Бегство в Египет

begstvo_v_egipet4

Duccio di Buoninsegna. Maestà (front, predella) Бегство в Египет. 1308-1311 гг

Святому семейству посвящена  «трехчастная» цепочка событий,  последовавшая сразу после Рождества Христова. К ней относятся сюжеты "Бегство в Египет", "Избиение Вифлеемских младенцев" и "Возвращение из Египта". 

Если первые события - Рождество, ангельский хор, поклонение пастухов и волхвов – основываются на новозаветных канонических Евангелиях от Матфея и Луки, то  последующие события базируются в основном на апокрифах,  сказаниях и легендах.

Бегство в Египет упоминается  очень кратко и только в Евангелии от Матфея (глава 2; 13-15). Но по мере того, как христианство распространялось среди простых людей, а богословские тонкости трактовались не только отцами церкви, но и гностиками, события, последовавшие за  Рождеством Христовым, обрастали все новыми и новыми деталями.

Так появилось псевдо Евангелие с рассказами и историями о младенческом и отроческом периодах Иисуса, сведения о которых в четвероевангелии практически отсутствуют, за исключением проповеди двенадцатилетнего Иисуса в храме.

В Евангелии от Матфея есть только те детали, которые необходимы для  богословской программы евангелиста: доказать евреям, для которых писалось Евангелие, что Христос – истинный Мессия, Который произошел от царя Давида в соответствии со всеми ветхозаветными о Нем пророчествами.

begstvo_v_egipet5

Николя Пуссен. Бегство в Египет. 1657 г.

Но свято место пусто не бывает. По мере того, как Иисус Христос становился в глазах людей всемогущим Богом, появилась потребность в рассказах и о том, что Он не просто возрастал в силах и премудрости, согласно Евангелию от Луки, а уже изначально  был способен творить чудеса.

Т.е. исцелять, воскрешать умерших, подчинять Себе природу и стихии, разрушать идолов и изгонять бесов. В соответствиями с запросами в начале XIII века широкое распространение среди народа получило Евангелие детства (Евангелие от Фомы).

На его основе  возникли  и другие апокрифы. Именно они  стали источниками картин и фресок на «трехчастный» сюжет о бегстве в Египет, избиении младенцев и возвращении семейства из Египта.  История бегства в Египет начинается словами канонического Евангелия. Волхвы, обманув Ирода, отошли из Вифлеема в свою страну другим путем.

begstvo_v_egipet6

Тициан. Бегство в Египет

Ирод, надеявшийся, что волхвы вернутся и расскажут о новорожденном Царе Иудейском, в гневе приказывает убить всех Вифлеемских младенцев, младше двух лет. В их число должен был попасть и Иисус Христос.  Иосифу Обручнику снится сон, в котором Ангел извещает его об этом и приказывает взять Матерь с Младенцем и срочно бежать от гнева царя в Египет.

Египет издавна был местом спасения евреев: в голод ли, или в другой какой напасти, они находили убежище в соседней стране. Здесь с давних времен жило несколько тысяч евреев и всегда можно было найти у них приют. Проснувшись, Иосиф взял Младенца и Матерь Его, а также своего сына от первого брака, Иакова.

Взял он  и старицу  Саломию, сродницу Девы Марии, принимавшую у Нее роды. Иаков и Саломия  должны были помогать им в дороге, поскольку путь предстоял неблизкий, минимум в десять суток.

begstvo_v_egipet7

Джотто. Бегство в Египет. В центре - Богородица с Младенцем. Иосиф Обручник ведет осла. Рядом с ним Саломия. Сзади три отрока (сыновья Иосифа?) помощники в пути.

Вся история бегства в Египет и обратного возвращения  Святого семейства в изложении апокрифов – это череда эпизодов, каждый их которых маленькое чудо, демонстрирующее  могущество Иисуса, Его силу и премудрость. Маленькие сказки, в которых проявляется представление народа о Всесильном и Могучем Боге, аналогичное тем, что они читали в греческих сказаниях о богах.

Приведем только две прекрасных легенды из этой серии. Первая о том, что убежав от преследователей, Святое семейство решило заночевать в пещере. Стояла ночь, и было холодно. Так холодно, что на полу пещеры был иней.

Тут БогоМладенца увидел маленький паучок и ему очень захотелось сделать для Него что-нибудь. Он решил сплести паутину, которая бы согрела Его и закрыла вход в пещеру. Увидев пещеру, воины хотели уже начать ее обыскивать, но увидели на входе паутину, покрытую инеем, и решили, что в пещере никого нет.

begstvo_v_egipet8

Бегство в Египет. 1609. Старая пинакотека. Мюнхен Эльсхеймер (Elsheimer) (1578-1610), немецкий живописец и гравёр

Если бы туда кто-нибудь вошел, то  паутины бы не было. С тех пор в честь такого чудесного спасения Младенца принято украшать елочки разноцветными паутинками и бусами, напоминающими об этой легенде.

Второе чудо связано с разбойниками.  Попав в засаду, Святое семейство должно было погибнуть или как минимум отдать своего осла, на котором ехала Дева Мария с Младенцем, и весь свой скарб. Но один из разбойников, посмотрев на Младенца, так Им залюбовался и настолько Младенец ему понравился, что разбойник запретил другим трогать это семейство.

За такой поступок Матерь Иисуса сказала, что это зачтется ему в будущем, что Сей Младенец воздаст ему за то, что он не посмел Его тронуть. По легенде этим разбойником был тот, которого распяли справа от Иисуса и который первым вошел в Царство Небесное по слову Господа.

begstvo_v_egipet9

Бегство в Египет. Святое семейство отдыхает под деревом (икона, Палех, XIX век)

Есть также эпизод о дереве, из которого бежали бесы, как только Иисус приблизился к нему. Потом дерево согнулось, как бы отдавая честь Иисусу, и одновременно стало охраной для Девы Марии с Младенцем от жары. Это чудо известно как чудо с пальмой. В честь этого события дорогу при входе в Иерусалим покрывают пальмовыми ветвями.

На сюжет об отдыхе по дороге в Египет и о чуде с деревом созданы картины таких замечательных художников, как  Мурильо, Ельсхеймера, Караваджо, Дюрера и других. Есть также на этот сюжет несколько православных икон.

Существует также несколько картин западных художников  на эпизод с разрушением  в Египте идолов. Согласно легенде  было разрушено 365 идолов только в одном храме города Ермополя. В русских иконах, посвященных бегству в Египет, тоже присутствуют детали с разрушением идолов.

begstvo_v_egipet10

Сокрушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год)

Сколько пробыло Святое семейство в Египте, достоверно неизвестно. По одним источникам – несколько месяцев, по другим – два, три, пять или семь лет. Евангелие детства в средневековье  было переведено на многие языки, в том числе и на церковно-славянский.

Правда, «История Фомы израильтянина» или «Детство Христово»  в России попало в список книг, запрещенных для чтения. Существует арабский вариант "Детства» и западная его версия  – Евангелие от псевдо-Матфея.

В ней описывается  еще больше деталей и подробностей бегства в Египет и пребывания там Святого семейства. Евангелия Детства были чрезвычайно популярны среди простого народа, поскольку носили черты фольклора, вселяли надежду на чудо в повседневной жизни и укрепляли веру.

begstvo_v_egipet11

Коптская икона "Бегство в Египет"

Склонность римлян к настенным росписям и поощрение религиозной живописи на любые библейские сюжеты без ограничений, способствовали созданию целой галереи картин и фресок на сюжет  бегства в Египет с разными его вариантами.

В православии изображения на библейские темы были строго ограничены каноничностью. Сюжет, связанный с бегством в Египет, строгой каноничностью не обладал. По этой причине он не получил широкого иконографического развития. Русских икон на эту тему чрезвычайно мало. Зато очень много их у коптов.

Западная галерея картин и икон на сюжет "Бегства в Египет" необыкновенно широка и разнообразна. Картины  "Бегство в Египет" писали Тициан, Джотто, Рембрандт, Питер Брейгель, Дюрер, Джаниле да Фабриано, Гюстав Доре, Николя Пуссен и другие.

begstvo_v_egipet12

Прибытие в Сотин (деталь иконы Рождество Христово, Синайский монастырь, XII век). Одной из сцен иконы Рождества является Бегство Святого семейства в Египет от царя Ирода. Богородица с Младенцем, Иосиф Обручник и Иаков, сын Иосифа. Встречает их Женщина , олицетворяющая Египет

Каждый из них давал собственную трактовку сюжета, отличавшуюся одна от другой как детализацией, так и драматизмом истории. Закончить сюжет о бегстве в Египет хочется стихотворением Иосифа Бродского из Рождественского цикла поэта:

Бегство в Египет

...погонщик возник неизвестно откуда.

В пустыне, подобранной небом для чуда
по принципу сходства, случившись ночлегом,
они жгли костер. В заметаемой снегом
пещере, своей не предчувствуя роли,
младенец дремал в золотом ореоле
волос, обретавших стремительный навык
свеченья - не только в державе чернявых,
сейчас, - но и вправду подобно звезде,
покуда земля существует: везде.
25-е дек. 1988

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, православные праздники, Рождество, художники. Bookmark the permalink.

12 Responses to Бегство в Египет

  1. Это верно: человек верующий — это человек ищущий, а церковь помогает найти то, что человек ищет.

  2. Спасибо, Марина!

  3. Марина says:

    Церковь- «начальная школа» для делающих первые шаги к себе-истинным. Незыблемость догматов и установлений — надежда на сохранение через века главного и важного для каждой ищущей души. Нет никаких рамок и пределов, — все это в нашей голове. Семь воздушных ступеней (семь церковных таинств) вряд ли можем преодолеть без участия церкви, сохраняющей для каждого возможность сделать следующие шаги навстречу Высшему Разуму и преодолеть при наличии отваги первооткрывателя ступени огненные. С Богом!!!!

  4. Марина says:

    От Египта до Иерусалима (от земного ума до сердечной открытости навстречу Высшему Разуму) — один шаг. Но на этот шаг иногда не хватает целой жизни…

    Спасибо, Тина, Вы интереснейший собеседник!

  5. Церковь — для власти. А для верующих — утешение в их скорбной юдоли
    —————————————
    Абсолютно согласна! Среди священников, думаю, все-таки атеистов нет. Есть маловерующие и маловерные. Но это почти у всех.

  6. nadilel says:

    Церковь — для верующих. Верующие принимают это, но атеисты и просто те, кто верит, но в храм не ходит, имеют право жить так, как считают. Это их свобода, на нее церковь покушаться не имеет права.
    ——————————————————————————————————————————
    Церковь — для власти. А для верующих — утешение в их скорбной юдоли. Нет ни одной религии на этом свете, которая бы не строилась на жертвах, причом, как верующих, так и неверных. Divide et impera, разделяй и властвуй — вот фундамент любой религии.
    А насчет атеистов, думаю, что среди священиков их больше всего, просто им без надобности лишаться такой кормушки, хотя и среди них есть множество революционеров. Иисус, например…

  7. Да, согласна. Фундаментализм православия ставил жесткие ограничения на светскую жизнь. Жаль, что сейчас тоже возникают эти рецидивы. Я считаю, что церковь не должна вмешиваться в светскую жизнь. Церковь — для верующих. Там она может устанавливать дресс-код, правила поведения в храме и многое другое. Верующие принимают это, но атеисты и просто те, кто верит, но в храм не ходит, имеют право жить так, как считают. Это их свобода, на нее церковь покушаться не имеет права.

  8. nadilel says:

    религиозная живопись фактически была под запретом.
    —————————————————————————
    Вот один из камней преткновения, почему на западе Россию больше считают азиатской …

  9. Толкования — дело очень субъективное. Так, например, из всех толкований на Библию (Ветхий Завет) больше всего нравятся толкования еврейские. Они очень подробные и с такими тонкостями, о которых трудно догадаться. Жаль, что у них нет толкований на Новый Завет. Можно было бы сравнить их с толкованиями не иудейскими. Тонкости в Новом завете заменяют апокрифы и легенды, которых особенно много сложилось на Западе. Средневековье было очень благодатным временем для этого. И потом. Там была очень развита иллюстративная сторона дела: «Библия для бедных», «Золотая книга», хорошо развитая религиозная живопись будили фантазию. В России и православии такого никогда не было в силу фундаментализма, ограничивающего фантазию и любые неканонические отклонения. Сегодня приходится пользоваться часто западными трактовками. Но зато наша икона — это клад!!! Шедевры Андрея Рублева, Дионисия, Даниила Черного. Жаль, что на этом русская иконография и закончилась. Та, которую во всем мире признают как непревзойденную. Потом были иконописцы совсем другие, мирские, творившие в рамках иконографии скорее по нужде, т.к. религиозная живопись фактически была под запретом.

  10. nadilel says:

    Я и не знала о таких тонкостях. Хотя это не удивительно. В те далекие времена, СМИ работали по тем же законам, что и теперь — слышат и видят одно, а пересказывают — другое…

  11. Решила к Рождеству порадовать себя и других. Завтра хочу написать про Избиение младенцев.

  12. nadilel says:

    Интересные истории, одной истории. Спасибо Тина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *