Триодь Цветная. Воскресение Твое…

Триодь цветная. Воскресение Твое...Триодь Цветная – неотъемлемая часть пасхального цикла и такая же важная, как Триодь Постная.

Обе Триоди составляют единое целое. Связывает их, прежде всего, Пасха.

Раньше эта книга издавалась одним томом и называлась она  "Триодион".

Позже книга была разделена на два тома: Постную Триодь и Цветную.

Название "Триодиона" происходит от трехпесенных канонов (слов «три» и «ода»-песнь), которыми отличается эта книга от Октоиха - основной богослужебной книги.

Весь период, в течение которого Церковь использует Триодь, поются каноны, состоящие из трех (реже - четырех) песен.

Но Цветной Триоди, на мой взгляд, меньше повезло, чем Постной. Про Постную Триодь и Великий Пост сказано и написано очень много и подробно. И не только с точки зрения богослужебной, но и богословской, потому что каждая неделя Великого Поста несет большую богословскую нагрузку.

Цветная Триодь до патриарха Никона начиналась с Лазаревой субботы, фактически - с Цветоносной или, как привычней и понятней, с Вербной недели. Это было логично, т.к. Великий пост заканчивается в пятницу, а суббота и Воскресение к Великому Посту уже не относятся.

В старообрядческой церкви этот порядок сохраняется до сих пор: Триодь делится именно так: до Лазаревой – Постная, после Лазаревой – Цветная Триодь. Никоновская реформа изменила порядок: Цветная Триодь стала начинаться с Пасхи, что несколько исказило название Триоди.

Но, тем не менее, ясно, что Постная Триодь относится к предпасхальному периоду, Цветная – к постпасхальному. И тот и другой периоды симметрично отражают друг друга. Великий Пост вместе со Страстной седмицей длится семь недель, период Цветной Триоди тоже семь недель.

Триодь цветная. Воскресение Твое...

Постная Триодь имеет середину, отмечаемую Крестопоклонной неделей, Цветная тоже имеет середину, которая отмечается Господским праздником Преполовение. Он длится целых восемь дней, как большие двунадесятые праздники.

Постная Триодь заканчивается самым большим праздником церковного года - Пасхой, Цветная – вторым по значимости праздником - Пятидесятницей, которая считается Днем рождения Церкви и началом домостроительства Духа Святого.

На Великий Пост приходится Благовещение, на Цветную Триодь другой большой праздник - Вознесение Господне, которым заканчивается период домостроительства Господа Иисуса Христа.

Триодь цветная. Воскресение Твое...

Постная Триодь начинается с подготовительных недель, Цветная – заканчивается эпилогом:

неделей всех святых, в земле Российской просиявших.

После этого наступает Петровский пост и клирос возвращается к обычной службе по основной богослужебной книге - Октоиху.

В ней недели расположены строго по дням недели – от понедельника до воскресения и каждая неделя имеет свой глас. Всего гласов восемь, что и дало название Октоиху (октава - восемь). Это период неподвижных богослужений, привязанных к Рождеству. Он длится весь остальной год вплоть до подготовительных к Великому Посту недель.

Пасхальный цикл живет по особым правилам богослужения: более напряженным, более духовно насыщенным, более продолжительным, более строгим. Великопостные службы  сохранили древние богослужебные традиции, которые мало изменились и сегодня. Этот период называется периодом  богослужений подвижных дней года, потому что строго привязаны к Пасхе.

Триодь цветная. Воскресение Твое...

Тайная вечеря

Период Цветной Триоди является постепенным и медленным спуском вниз, к обычному богослужению, более подверженному изменениям под влиянием времени и особенностей местных обычаев.

Как в Великопостный период мы поднимаемся по ступенькам к вершине года и духа, медленно и с остановками, так и спускаемся вниз мы тоже медленно со своими остановками и постепенным возвращением с обычному порядку.

Цветная Триодь имеет шесть остановок на пути спуска - по количеству воскресений в периоде. Пасха - первое воскресение Цветной Триоди. Второе - Антипасха и третье – жен-мироносиц  тоже связаны  с Воскресением Христовым. Антипасха или Фомино воскресенье (в народе – Красная горка) впервые в году вспоминает Воскресение Господа, хотя по времени оно произошло позднее, чем явление Воскресшего Христа женам-мироносицам.

Но с богословской точки зрения уверение Фомы более насыщенно, более важно, поэтому оно стоит вторым после Пасхи и богослужение Антипасхи (вместо Пасхи) вновь повторяет всю Пасхальную службу, в том числе и для тех, кто не успел или не смог по каким-то причинам быть на праздничной службе в пасхальную ночь.

Триодь цветная. Воскресение Твое...

Рембрандт. Уверение Фомы.

Четвертое, пятое и шестое воскресения связаны с евангельскими чтениями и теми чудесами, которые Иисус творил перед Распятием. И связаны они все образом Живой воды, которой Господь исцелил слепого, предложил напоить самарянку и силой которой Он заменил Силоамский источник, исцелив расслабленного.

На четвертую седмицу приходится праздник Преполовения, на шестую – Вознесение Господне. Седьмая неделя заканчивается праздником Троицы или Пятидесятницей. С этого дня вновь начинаем петь тропарь Духа Святого «Царю Небесный».

И еще одна особенность Цветной Триоди. Этот период связан с особыми поминальными днями. Первый - Радуница, второй - Троицкая суббота - непосредственно перед праздником Пятидесятницы. Эти дни имеют очень много примет, особых обрядов и отмечаются в народе очень широко.

Триодь цветная. Воскресение Твое...

Троицкая неделя вся праздничная, поста нет. В понедельник  отмечается Духов День, посвященный Святому Духу, а со следующей недели начинается пост Петра и Павла. Круг замыкается и мы вступает в нормальную обычную колею.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged богословие, православное богослужение, Цветная Триодь. Bookmark the permalink.

2 Responses to Триодь Цветная. Воскресение Твое…

  1. Сергей! Вы зашли на сложный текст, который для непосвященных в православное богослужение очень сложен и, наверное, непонятен. Поэтому огромное спасибо, что прочитали и оставили комментарий.

  2. Сергей says:

    Благодарю Вас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *