сверхзадача!Прекрасные впечатления от вхождения в русскую избу на вологодчине.
    Почти мистерия.
    Мы творим: — каждый свой мир и обитаем в нем. Обживаем пространства и времена.
    Кандинский очень тонко прочувствовал «водоворот» Москвы вокруг «Ивана Великого»…улочки, переулки, бульвары — затягивают, завораживают. Буквально не отпускают. Извивы переулочков спрямляются, расширяются в более спокойные улицы, которые неожиданно устремляются вверх с очередной храмовой колокольни…Вот так, из Москвы, из России исход только по вертикали…
    Большевики «подуспокоили» столицу — сначала башня на Шаболовке, затем — Останкинская. Все они, вместе с «Иваном Великим» практически на одной линии! Вектор намечен, но это отдельный разговор.
    Увлечение идеями Штейнера, видение ауры людей и событий, мучение от невозможности выразить всё, что ему открывалось…гигантская духовная работа. Круг — прорыв в инобытие(?) под покровительство Горних сфер ( вспомним Хому Брута)….Кандинский прорвался. Спас себя, проложил пути в неведомое и заинтриговал потомков.
    N.B.!)
    Меньше философии. Картины Кандинского надо переживать, дабы услышать их внутренние тихие свето-мелодии. Чудесное неожиданно откроется и качнет почву под ногами. Ничего патологического ( не припутывать синдром Кандинского — это из другой оперы.)

  3. Да, именно так. Картины французского периода мне не очень нравятся, в них слишком чувствуется приближение смерти (много черного), а вот эти картины, картины Баухауза, чудо как хороши.

  4. Лариса says:

    «Геометрия» последних картин Кандинского фокусируют подобие собранности внутреннего духовного содержания. Они оставляют надежду после хаотичности прожитого и ощущение желанного покоя возбужденного мировосприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *