Чистота

chistota1

Марк Шагал. Каин и Авель. 1911 г.

Чистота, чистый, чистая, чистое, чист - сотни раз употребляется  в Библии, как в прямом, так и в переносном смысле. Но как говорится чистота чистоте рознь. Жертвоприношение Авеля и Каина было жертвой послушания, никак не ограниченное чистотой и закончившееся, как известно,  братоубийством. Жертва Ноя, в отличие от жертвы Авеля и Каина, была жертвой от чистых животных и жертвой чистой.

Жертва послушания и жертва чистая, на мой взгляд, две крайности, между которыми располагаются все смыслы чистого. Жертва послушания соотносится с ритуальной чистотой, не связанной с внутренним состоянием человека. Она - знак готовности вступить в отношения с Богом, являясь своего рода пропуском в святую общину.

Жертва чистая предполагает совсем иное. В этом случае человек совершает действия, направленные к внутреннему очищению, примиряющему его с Богом после искупления греха.

Эта жертва совершается не ради внешнего послушания, а ради внутреннего очищения, она носит исповедальный характер, который исключается в первом случае. Например, Исповедь исключается при Крещении, поскольку человек еще не принят в христианскую общину и не может участвовать в христианских Таинствах, к которым относится Исповедь.

chistota4

Кох, Йозеф Антон «Пейзаж с жертвоприношением Ноя»

Такую очистительную  жертву приносит Ной после Потопа. Потоп своими водами очистил человечество от допотопных грехов и Ной приносит благодарственную жертву из чистых животных в знак примирения с Богом. Эта очистительная жертва подобна радуге, воссиявшей на небе после Потопа, являющейся знаком примирения Бога с человеком.

Этот же смысл несет в себе название крышки Ковчега Завета, где хранились скрижали с десятью заповедями. Крышка называется «очистилище», с нее Бог говорил с Моисеем и она окроплялась жертвенной кровью раз в год, когда священник входил в Святая святых, принося жертву за грехи народа своего.

Святость и чистота неотделимы друг от друга, чистота - условие святости, все святое и сакральное отделяется от профанного очищением. Прикосновение к святыне нечистыми руками карается Богом. Любой священный сосуд это не горшок для приготовления пищи и не чаша для пития.

chistota2

Марк Шагал Молитва еврея. 1913 г.

Но условием участия в священной общине является соблюдение внешних ритуальных действий, которые определяются каждой религией  по-своему.  Ветхий Завет перечисляет обязательные ритуалы очищения, которые еврейский народ, как взятый в удел Бога, должен выполнять, чтобы иметь право называться святым, т.е. отделенным от окружающих его народов.

Так позднее христиане были взяты в удел Сыном Божиим и тоже стали народом избранным и царственным священством, но с другими правилами.

Ветхий Завет не объясняет, почему устанавливаются те или иные правила для отделения чистого от нечистого или почему любые действия, связанные с половыми отношениями, даже узаконенные и благословленные Богом, требуют очищения. Эти правила просто устанавливаются и их следует строго выполнять, независимо от того, понимаешь ты их или нет.

Так ребенку вовсе не требуется понимание требований родителей, которые учат его соблюдению определенных правил поведения в социуме. Так послушник, войдя в монастырь, не должен задавать вопросов духовнику, почему  капустную рассаду надо сажать корнем вверх и затаскивать верблюда на стену. Он просто должен следовать требованиям своего духовника или Учителя.

chistota

Елена Cередина (Котляр). Субботнее благословение

Ветхий Завет – тот же детоводитель, который является необходимым условием для достижения истинной святости, наступающей после длительного внутреннего очищения сердца.

Новый Завет идет дальше Ветхого, он предполагает человека зрелого, взрослого, который может отвечать за свои поступки, а не просто следовать внешним ритуалам, отвечать за понимание того, что он делает, потому что человек сам несет ответственность за свое внутреннее состояние.

Отсюда накал борьбы, которую ведут фарисея против Иисуса, выступающего за осмысленность, ответственность и свободу человека. Иисус Христос постоянно вступает в спор с фарисеями по поводу их приверженности внешним обрядам, называя их гробами повапленными, внутри полных нечистоты.

Он с иронией говорит, что законники готовы отправить Сына Божия на смерть при этом строго соблюдают ритуал умовения рук, готовы оставить человека в болезни, потому что в день субботний запрещено исцеление и любой труд,  готовы убить женщину, пойманную в прелюбодеянии, просто потому что так положено по закону, хотя нет человека без греха.

chistota7

Ян Ливенс (1607-1674). Пилат умывает руки.

Новый Завет постоянно подчеркивает, что ритуальная чистота вовсе не гарантирует чистоту внутреннюю, которая является конечной целью любой духовной практики и религии. Омовение рук и формальное соблюдение ритуалов не делает фарисеев чистыми сердцем.

О чистом сердце надо молиться и просить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», как молился Давид после прелюбодеяния с Вирсавией и убийства ее мужа. Внешними ритуалами здесь не обойдешься.

Но это уже следующая ступенька очищения. Послушание не гарантирует чистоты, но  чистота гарантирует послушание. Новый Завет рассказывает, как непросто было иудеям, принявшим христианство, признать, что теперь вся фарисейская традиция с ее ритуалами и правилами перестает иметь всякую силу. По большому счету для них это стало духовной трагедией, и борьба продолжалась не одно десятилетие и после принятия христианства.

Ну, и в конце - простые правила соблюдения чистоты:

chistota6

1. Чистота рук - не брать чужого и лишнего. Невозможно нажиться на другом человеке. Нечестные деньги не принесут счастья, они не могут быть чистыми.

2. Чистота ушей - не слушать злых, обеспокоенных, раздраженных, испуганных слов.

3. Чистота глаз - беречь глаза от  зависти и желания иметь  то, что имеет ближний. 

4. Чистота рта - не  сквернословить и не празднословить, молчание золото.

5. Чистота тела и одежды - держать тело и одежду в чистоте.

6. Чистота мыслей - не реагировать на дурные помыслы. 

7. Чистота души и сердца - хранить сердце в чистоте, ибо "всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека. хранить сердце и душу, помня, что все дурное исходит из сердца".

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *