Уроки понимания православной иконы. Пространство и время

 

icona10

Казанская икона Божьей Матери

(Начало) Православная икона имеет несколько пластов считывания. Рассмотрим первый пласт, самый простой уровень, который, тем не менее, прочитать не так легко, потому что изображение на иконе имеет свои особенности.

Прежде всего, следует помнить, что пространство православной иконы всегда плоское, ограниченное двумерными рамками картины. Есть горизонталь и вертикаль, как бы изображающие крест. Глубины (прямой перспективы) в иконе, как правило, нет. Все предметы восходят от земли по вертикали вверх, ввысь, к Небу, достигая в Нем своей кульминации как в последней точке восхождения.

Земное располагается в самом низу иконы, Небесное – вверху. Так строил свои композиции  французский художник Сезанн, особенно ярко проявившейся в позднем периоде его творчества. Сезанн был очень набожным человеком, служил мессу,  искал смысл своего творчества в сакральном и многие принципы его творчества уходят корнями в христианство.

icona11

Икона "Вознесение"

Иерархичность (от земли к Небу) соблюдается и в работе иконописца: сначала прописывается все, что не связано напрямую с ликом – доличное (пейзаж, одежда, здания и т.д.). Потом переходят к лику и, наконец,  к глазам, которые, особенно в ранней иконописной школе (а сегодня, например, в коптской христианской культуре), вырисовываются непропорционально большими, т.к. глаза - зеркало души и центр лика.

Второе.  Иконописное изображение работает по принципу обратной перспективы: чем ближе предмет, тем он меньше, чем дальше – тем больше. В прямой перспективе, обычной для живописи  и фотографий, чем дальше предмет, тем меньше его размеры.

В иконе – наоборот, она отталкивается от субъекта, того, кто непосредственно смотрит на икону. Так, если сидишь за столом  (или компьютером) и смотришь не только прямо, но и боковым зрением, то возникает эффект расхождения линий от смотрящего.Чем ближе предмет (передняя линия стола, например), тем он меньше, чем дальше, тем больше. Или, другими словами, все точки видимого сходятся в смотрящем и расходятся тоже от него.

icona12Отсюда ощущение, что икона смотрит на тебя и входит в тебя. Икону рассматривают всегда вблизи,  на очень близком интимном расстоянии, не как картину, которую рекомендуют смотреть на расстоянии. Интимность – одна из особенностей отношений в сакральном пространстве.  С Богом вступаешь в интимные отношения, с Ним – на «Ты», как с родными и близкими.

Потому икона, как образ сакральности, принципиально субъективна и интимна. Не зря раньше существовали семейные иконы и мерные. Мерная икона заказывалась с рождением младенца и выполнялась в его рост. Семейная - передавалась по наследству, ею благословлялись молодые, к ней обращались во всякой нужде.

Дети и животные тоже естественным образом видят предметы в обратной перспективе.  Дети рисуют предметы  в обратной перспективе, т.к. идут от себя и мир для них раскрывается в интимности и неразделенности, они с ним слиты в единое целое.

Раздельность  и прямая перспектива появляются позже с выделением человека из мира, с саморефлексией и объективацией внешнего мира. Обратная перспектива  характерна и для примитивного искусства (например, Анри Руссо), что не означает неумелого изображения.

icona13Просто другая цель и другие принципы, требующие именно такого изображения (об обратной и прямой перспективах  писали о. Павел Флоренский, потом Борис Раушенбах).

Третье, как продолжение принципа обратной перспективы, в иконе видны сразу все плоскости предмета, например, книга, «Библия», сразу имеет и верхнюю плоскость, и все боковые, причем в сходящиеся на нас. Это как обратная трапеция, в которой большая сторона дальше, а передняя – меньше.

К этому же эффекту относится изображение лика, когда оно изображается одновременно и в фас, и в профиль, и сверху, и снизу, и сбоку. Все детали прописаны так, чтобы они были видны одновременно. Нечто подобное  в современном искусстве есть у П.Пикассо, который одновременно изображает лицо и в профиль, и  в анфас.

Четвертое. Центром православной иконы является всегда образ: Иисуса, Богородицы, святого. Всё остальное – второстепенное. Чем икона древнее, тем меньше в ней второстепенных деталей: пейзажа, дополнительных действующих лиц, животных, растений, интерьера.

Есть только главное –  центр,событие праздника, например, Рождество Христово, а все, связанное с праздником, находится на периферии. Со временем иконы стали декоративнее,  в них  больше прописываются второстепенные детали. По этому признаку можно определить, к раннему или позднему периоду относится икона.

Время иконы. В пространстве иконы все события, связанные с центральным сюжетом, изображаются одновременно: и те, что произошли до изображаемого события, и после, и само событие, происходящее в настоящем, чему посвящена икона.

icona7

Икона "Рождество Христово"

Так на иконе «Рождество Христово», помимо центра с возлежащей в пещере  Богородицей и Богомладенцем, изображается история с волхвами,  пастухами,  ангелами,  Иосифом, который хотел отказаться от Марии, когда узнал, что Она имеет во чреве еще до того, как они стали жить супружеской жизнью.

Его искушение дьяволом, обмывание Младенца и другие деталями. А чтобы показать, что некоторые события происходят в помещении, а не в открытом пространстве, поверх архитектурных сооружений набрасывается декоративная ткань – велум, как  отголосок театральных декораций в античности.

Время в православной иконе сжато, поскольку икона  изображает вечность, в которой нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Там время всегда одно – вечное настоящее. И то, что все события изображены одновременно, уподобляет икону постепенно разворачивающемуся свитку, о котором говорится  в Апокалипсисе.

icona8

Икона "Рождество Богородицы"

И последнее, икону делает иконой ее надписание. Это остаток иудейской веры, воспринятой и мусульманами, когда запрещались изображения человека, но разрешались различные надписи и иероглифы. Для Богородицы – это первые буквы слов  Матерь Божия  и название иконы, например, «Спорительница хлебов».

Для Иисуса Христа – первые буквы Его имени и название иконы, например,  «Господь Вседержитель», для святых – его статус (святитель, преподобный, священномученик, мученик и т.д. ) и имя (например, святитель Христов Тихон Задонский). Все это, конечно, по церковно-славянски.

Таким образом, православная икона – сакральна, сама себя святит и имеет свою логику и цель – обращение взора смотрящего – к Вечному.

icona14

Владимирская икона Божьей Матери

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, икона, православное богослужение, художники, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

22 Responses to Уроки понимания православной иконы. Пространство и время

  1. … каждый день по чуть-чуть…
    ———————————————
    Замечательные слова! Главное каждый день. Спасибо за Шейна Клейборна. Зло — это действительно болезнь, но переболев ею, у человека появляется иммунитет по отношению к злу. Это очень важный результат. Он начинает чувствовать, как в него снова входит зло и начинает принимать меры, чтобы оно не вошло в него снова. Нет ничего в мире случайного, в том числе и зла. В мире соблазнам быть, но на то ты и человек, чтобы преодолевать их.

  2. valdis says:

    … эти враги «больные» люди… т.к. зло это болезнь. в мире все очень тесно переплетено и если они такие, то только потому, что и я что-то делаю не так, надо смотреть на себя и начинать только с себя. повторюсь, каждый день надо развиваться, расти, выше и выше… и только тогда можно прийти к тому о чем говорил Иисус, т.е. нельзя это сразу же отвергать к этому надо прийти и тогда это станет яснее-ясного….
    и такие люди есть и они это показывают на своем примере…
    Тина, Шейн Клайборн (основатель новомонашеской общины, активист ненасилия и службы бедным) рассказывает в своей книге «путь» реальную историю: «Один из наших помощников в Филадельфии столкнулся с группой уличных подростков, которые его так жестоко избили, что он остался лежать в крови со сломанной челюстью. Когда он дошёл до нас, то его всего трясло. Хотя его голова работала плохо, он здесь же начал молиться, чтобы понять, как ему следует поступить. И он принял решение вернуться на тот перекрёсток, где был избит, и повесить там свой портрет и объявление, где был примерно такой текст: «Какие-то ребята избили меня на этом месте. Если кто-то знает этих ребят, пожалуйста, передайте им, что я против них ничего не имею, но просто забочусь о них. Если я что-то сделал не так, прошу меня простить. Я хотел бы, чтобы тот, кто это сделал — кем бы он ни был, — знал, что я не злюсь на него.Я думаю о вас и приглашаю вас познакомиться со мной. Может быть, мы вместе поиграем в кикбол или что-нибудь вроде этого.» И внизу он оставил свою контактную информацию.»
    … каждый день по чуть-чуть…

  3. Спасибо за рассказ Толстого. У меня есть книга об истории отречения Льва Толстого от церкви. Странное на меня произвела она впечатление. Льва Толстого сравнивают с Иоанном Кронштадтским. И все против Толстого. Я его не оправдываю и не поддерживаю в его богохульствах, особенно в «Воскресении». Но и анафему, наложенную на него не понимаю. Любовь, главное. К сожалению, она как-то постепенно уходит из храмов. Ранние христиане, мне кажется, были разными. Арий в свое время пользовался большой популярностью. Народ ходил за ним толпами. И все равно я не понимаю: дин против всех и все на одного. Правда, эта история еще долго тянулась и долго еще не могли успокоиться ни Константин, ни те иерархи, которые поддерживали Ария. Борьбы шла нешуточная. И сегодня есть те, кто не смирился с такой трактовкой, которая была принята на Первом Вселенском соборе. Как, например, а Армянской церкви.

    Молитва «Великий Господь, храни мою мать, любимую жену сестру и моих детей, ты всемогущий прошу сделай так, чтобы мне никогда не пришлось стрелять в людей…» очень проникновенная. Жаль, что не могу послушать песни. Но вопрос все-таки остается открытым: стоит ли с оружием в руках защищать свой дом и свою семью, если враги пришли в дом, чтобы его ограбить?

  4. valdis says:

    Я Ветхий и Новый Заветы читал практически параллельно и ближе мне Новый Завет. Для меня тоже удивительно то, как легко священнослужители нарушают то, что говорил Иисус и даже
    делаю и говорят об обратном. Складывается ощущение, что они Евангелие не читали.
    По поводу эпизода с Арием хочется сказать две вещи. Первое, я смотрел такой фильм «Агора» и там были показаны ранние христиане, которые творили беспредел. И когда один из них говорит, что Иисус говорил, что так нельзя делать, надо по другому, то ему говорят, кем ты себя возомнил, Иисусом? Кто ты а кто он.
    Это одна из проблем.
    И еще мне вот кажется, что тот эпизод с Арием, это не было благославлением насилия. Тина, позвольте привести еще одну ссылку на произведение Льва Николаевича Толстого «Кающийся Грешник»:

    http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D

    1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA_(%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9)

    Меня тоже отношение к этому эпизоду в Храме Христа Спасителя показалось странным. Не по христиански с ними поступили, да и эпизоду этому предали слишком большую огласку, т.е. сами его распиарили.

    Мало люди читают Евангелие, только сами, постепенно, по чуть-чуть, но это надо обязательно делать.

    Разрешите привести еще пару строчек из песен, вот читаю то, что вы написали и в голове вспоминаются эти строки.
    У группы Lumen есть песня «Не спеши», в ней говорится о войне и не возможности убийства, говорится очень точно, к сожалению не могу привести целиком, там текст большой… а в припеве есть фраза:»… твоя жизнь не только злость, вся твоя злость всего лишь сатана».

    И у группы 25-17 есть песня «Обрез». Об этом скажу отдельно, это хип-хоп команда, они православные и в их песнях часто можно услышать о Боге… В этой песне рассказывается о том, что на своей земле в своем доме, который построили предки живет человек со своей семьей. И вдруг из соседней деревни «тревожный ветер принес запах гари и дым»… кто-то напал и начинает беспределить. Они не понимают, зачем те все это делают, но с именем Бога герой песни откапывает старый дедов обрез, чтобы защитить свой дом. Опять же песня большая жалко, что не могу привести весь текст целиком… Но самое важное это то, что герой говорит в конце песни: «Великий Господь, храни мою мать, любимую жену сестру и моих детей, ты всемогущий прошу сделай так, чтобы мне никогда не пришлось стрелять в людей…».

  5. Конечно, ВЗ и НЗ — две большие разницы. Я кстати, начинала с ВЗ и долго не могла переключиться на НЗ. Мне он казался с богословской точки зрения гораздо более разжиженным, не сконцентрированным на главном — как человек преодолевает себя и свои слабости, как в этом ему помогает Бог. У меня до сих пор к ВЗ особое отношение. Там много про человека, про его слабости, искушения, падения, борьбу. Да, там много жестокости, Бог показан не как Бог-Любовь, а как Бог-Ревнивец и мздовоздаятель. больше наказывающий, но и милующий. Там Бог — это строгий, но справедливый Отец. В НЗ Бог совсем другой. Он постоянно призывает к милости, к любви, к прощению, к тому, чтобы вера была искренней, а не фарисейской.

    Но если посмотреть на то, как сегодня живут православные, особенно люди церковные и воцерковленные, то в них очень много того, против чего выступал Иисус. Но их это как-то мало волнует. Больше волнует, чтобы «вычитать» правила перед сном и утром после сна, чтобы «подготовиться» к причастию, вычитав положенные четыре канона и т.д. И вспомнила о наших с Вами разговорах о насилии, когда стала готовить текст про Николая Чудотворца. Он же, уже достаточно продвинутый и просвещенный в вопросах веры, почему-то позволил себе ударить Ария на Первом Вселенском Соборе, который посмел упорствовать в своем мнении и отстаивать свою точку зрения.

    Отцы, присутствующие при этом акте насилия поступили правильно: лишили его священнического звания и заключили в тюрьму. Но потом произошло странное, по крайней мере, так описывается в житии Николая: отцам церкви приснилось, что Сам Иисус подает ему Евангелие, отличительный признак епископов и и Богородица протягивает ему омофор, как знак его благословления. Понимаете! Бог и Его Матушка, Царица Небесная, благословили такое насилие. Пусть Арий был неправ, да! Но это же не просто его унижение — прилюдная пощечина , но еще и благословение насилия. Вот так уже к X веку христианство трансформировалось от любви и ненасилия к праву на насилие и подавление инакомыслия во имя благой цели. А благими намерениями выстлана дорога в ад, который мы с Вами и наблюдаем в среде православных фарисеев и фанатиков.

    Для меня моментом истины было отношение человека к тем «попрыгуньям» на амвоне, которых сейчас все уже забыли, но я помню истерию по их поводу, непримиримость к ним со стороны православия. И на кого же они ссылались при этом? На мусульман и ислам. Вот и вся их вера. В числе таких «чистых» православных оказалась и моя хорошая знакомая. После той истории наши отношения мало-помалу начали глохнуть.

    Мне очень понравилась Ваша фраза: «любые добрые дела надо делать естественно, сделал и дальше пошел (не заостряя на этом внимания)». В христианах сегодня очень мало от Христа. Все больше от Его антипода. Только сами люди часто не понимают этого: вроде хотят как лучше и уверены, что делают хорошо, а все оборачивается совсем другой стороной. А вообще я со всем согласен, кроме одного — права на защиту своего дома, если враг пришел на твою землю.

  6. valdis says:

    Тина, я прочитал много книг Ветхого завета, не все, но многие… еще читаю. Мешает читать мне как раз то, что там много насилия. Даже в книге «Исход», где перечислены 10 заповедей, в следующей главе рассказываются, скажем так, «послабления» (не могу это принять). Бог-любовь, он не может помогать побеждать… он свет, он добро для всех. На Земле живет много людей, все они божьи дети, так как же бог может одним помогать, а другим нет? Разные люди молятся по разному и здесь не важны ритуалы, а важна искренность.
    Любая война — это беда. Она не может быть священной. Армия — это орудие несчастья и люди иногда этим пользуются чтобы защититься, это другая сторона, они не проявляют непротивление, а просто
    защищаются… Очень сложно понять то, о чем говорил Иисус, к этому надо прийти.
    Да, я знаю, что некоторые кого считали «набожными» делали много плохого. Но это их не оправдывает. Это
    была трактовка, т.е. они трактовали слова сказанные в Евангелие по своему, так как им было удобно.
    «Не работает вера, если она выходит на площадь», вот здесь и далее (целый абзац) я с вами полностью согласен. Иисус говорил, молитесь когда вы одни не напоказ. Пусть правая рука не знает, что делает левая, т.е. любые добрые дела надо делать естественно, сделал и дальше пошел (не заостряя на этом внимания).
    Мало кто готов к этому (к такому поведению), но это не значит, что это не возможно. Христианство, это постоянное движение, постоянное развитие, каждый день, хотя бы по чуть-чуть… И уверен, что в какой-то момент все станет ясно и понятно. Мы как-то с вами говорили о том, что люди очень мало сами читают (Евангелие), а слушают священников, которые… бывают разные.

  7. Согласна, но как тогда быть с тем, что в Ветхом Завете Бог не только благословляет на войну, а требует вступить в нее, т.к. он будет бороться с врагами евреев и они будут побеждать Божьей помощью. Или Ветхозаветный Бог другой, чем Тот, Которому поклоняемся мы? Дебора, Самсон, Иеффай, Гедеон… Они все побеждали с Божьей помощью, как впрочем и Авраам и Моисей. Борьба за Отечество, это, как мне кажется, немножко не то, что борьба за государство. Отечественная война не равна войне гражданской или захватнической, хотя война остается войной в любом случае. И как относиться к войне на Украине в этом случае? Я не знаю. Знаю, что мне жалко и тех, и других. И бомбить и уничтожать церкви на любой территории — это страшный грех, за который людям все равно придется расплачиваться. Не деньгами, а своими покалеченными душами. Я вспомнила историю Владимира Красно Солнышко, который когда принял христианство, тоже хотел никого не убивать, всех любить и никого не казнить. Но он кроме того, что был христианином, был еще и государственным мужем, которому приходилось принимать важные государственные решения, в том числе о тюремных заключениях и казнях. Или возьмем царя Алексея Михайловича. Был страшно набожным человеком, церковную службу знал наизусть и поправлял дьяконов и чтецов, когда они отклонялись от Устава даже на малость. И прозвали его Тишайшим.

    Но я смотрю его деяния:
    1) церковный раскол, который не уврачеван до сих пор и вряд ли он будет когда-нибудь преодолен окончательно.
    2) бунты: Разинский, солевой, медный. Все с крупными жертвами, с числом которых он не считался: убивал, ссылал и заковывал в наручники, не жалея. Только ближнее окружение миловал.
    3) Польская война, в ходе которой присоединили Украину. А было это в 1654 году, 360 лет назад, о чем сегодня все молчат.
    4) церковная реформа, обернувшаяся отколом лучшей части русских людей.
    И это все дело его рук, со словами Бога на устах.

    Да мало ли такого в истории не только нашей страны. Нет, не работает вера, если она выходит на площадь. Работает только внутри человека, интимно. Каждый может преодолеть зло, как мне кажется, рядом с собой, остановив руку, замахнувшуюся для отмщения. Зло не победить злом. Абсолютно согласна! Его можно остановить только не отвечая злом на зло. Но как же трудно этому следовать! Даже священникам. И подтверждением тому — канонизация икон с красноармейцами, расстреливающих священников.

    Теоретически согласна с Вами, но практически — только относительно себя. Только мое личное зло или зло, проявленное против меня может быть остановлено не местью, а непротивлением злу насилием. » если тебя ударили по правой щеке, подставь и другую». Так можно остановить зло. Согласна, но каждый ли готов к такому поведению?

  8. valdis says:

    Тина, здравствуйте.
    Если человек ударяет другого человека, то он делает зло, а зло это болезнь, которую можно вылечить только добром (иначе никак). Помните тот эпизод, когда Левий устроил у себя прием в честь Иисуса и там среди гостей была толпа сборщиков податей и прочего народа. Когда Иисусу на это указали он сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным».
    Я вот не могу уложить у себя в голове «такую икону» (на которой красноармейцы расстреливают священников). Это же просто картина на которой изображен эпизод из прошлого (с элементами иконописи) и все. Если бы было изображение ликов этих священников, тогда другое дело. Мир, любовь, гармония… вот что должно быть изображено, чтобы, как вы сказали «обратить взор смотрящего – к Вечному и Небесному». И еще вы сказали «В царстве Небесном, каковое предполагается на иконе, никто с ружьем не живет». Бог — это любовь, безграничная… Эти священники и проявляют любовь к этим красноармейцам, поскольку они больше всего в этом нуждаются (не здоровым нужен врач, а больным)…
    На первый взгляд это кажется утопией, но на самом деле это не так… в итоге эти люди вылечатся… сколько для этого будет нужно жертв я не знаю, но точно одно, если им ответить злом будет только хуже (два умножить на два будет четыре, зло умножить на зло будет двойное зло)…
    Сказано, «не убий», так как же можно благословлять на войну… Представьте, тех людей с кем они шли воевать, тоже благословляют на войну, их священнослужители… а Бог он ЕДИН, просто разные люди называют его по разному…
    Да, Тина я имел ввиду именно изображение солдата которого убили за веру…
    Как же вы хорошо сказали: «Живет душа человека, а внешнее сходство может быть через какие-то характерные для человека детали»… Оружие к этим деталям… не относится.
    Мир и Любовь.

  9. Валдис, ссылки я приветствую, поэтому убирать не буду, если только Вы не будете очень настаивать. Тем более, что речь идет о замечательном писателе. В отрывке, который Вы приводите (по ссылке) вопрос поднимается очень сложный. Когда-то читала и даже писала об этом в блоге, что подставить другую щеку означает, что надо задуматься над тем: почему тебя ударили. И когда поймешь, тогда отпадут и другие вопросы. Я согласна с Вами абсолютно, что на иконе недопустимо изображение оружия. Но вот вспомнилась икона, посвященная новомученикам Российским. На ней красноармейцы расстреливают священников. У красноармейцев в руках винтовки. Как это понимать тогда? С Вашей точки зрения это тоже недопустимо? Или как относиться к историческому факту о том, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву с татарами?

    Но, наверное, Вы все-таки имеете в виду солдата, которого убили за веру в Чечне и его считают святым, погибшим за веру. Раз он с нимбом. В этом случае я с Вами согласна. Его святость не в том, что он с автоматом в руках шел в Чечню, а в том, что он не отказался от веры. За это был канонизирован князь Михаил Черниговский, который был далек от идеала чести в мирное время, но попав в плен к монголо-татарам, отказался менять свою веру на другую, хотя знал, что это грозит ему смертью. Вот за это его и канонизировали, а вовсе не потому, что он пошел на борьбу с иноверцами. Так что в этом случае я с Вашим мнением абсолютно согласна. Икона не предполагает такое дословное изображение святого. В царстве Небесном, каковое предполагается на иконе, никто с ружьем не живет. Живет душа человека, а внешнее сходство может быть через какие-то характерные для человека детали. Ружье к таким деталям, на мой взгляд, не относится. Это внешнее и насильственное его принуждение, что противоречит личности святого.

  10. valdis says:

    здраствуйте Тина.
    Давно я у вас не оставлял комментарии, но это не значит, что я к вам не захожу и не читаю.
    Например, этот пост я прочитал три раза в разные дни и естественно читая его смотрел изображения разных икон.
    То что иконописное изображение «работает по принципу обратной перспективы» очень важный момент и глядя на икону это чувствуешь.
    Очень важно еще понимание того, что вы написали: «С Богом вступаешь в интимные отношения, с Ним – на «Ты» «. Это основа основ.
    Еще бы мне вот что хотелось бы сказать. Некоторое время назад я узнал о существовании одной иконы, точно я не знаю как она называется, а изображен на ней солдат с автоматом и нимбом… Вот этого я никогда не смогу принять. Иисус говорил «не противься злу», «подставь правую щеку…», о прощении о любви и т.д. Изображение оружия на иконах, впрочем как и благославление на войну я считаю не допустимым.

    Тина, еще один момент, у Всеволода Гаршина есть произведение — «Надежда Николаевна» и там есть при замечательных отрывка… вот здесь я о них писал:
    http://valdis-svv.livejournal.com/1361.html
    я прошу прощения, за то, что оставляю в комментарии ссылку и прошу после прочтения ее удалить… спасибо.

  11. Ирина, я очень рада Вашему комментарию. Я писала про иконы от всей души и тоже, как и Вы, считаю, что материал получился очень хороший. Жаль, что озвучивание не все тексты, но это от меня мало зависело, потому что эта часть была за Марией, но у нее что-то не заладилось. Но в любом случае, мы рады, что материал наш Вам нравится и помогает в школе катехизации. Собственно, для этого он и делался. Я же тоже закончила школу катехизации и понимаю, чего в таких школах не хватает. Спасибо за Ваш отклик и такую оценку нашего с Марией труда.

  12. Ирина says:

    Мария и Тина! Большое спасибо за вашу работу! Мы (я и мои друзья) учимся на курсах катехизации. Сейчас изучаем православную культуру. Как раз готовимся к зачету по православному зодчеству и иконописи. Ваш материал очень помог!!! Особенно видео-рассказы об иконах (все просто по плану, данному нам для подготовки!) У нас сейчас есть образец для ответов по иконам и теоретический материал. просто здорово! Спаси и храни Вас Господи! С уважением, Ирина.

  13. Наталья, спасибо за комментарий. Рада, что наши материалы понравились

  14. Наталья Пергат says:

    Очень рада Вашим материалам! Спасибо большое,для меня очень интересно! Храни Вас Господь!

  15. Ольга, если Вам хоть немного интересно, значит мы свою миссию выполняем. Наш блог в том числе и просветительский.

  16. Ольга says:

    Большое спасибо за Ваш труд. Нашему поколению,воспитанному во времена атеизма интересно наверстать упущенное и познать понятие православных икон. Очень благодарна Вашему тандему.

  17. Ольга, небольшое уточнение. Автор статьи Алевтина Гайкова. А я являюсь администратором блога. А икону действительно не нужно освящать в церкви, она сама себя святит.

  18. Да, разобраться с иконой не так просто. Читаешь книги, вроде все понятно, а начнешь сам разбирать икону и становится совсем не все понятно. Поэтому и решили делать такую тематику, чтобы на конкретных примерах показывать, как читать икону.

  19. КРоман says:

    Когда-то, тому уже давным-давно, мне была очень интересна иконография; но вот вразумительного ничего найти тогда не смог: поскольку по тем временам было всевластие диалектического и исторического материализма. :)
    Благодаря Вам, теперь смотрю на эти «чёрные доски» (по В.А. Солоухину) более-менее осмыслено.
    Благодарю, с уважением, Роман.

  20. ольга says:

    Мария вы пишите, что православная икона сама себя святит нужно ли освящать икону в церкви? спасибо за ваши работы , очень нравится ваш сайт

  21. Роман, спасибо за хорошую оценку нашей работы. У нас получился удачный тандем: Тина Гай пишет замечательные сценарии, подбирает видеоряд, а я всё это озвучиваю и делаю видеозапись. Материал замечательный, поэтому работается с душой в согласии. Очень рады, что людям нравится.
    С уважением, Мария.

  22. КРоман says:

    Хоть я и сторонник взглядов Александра Невзорова, но смотрю ваши ролики с большим удовольствием. Замечательная работа; как говорится: «Ладно скроено и добротно сшито».
    С уважением, Роман.
    :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *