Водокрещи

Крещение Господне (Водокрещи)Крещение в народе называлось «Водокрещи», а также «нечистыми» святками. Оно завершало страшные вечера, закрывало дверь между мирами. Оно являлось рубежом, после которого все снова становилось на свои места, люди начинали жить дальше, как жили: начинался новый отсчет времени.

Крещение как пограничный день был полон особых народных поверий. Так в народе считалось, что до Крещения мир жил без креста, был тяжелым и омраченным нечистой силой.

В день Крещения природа вновь освящалась Богоявлением и крест возвращался в дом в прямом и переносном смыслах. Так же, как прежде чем создать видимый мир, Бог носился над водой, так в день Водокрещи Бог вновь созидает в Единстве

Отца, и Сына, и Святаго Духа новый мир:«явися, хотя всю тварь обновити

- поется в тропаре праздника.

Новый мир, который изводился из вод Иордана, становился легким, над ним отверзались Небеса, Дух сходил на него, и он уже не нуждался в суше. В народе верили, что если ночью в час Крещения Христа выбежать на улицу, то можно увидеть, как отверзаются Небеса. Тогда можно загадывать все самое желанное и оно сбудется. Знаком для этого момента было волнение в чаше или стакане.

Крещенский сочельник – 18 января

– был постным, так же, как и Рождественский – до первой звезды. Он назывался в народе Великим сочельником, в отличие от Рождественского. Между Рождеством и Крещением Великий сочельник был единственным постным днем. Престарелые люди в этот день вообще ничего не вкушали, стоя на молитве, и даже дети затихали и старались сохранять пост.

Главное в сочельник и потом, после Водоосвящения, надо было выполнить все очистительные обряды: в домах начинали с утра убираться, очищаться от святок и нечисти. Мыли, убирали мусор, чистили все помещения, чтобы не осталась в них черта.

В сочельник на столе обязательны были три блюда: овсяный кисель,кутья и блины. Кутья, в отличие от Щедрой, называлась «голодной», потому что была постной. Накануне праздника Водокрещи все ждали вечера, чтобы идти  в церковь.

Когда наступал вечер, вся семья шла в церковь, ожидая самого главного момента – Водосвятия. На чаши ставили свечки, обвивали чан лентами, поэтому праздник Крещения называется также праздником света.

Водосвятный молебен

После водосвятия старались тут же обмыться этой водой, а те, кто участвовал в гаданиях, игрищах и колядовании, должны были обязательно окунуться в прорубь, чтобы окончательно очиститься от святочных грехов.

Даже скот приводили на Иордань, чтобы она если и не попила холодной воды, чтобы не простудиться, то хотя бы походить по льду, чтобы тоже посвятиться. До водосвятия скот старались не поить, а потом поили на весь год, сколько скотина выпьет сама. Потом скот обязательно кропили Крещенской водой, так же, как кропили избы. Сегодня эта традиция сохраняется.

Потом народ набирал Святой крещенской воды – агиасмы – и начинали ею кропить все помещения: дом, хлев, конюшни, амбары и другие хозяйственные постройки. Особое внимание было к освящению Крещенской водой скота. Этот обряд сопровождался специальными действиями.

Вся семья выходила на двор вместе с иконами, свечами, кадильницей, кропилом, топором и святой водой. Старший начинал обряд. Топор, как острый предмет, несли впереди процессии так, чтобы он оставлял след. Потом после обряда его подбрасывали над скотиной дважды, чтобы он чертил крест. Считалось, что тогда скотина будет здорова и топором уничтожается вся нечисть.

Все, что отделяло свой дом от чужого пространства, освящалось крестами: их чертили на окнах, дверях, косяках окон и дверей, заслонке печки, воротах, калитке, дверях хозяйственных построек и т.д. Иногда мел для крещения также освящался вместе с водой. Если изба была белой, то кресты чертили черным углем. Крещенский вечер был последним, когда разрешалось гадание, поэтому он назывался "сладким игрищем".

Крещение

В этот день и всю следующую неделю запрещалось полоскать белье в водоемах. Считалось, что нечистая сила может уцепиться за белье и вылезти. А так она смывается святой водой. Магическими признаками наделялись все предметы: Богоявленская свеча, которую ставили на стол в сочельник,а потом ставили во время грозы на стол, считая, что она уберегает дом от пожара.

Крещенский снег тоже наделялся особыми магическими свойствами: считалось, что он может как следует выбелить холст. Крещенские гадания проходили очень часто именно на снеге: девушки раздевались донага, пололи снег, бросали его, чтобы узнать в какую сторону она выйдет замуж.

Это было очень актуально: после праздника наступал мясоед, длящийся вплоть до масленицы, и в это время разрешалось играть свадьбы. До Крещения свадьбы запрещались. Поэтому было очень важно выбрать невесту. Существовал на Руси на этот случай особый обряд – смотрины невест.

Невесты или «славушницы» надевали особую одежду, обязательно вышитую своими руками: рубаху с вышитым подолом, потом сарафан, потом несколько вышитых передников. В таком наряде проходили смотрины. Все девушки приезжали на конях и, не доезжая до Иордани,  останавливались.

Там они выстраивались на возвышенности и пожилая женщина-эксперт смотрела вышивку, выбирая невесту по ее рукоделию. Смотрели также руки: девушки оставались без руковиц на 2-3 часа и та, у которой руки были теплыми, считалась хорошей невестой. С холодными руками девушка отбраковывалась. Смотрины устраивались и в день молодежных посиделок. Этот обряд собирал всех парней и невест с окрестных деревень.

Существовало еще одно поверье: ребенок, крещенный в день праздника, считался счастливым и  что его жизнь будет удачной. Это поверье связывалось  с древним византийским обычаем массового Крещения в праздник, в котором участвовал сам император. Отсюда  третье название праздника - Просвещение, потому что Крещение это есть просвещение в вере и наречение всякого крещаемого новым именем "Христианин".

Крещение ребенка

В этот день особым образом освящалась в баптистерии вода, в которой крестили оглашенных. Потом обычай водоосвящения вышел за пределы баптистерия, став водосвятием: Великим и малым. В древности вообще существовало всего несколько дней в году, когда совершалось крещение оглашенных: в Богоявление, в Великую субботу и на Рождество.

Когда институт оглашения был утрачен, исчезла  связь между водосвятием всех природных источников с Крещением оглашенных. Но в народе эта память осталась. Таким был один из главных праздников, любимый в народе и полный сакральности.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged Крещение, православные праздники, фольклор. Bookmark the permalink.

6 Responses to Водокрещи

  1. Лариса, спасибо за добрый комментарий. Наш блог просветительский, поэтому очень приятно, когда кто-нибудь узнает сто-то новое на блоге! С праздником Вас Крещения. Он еще продолжается!

  2. Лариса says:

    Благодарю,Вас! Очень интересно и познавательно.С праздником Вас Крещения!Желаю света и мира,доброй души и благодатного просветления.

  3. Пожалуйста! С праздником Вас Крещения!

  4. Спасибо, Нина! С праздником Вас Крещения!

  5. Спасибо, девочки! Не блог, а исторический роман. Зачиталась. С Крещеньем!

  6. Наталья says:

    Спасибо за интересную статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *