Вознесение по-народному

Вознесение по-народному

Лубок "Не брани меня" 1850 г.

(Начало) Вознесение в народной традиции называется Ушествием. Не сразу и поймешь, о чем речь. «Ушествие» от слова «Уход».

В этот день Иисус Христос, попрощавшись с учениками и благословив их на проповедь после снисхождения Духа Святого, стал на глазах апостолов подниматься вверх, уходя в Свое Отечество – на Небо.

Вознесение, как и все христианские праздники, тесно переплелось с народными обычаями и поверьями, которыми отмечен этот день.  Вознесение – точка, черта, которая отделяет переход Иисуса от земной жизни к небесной.

А любой переходный период, будь то от одного сезона к другому, или от одного года к другому,  всегда отмечен размытостью границ  между одним, который заканчивается, и другим, который начинается. Размытость границ касается не только временной горизонтали, но и вневременной вертикали - между мирами: нижним и верхним, нижним и земным, земным и верхним. Отсюда обилие поминальных обрядов и   поверий, связанных с окончанием времени жизни одного пространства в другом, вторжением одного пространства в другое.

Вознесение по-народному

Андреа Мантенья. Вознесение. 1461 г.

Сороковой день в христианской поминальной традиции особенно важен. Считается, что в этот день после многодневного странствия в потустороннем мире, душа занимает там соответствующее место в зависимости от земной жизни новопреставленного: попадет в рай или в ад.

Поэтому окончание сорокадневного пребывания Иисуса на земле после смерти сопровождается символическими обрядами, так или иначе связанными с поминовением. Считается, например, что если в этот день случаются вихри и ветер, то это предки возвращаются к себе домой – на небеса.

В этот день часто устраивались похороны кукушки. К Вознесению начинала колоситься рожь и кукушка замолкала, поэтому в народе говорили: «Кукушка подавилась житным колоском» и «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется».

Обряд крещения и похорон кукушки чаще всего считался женским праздником, на который не допускались мужчины. Длился он несколько дней. Для этого символического погребального ритуала изготавливали из травы, ветки или тряпок человекоподобную куклу. Ее наряжали в девичье платье и украшали лентами, бусами и тряпками.

Куклу сажали на дерево или подвешивали на нем, предварительно трижды перекрестив. Крещение означало для девушек и молодых женщин кумление: обмен крестиками, братскими поцелуями, подарками и совместную трапезу. Все это сопровождалось танцами и песнями:

Вознесение по-народному

Похороны кукушки

«Кума, не драться!/Кума, не бороться!/Кума, помириться!/ Покумимся, кума,/Подушимся, душа!/Не браниться нам, кума,/До Троицына дня!»

Похороны куклы-чучела-кукушки совершались в тот же или на другой день. Существовали некоторые местные обычаи похорон. Так, например, на Руси существовал обычай «хождения в жито». «Хождение» было многозначно и, в частности, одной из его функций было  вызывания дождя.

Дело в том, что  Вознесение было точкой, когда жито переходило из одного статуса - «зелени» в другой – «ржи» или «пшеницы». Заканчивался период всходов и наступало время бурного роста и подъема вверх (это еще одно народное значение праздника «Вознесения»).

Природный смысл в народном понимании и был основным в Вознесении. Природе надо было помогать, на что и были направлены все магические действия, в том числе и похороны кукушки.

Очень важно было предохранить посевы от засухи и вызвать дожди, которые помогли бы росту и созреванию посевов. Отсюда, например, обычай - во время засухи делать куклу Сухотинушку, класть ее в гробик и, оплакивая, хоронить.

А во время сильных проливных дождей делать Мокротину и совершать с ней те же действия. Или, если не было долго дождя, молодежь устраивала похороны Матронки: рвала траву мокрицу, клала ее в лапоть и пускала по воде. Одновременно бросала в воду вдов и старух и держала их там.

Вознесение по-народному

Образ женского плодородия

Дело в том, что всходы и Вознесение в аграрном смысле было связано с плодородием, что  ассоциировалось с молодостью и  расцветом. Отсюда кукле часто придавали особо выраженные черты плодородия и фаллический смысл, старость надо было как можно дальше отстранить от этого действа, потому что:

«Иде девки красны шли,/Там и рожь густа,/И ужиниста,/И умолотиста!/Иде бабы прошли, /Там и рожь пуста,/И неужиниста,/И неумолотиста»». 

Плодородие связывалось с сексуальной сферой и водой. Отсюда и особая выраженность половых признаков в антропоморфной кукле и внимание, удаляющееся в обрядах воде.

Существовал еще один обряд, тоже связанный с куклой: в Вознесение, после службы, народ шел  крестным ходом вместе со священником смотреть жито. Смотреть в том смысле, как мы смотрим за детьми, в смысле следить за ними, чтобы чего дурного не случилось.

Вознесение по-народному

Крестный ход

Во время молебна на краю жита оплакивали и «хоронили» куклу, прося Бога послать дождь: «Спаситель, спаси нас всех и дай нам, Боже, дождь». Если куклу вешали на березе, то через неделю ее обязательно снимали и бросали в реку, полагая, что после этого обязательно пойдет дождь.

С Вознесением связана еще  одна особенность: Вознесение всегда выпадает на один и тот же день недели – четверг, хотя календарная дата праздника – плавающая, и меняется от года к году, привязанная к Пасхе. В народе четверги в страстном и пасхальном циклах считаются особыми днями.

Начиная со страстного четверга и до четверга восьмой недели по Пасхе – все четверги отмечались. Последний из святых четвергов приходится на Троицыну неделю. Особенное значение имели  три последних четверга – 6,7 и 8-й недели по Пасхе. Они имели свои названия: Вознесенский четверг – Спасовдан, Семик - Велики Спасодан и четверг на Троицыной неделе - Мали Спасовдан.

Вознесение по-народному

Н.Силаева. Крестный ход

Вознесенский четверг на Руси обязательно сопровождался Крестным ходом, который получил название – «Крестоноши». Крестоноши оберегали поля и посевы от вредителей и служили своего рода оберегами. Священники, участвовавшие в этих крестных ходах, освящали поля своей принадлежностью к  сакральному пространству.

Более того, иногда для большего урожая народ валил дьячков на землю и катал их по земле, т.к. считалось, что их дородность и священнический сан сделают урожай тоже тучным. Крестные ходы во главе со священниками обходили с молебном все поля, виноградники, большие сады, бахчи, а иногда и кладбища, на которых обновляли крест. Словом, все места, которые требовали особого внимания и возрастания посещались крестоношами.

Потом участники крестоношей отдыхали и отправлялись обратно в селение, где устраивалась общая трапеза, начинались игры, танцы, хороводы и песни.  Вознесение было поистине всенародным праздником и молодежным досугом.

Вознесение по-народному

Б. Кустодиев. Крестный ход

«Хождение в жито» имеет и другие значения и смыслы. Так обходы с крестным ходом вокруг границ села и жита означало собирание, связывание пространства, отделяющее свое от чужого. Круг замыкался, ограничивая свое, которое подлежало защите. По границам часто втыкали Кресты и сакральные деревья, которые украшали. Они оберегали от вредителей и набегов чужих.

Другой смысл «хождение в жито» связан с хождением вообще. Считается, что ходьба магически воздействует на плодородие земли: «Где хоровод ходит, там жито родит; а где не бывает, там жито вылегает». Но после Троицыной недели ходить по полю запрещалось.

Хождение тесно связано с плодородием: ноги ближе всего к земле, они связаны с растительным миром и уравниваются с хтоническим началом. Кроме того, ноги относятся к низу человека, что так или иначе связано с функцией плодородия и сексуальной сферой.

Вознесение по-народному

Ноги как фаллический символ плодородия

«Хождение в жито» обладает еще одним смыслом: теофаническим.   Он связан  с Богом-путником, который странствует по земле и участвует во всех делах рук человеческих, так же, как и все святые угодники, помогающие людям в земледелии.

Поскольку Крестные ходы были непосредственно связаны на Руси с Вознесением, то считается, что Иисус Христос первым обошел все поля, поэтому даже существовал запрет выхода в поле до Вознесения, потому что в это время  Сам Иисус ходит по земле, побуждая жито расти: «Пошел Христос на небеса, потащил житушко за волоса».

«Хождение в жито» словно повторяет действия Самого Бога, охраняющего урожай и способствующего его росту, а священники в этом контексте рассматриваются как заместители Иисуса Христа. И еще один смысл хождения – измерение всходов: если можно спрятаться в них, урожай будет хороший. На Вознесение в хлебе прятались дети: если они были видны, то это считалось плохой приметой.

Вознесение по-народному

Измерение посевов. Прятки детей

Измерению был посвящен обряд бросания в поле недоеденных пирогов и яиц, которые приносили с собой. Если на расстоянии их было видно, значит,  урожай будет плохим. Таким образом, Вознесение в народной традиции – это прежде всего восхождение, рост и подъем, чему и посвящены основные обряды и приметы праздника.

Существуют и другие вознесенские обычаи, например, печь к празднику пироги с семью перекладинами, символизирующими лесенку, по которой Иисус Христос восходил к небу. Печь оладьи, которые считались онучами для Иисуса, но это же и известный всем погребально-поминальный обряд.

Вознесение по-народному

Вознесенские пироги с лесенками

Словом, народные традиции переосмысливали христианские праздники, придавая им свой смысл и свое содержание, приспосабливая их к природному началу. Не исключением был и праздник Вознесения-Ушествие.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged богословие, народные праздники, фольклор, Цветная Триодь. Bookmark the permalink.

2 Responses to Вознесение по-народному

  1. Спасибо, Насати. С праздником Вас!!!

  2. Nasati says:

    Тина!! Сколько информации! Спасибо огромное!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *