Икона «Рождество Христово»

Икона Рождество Христово. А.РублевПеред нами икона начала 15 века.

Это - развернутое полотно, настолько же полное, как развернутое праздничное богослужение, отражающее все исторические подробности события Рождества Христова.

Икона разноплановая, многослойная, содержит несколько иконографических формул, сложна для прочтения и требует знаний Священного Писания. На иконе все реально и все символично, здесь нет ничего лишнего. Икона выполнена в лучших иконописных традициях русской православной школы.

Как целое, икона Рождества Христова представляет собой круг с ярко выраженным центром - Богородицей.

Богородица, гора и пещера с Богомладенцем по масштабу, яркости красок, расположению вокруг Них остальных фигур выделяются настолько, что все остальные сюжеты кажутся мелкими и не столь значительными. Их много и они, как планеты, расположены вокруг центра – Богоматери. Но пока они все разрознены, потому что Тот, Кто их соединит, только-только появился на свет.

Богородица, как Царица Небесная, изображена возлежащей на ярко-красном ложе, окутанной в вишневый мафорий с ног до головы. Она – центр иконы, и это не случайно: именно от Пречистой произошло Боговоплощение, через Нее в Рожденном соединяются Божественная и человеческая природа.

Праздничный ярко-красный цвет ложа, на котором Она возлежит, повторяется ритмично в нескольких местах иконы, как отсвет праздничного пламени в окружающем: в тунике служанки при омовении младенца внизу иконы, тунике славословящих ангелов вверху и внизу у пещеры, в плаще одного из волхвов и тунике другого.

Этот праздничный настрой особенно передается в тех иконах Рождества, которые выполнены в ярко-красных тонах – празднично-царственном цвете, что сближает икону пасхальную и рождественскую.

Ikona Rojdestvo Xristovo.Novgorod.14 vekЛоже повторяет рисунок позы Марии: расслабленной, изящной и отдохновенной. Богородица возлежит у входа в пещеру, отвернувшись от Младенца: Она отдает Рожденного людям, что подчеркивает реальность Боговоплощения. В католичестве, где подчеркивается девство Марии, Она сидит и смотрит на Сына, олицетворяя безболезненность рождения Младенца и Ее непорочность и после рождения Сына.

В православии акцент делается на Боговоплощении и Богоматеринстве: Мария - Матерь Божия и Заступница Усердная, рождающая Того, кто спасет род человеческий, Сама становясь за него Ходатаицей. Ложе Богоматери наверху украшено шапочкой, означающей Ее святость, как это изображается на иконах ветхозаветных праведников – Даниила и трех отроков, Давида и Соломона, Аарона и других.

Святость Богородицы подчеркивает и Ее нимб. Гора, в которой изображается пещера, символ Самой Богоматери: от нее по слову пророка отвалился нерукосеченный Камень – Иисус Христос. А пещера – это чрево Богородицы.

Икона Рождество Христово. 16 век.Богомладенец возлежит в яслях, над которым склонился осел (слева) и бык (справа), согревающий Его своим дыханием. Это парафраз пророчества Исайии:

“Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет” (Ис 1:3).

Вол символизирует евреев, всю жизнь проводящих в ярме закона,  осел – язычников. Младенец объединяет и тех и других, приемля  обоих. Ясли изображены на фоне темной пещеры, олицетворяющей лежащий  во тьме мир. Ему воссияло Солнце Правды – Иисус Христос. Он лежит повитый в белые пелёны, перевязанный красным свивальником, в золотых ясельках.

Контрастность изображения яслей и темного вертепа делает пещеру особенно мрачной, а Божественность и Вечность Богомладенца особенно выпуклой. Вся цветовая гамма яслей выполнена в цветах Царства Небесного: бело-красно-золотых.

Ясли – это символ Престола Небесного и в то же время их форма напоминает гроб, в котором погребали Господа, младенческие пелёны напоминают погребальные пелёны, в которых Его положили, а пещера – не только место Его Рождения, но и погребения. Так в образе пещеры и яслей соединяются начало и конец земной жизни Спасителя, угадывается весь земной путь Иисуса.

Над пещерой ярко горит Вифлеемская звезда. Она – ось иконы, указывающая путь к Богомладенцу. Звезда – это и ангельская сила, и Дух Святой, и путеводительница. Она часто изображается в виде трех лучей во образ Пресвятой Троицы. И именно звезда чаще всего является образом Рождества Христова.

Икона Рождество Христово. 14 век.Икона показывает всемирное поклонение Рожденному Господу, Ему поклоняются все: небо и звёзды, тварь земная и Небесная, горы и люди, волхвы и пастухи. Так слева от Богомладенца стоят в глубоком поклоне три Ангела. Поклон их ритмично повторяет склоненную голову Богородицы и поклон вершины горы в центре и поклон вершины горы, расположенной в левом углу иконы, сзади ангелов.

Эта, меньших размеров, гора в точности повторяет большую гору: с такой же пещерой, такой же вершиной и таким же поклоном Богомладенцу. Поклоны гор повторяют рисунок ложа Богородицы, что усиливает ритм поклонов. Ангелы, стоящие у пещеры, готовы принять Младенца на руки: самый нижний ангел держит в руках пелёны, самый верхний – протягивает руки вглубь пещеры.

Навстречу склоненным головам ангелов тоже в ритме поклона Богомладенцу изображаются ступени большой горы. Так закольцовывается центр иконы – ее малый круг: Богомладенец, Богородица, склоненные к нему ангелы, гора и ее ступени, поклоняющиеся «Солнцу правды».

Икона Рождество Христово. А.РублБольшой круг иконы включает в себя волхвов, скачущих навстречу звезде, Ангелов, воспевающих

«Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»,

пастухов, услышавших глас с небес. Эта, верхняя часть иконы, связана с небом. Нижний уровень – бытовой, в котором изображены омовение Младенца служанкой и повитухой Саломией; сидящий в глубокой задумчивости Иосиф, муж Марии, и предстоящий ему старик, олицетворяющий сомнения Иосифа.

Таким образом, все фигуры расположены на двух уровнях – верхнем и нижнем, горнем и дольнем. Горний мир радуется и ликует, нижний – земной – занят земными делами. В левом верхнем углу мы видим три маленькие фигурки волхвов, скачущих вслед Вифлеемской звезде, указывающей им путь к Младенцу. Старший из них – Гаспар, показывает на эту звезду, младший, Бальтазар, вторит ему, тоже показывая, что он видит эту удивительную звезду.

И только средний, Мельхиор, на белом коне, плохо виден, но тоже вторит им. Они везут с собой дары: золото, смирну и ладан. Эти дары станут прообразом подарков, которые мы приносим родным и близким в Новый год. Волхвы скачут по горам и земле, наклон которой рифмуется с наклоном ложа Богородицы. Так через темпо-ритм отдельных частей икона соединяется в единое целое.

Ikona RojdestvoXristovo

Ангелы вверху иконы делятся на две группы: один из них, самый нижний, благословляет пастухов и сообщает им радостную весть, двое других олицетворяют ангельский хор, воспевающий радость о пришествии в мир Господа.

Пастухи изображаются справа от Богородицы. Их двое. Один – старец, второй – молодой.  Пастухи - простые люди, которые первыми узнали о Боговоплощении. Их можно противопоставить волхвам, которые представляют мир ученых. Поэтому и добрались они до Младенца только через два года. Пастушки смотрят на звезду, которая указывает им, где найдут они удивительного Младенца.

В нижней части иконы много бытовых деталей: омовение Новорожденного и сопровождающие его хлопоты. В этом действии можно увидеть образ Крещения. Младенец опирается на руку Саломии, служанка полна античной грациозности и вся сцена напоминает античность..

Со склоненной в глубокой задумчивости головой сидит Иосиф (слева). Его смущают мысли о беременности Марии, олицетворением этих сомнений является старик с клюкой. Клюка - это  ложь, на которую он опирается. Это столкновение духа рационалистического, не верящего в чудо, и мира Духа, который дышит, где хочет, в котором отступают естественные законы бытия и совершается Чудо.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged богословие иконы, икона, православные праздники, Рождество. Bookmark the permalink.

4 Responses to Икона «Рождество Христово»

  1. Наверное, в этом случае лучше обратиться к священнику. Но если икона будет в музее, то это будет очень интересно и здесь можно подумать.

  2. сергей михалков says:

    Тина!Спасибо за труд!Я хочу делать резные иконы для слепых,как в музее, со звуковым описанием,как познавательный урок.Икона сопровождается пояснительным текстом.Но церковным канонам это не соответствует!Подскажите как это сделать правильно!Спасибо

  3. Спасибо, Ольга!

  4. Ольга Паневина says:

    Тина, спасибо большое за Ваш бесценный труд!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *