Магический реализм Бальтюса

balthus3

The white skirt (Белая юбка)

Французский художник Бальтюс (граф Бальтазар Клоссовски: 1908-2001) – один из самых таинственных и мистических художников двадцатого века, чьи  картины больше напоминают магический реализм с его сказочным миром, чем сюрреализм, к которому он примкнул лишь в начале своего творческого пути.

Не был он и модернистом, хотя после шокирующей публику картины «Урок гитары» (1934), его с шумом приняли в круг авангардистов. Картина действительно странная. В ней  художник изобразил респектабельную учительницу музыки,  избивающую девочку-подростка.

Подросток лежит на коленях у учительницы как труп Христа, юбка девочки задралась и обнажила ее плоть. В момент насилия она рвет блузку учительницы, обнажая ее правую грудь. Момент насилия повторится и в другой картине Бальтюса «Жертва» (1939-46), где на постели спит обнаженная девочка, а возле кровати в темноте лежит на полу уготованный для нее длинный нож, символизирующий ее убийство.

balthus4

Урок гитары

Насилие и жестокость по отношению к невинному существу, по мнению Бальтюса, есть суть общества. Именно поэтому Антонен Арто доверяет ему сделать декорации к своему спектаклю Театра Жестокости «Ченчи», а потом художник проиллюстрирует роман «Грозовой перевал», тоже наполненный жестокостью и злом.

Бальтюс дружил со многими, входившими в круг сюрреалистов - Кокто, Батаем, Пикассо, Джакометти, а Антонен Арто был его  близким другом, но все-таки Бальтюс всегда стоял особняком, а после войны уже никогда не возвращался к сюрреализму.

Художник был гением-одиночкой, сторонившимся публичности и не любивший раскрывать душу перед чужими людьми. Вся его жизнь прошла на обочине и не в последнюю очередь из-за  ненависти к тем, кто пытался произвольно толковать его картины, а потому всерьез выставляться он начал только после шестидесяти лет.

balthus5

Жертва

Приоткрыть завесу таинственности над своей жизнью Бальтюс  решился в конце жизни, когда ему было уже почти девяносто. Тогда он написал книгу, в которой рассказал о своем детстве, родителях, отчиме (знаменитом Райнере Марии Рильке),  о том, кто на него повлиял, о работе, его теории искусства и как она пересекается с историей, литературой и духовностью.

Бальтюс не имел профессионального художественного образования, его школой стал Лувр, где он копировал по совету Боннара и Дени великого Пуссена. Обучение продолжилось в Италии, куда его взял отец. Там начинающего художника покорили  итальянские средневековые фрески Франчески, чья эстетика остановленного времени определила последующий индивидуальный стиль художника.

В полотнах Бальтюса время словно заморожено, движение жизни успокоено, жесты приостановлены, как в детской игре «Море волнуется раз…» на слове «Замри!» Чтобы понять его картины, необходимо обнаружить в них тайну, магию реальности, которую он открывает зрителю.

balthus6

Улица

Художник работал всегда очень медленно, иногда проводя годы за работой над единственной картиной, делая к ней многочисленные наброски. Особенностью художника было и то, что он работал сериями, в чем явно прослеживается влияние Сезанна.

После войны живопись Бальтюса стала более плотной, изменилась тема его картин, но по-прежнему оставалась его приверженность построению магической реальности, что бы он ни писал: портреты, натюрморты или пейзажи. Строгий состав и неподвижность времени  оставались неизменными. В них застывала тайна.

В сороковые и пятидесятые годы  Бальтюса стала волновать тема таинственно-пробуждающейся женственности и как она зарождается в девочке-подростке. Такого интереса к детской подростковой эротике ни у кого нет, разве что у Эгона Шиле. В образах Бальтюса есть запрещенные сексуальные фантазии, просвечивающиеся сквозь благопристойность и невинность.

balthus10

Комната, 1952-54 г.г.

Юная девочка, чистое существо – идеал красоты и невинности является объектом зависти и разрушения, потому что любая идеализация порождает насилие, желание уничтожить то, что человек хотел бы иметь, но оно для него недостижимо. Эту идею разрабатывали многие психоаналитики и философы того времени, в том числе и старший брат художника Пьер Клоссовски.

Но в юном существе пока все между – между невинностью и порочностью, между девочкой и женщиной, между детством и юностью. В серии картин о пробуждении женщины в подростке все символично: позы - соблазнительные, чувственные и эротичные;

бабочки, летящие на свет лампы, не понимая, чем для них обернется этот свет; кошки с их плавными мягкими движениями, готовые выпустить цепкими когтями, и зеркала, отражающие внимательный взгляд девочки на то, что в ней еще только зарождается.

balthus2

Спящая девочка

Во всех картинах Бальтюса ощущается чувство надвигающейся катастрофы. Искусственное благополучие буржуазного общественного порядка, отраженное в статике пространства, заимствованное Бальтюсом из живописи эпохи Возрождения, находится под угрозой коллапса.

Это чувство возникает не только из-за угрозы насилия, но и потому, что все пространство словно разбито на отдельные части, не складывающиеся вместе. Все фигуры - плоские и кажется, словно они вот-вот перестанут повиноваться законам трехмерного пространства и выпадут из картины.

Этот момент потенциального неповиновения законам и выпадения из картины символизируется постоянным появлением кошки, особенно в картинах с эротической встречей. На кошку разрешается смотреть и даже ее трогать, но так же, как в прикосновении к кошке может отсутствовать насилие,

так верно и то, что кошка может сломать табу, не нарушая символического порядка. Так Бальтюс, король кошек и девочек, дает ключ к разгадке своих картин: «Кто знает тайну пола? Возможно, кошки, но они не говорят».

balthus7

Девочка и кошка

Более пятнадцати лет, с 1961 по 1977 год, Бальтюс  был директором виллы Медичи в Риме. В Италии он продолжает изучать фрески Франчески и картины Караваджо, испытывая сильное влияние классических образов. С конца шестидесятых годов художник начинает выставляться в музеях столицах Европы и Америки: Париже, Лондоне, Нью-Йорке…

В это время Бальтюс стал проявлять интерес к культуре Дальнего Востока, он неоднократно бывает в Японии, где встретился с  будущей женой. Его интересует не только живопись, но и философия,  литература и религия Востока. Появляется серия картин, вдохновленных этим увлечением.

balthus11

Прекрасные дни.

О художнике писали многие: Арто, Камю, Бонфуа, Рильке, Элюар, его брат Пьер Клоссовски, Феллини и другие. Когда художник умер, в последний путь его провожал президент Жак Ширак.  Магический реализм Бальтюса волнует и очаровывает, фигуры его девочек-подростков лиричны, нежны и подобны непорочным ангелам, что делает изображение художником детства и отрочества одним из самых сильных в мировой живописи.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged художники. Bookmark the permalink.

14 Responses to Магический реализм Бальтюса

  1. Спасибо, Юра. Надеюсь, что Галина это прочитает. Открыла Вашу ссылку. Сразу (мне кажется) понятно, как найти эту точку. И все про нее написано. М.б. кто-то еще заинтересуется.

  2. yuriyapril says:

    Тина вот инфо по точке….,
    точка действительно интересная…если у вас есть почти любая ( в любом месте тела и головы) боль, находите её и сильно давите, можно даже с ногтем большого пальца…, это позволяет разделить ваши болевые ощущения и может в итоге помочь…
    У меня есть очень интересный 2 — х томник:
    The Natural Healer`s Acupressure Handbook Basic G — Jo and Advanced автора: Michael Blate
    Там есть абсолютно все по G — Jo — терапии, но она, кажется только на английском.
    Книги замечательные, прекрасный атлас и описание применнения при любых заболеваниях!

    Ну а это из итернета, первое что попалось…
    http://zhong-yi.ru/tom3/hegu.html

  3. Вот так и в России надо бы сделать, а то посрубают, а чтобы снова посадить — никого нет.
    ____________________________________________________________________

    Юра, посмотрите, пжл, комментарий Галины к тексту «Мыть руки». Она спрашивает, как найти точку «Хе-гу»? Я в этом ничего не понимаю, а у Вас есть опыт. Подскажите, пжл. Ждем ответа.

  4. yuriyapril says:

    Тина, в июне этого года я проводил отпуск в Канаде…, очень лесная страна…
    Если ты где — то вырубаешь дерево ( это еще нужно доказать, зачем?) при разрешении…, ты обязуешься посадить три дерева, за свои канадские доллары…, и попробуй не сделай, соседи все видят…, не открутишься…

  5. А Вы говорите… Природа требует заботы, как и все живое, и тогда она отдаст человеку сверх меры.

  6. yuriyapril says:

    да везде раздельная тара…, и разные машины у дома их забирают в определенное время и оставлять машину на улице в эти часы — нельзя…, дорого стоит, их забирают , ну а потом — денежку плати…
    банки собирают бомжи и не только …, их везде принимают…
    а на пляжах я встречал энтузиастов, которые собирают мусор !!! — бесплатно из чувства ответственности перед природой — фантастика…!!!!!

  7. Вот!!! И я о том же, когда человек помогает природе, а не просто ее уничтожает и использует, это очень даже хорошо и полезно. Помните, Вы рассказывали (и не только Вы) об Израиле, как они пустыню превратили в оазис, где сейчас растут деревья, цветы, замечательные фрукты и овощи. Одна моя приятельница, которая побывала по турпутевке в Иерусалиме, удивлялась, насколько большая разница между территорией Палестины, где живут арабы, и Израилем, где живут евреи. Небо и земля. И Ваш случай с Калифорнией, и мой случай с Валаамом и Соловками, пример того, как человек может природе помогать. Если озаботиться не ее покорением (Энгельс), а ее сохранением.

    У нас, в отличие от Калифорнии, все обрезки от деревьев вывозят на свалку или сжигают. Никаких чудо-машин, о которых Вы рассказываете, я не то что не видела, но даже и не слышала о них. Это потому что экология у нас на последнем месте. Одни разговоры. В Европе и Америке, судя по Вашему рассказу, все по-другому. Даже с теми же бутылками. В Европе, да и у Вас — тоже, наверное, по всем улицам стоят специальные контейнеры для них причем с разделением тары. А у нас — они валяются по всему городу.

  8. Ничего себе!!! Под корень! Кто-то готовит площадку для строительства очередного торгового центра, наверное. У нас в городе лет пятнадцать-двадцать назад была огорожена огромная территория прямо в парке. Кто-то купил ее и забросил. Вся территория за это время заросла и покрылась мусором. А в этом году мэрия озаботилась реконструкцией парка. Забор снесли, площадь вычистили, проложили велосипедные дорожки и стало приятно смотреть на красоту. Деревья не вырубили, слава Богу. Редкий случай. Удивляет одно: почему в самом центре города был искусственно организован заброшенный пустырь, еще с девяностых, когда все все скупали, пока давали скупать.

    Есть и варварский случай, примерно такой же, о каком рассказываете Вы. Был сквер, тоже в центре, прямо рядом с мэрией (я живу недалеко и все происходило на моих глазах). Его разбили тогда еще молодые строители КАМАЗа еще в начале семидесятых, когда город еще только-только начал строиться. А город строился в степи, где деревьев вообще не было. И вот с годами сквер за сорок с лишним лет распушился, деревья выросли большие, там всегда было много гуляющих. И вот кто-то вознамерился на этом месте построить выставочный центр. Долго шла тяжба, потому что жители близлежащего дома стали возражать, пошли в суд, но дело проиграли. И весь сквер вырубили, прямо под корень, ни одного дерева не осталось. Жители тогда пожаловались самому главному начальнику Татарстана — его президенту, когда он в очередной раз приехал к нам в город. Он дал указание, чтобы сквер восстановили. И что же? Огородили эту строительную площадку, повтыкали какие-то фонари, на заборах красуются красивые картинки с видами будущего сквера и два года что-то внутри забора происходит. Но чтобы выросли такие же деревья, какие были, потребуется еще сорок лет. И никто не понес ответственности.

    Это к вопросу об отношении не то что к природному лесу, а даже к тому, что было благоустроено и высажено самими жителями. Я помню город в самом начале, деревьев почти не было, пустынный город, на голом месте. Потом стали появляться вот такие замечательные скверы и кому-то очень захотелось на их месте что-то пстроить, хотя других мест хватает. но это же лакомый кусочек, в центре, рядом с мэрией… Как не откусить?!!!

  9. nadilel@mail.ru says:

    Как же я согласна свами, Тина! У нас, на первом этаже, была детская поликлинника, а перед ней небольшой садик, после перемен, услуги детям перенесли в общий котел — поближе к районной болнице, бывшее место кто-то ( мы так и не узнали кто ) — купил, заколотил, а садик радостно зарос, раскинулся и стал великолепным прибежищем для птиц… А вчера и сегодня, я маялась от визга електропилы — деревья все пообрубали на одном уровне, кустарники вырубили, все кривые ( услада японских глаз и моих тоже ) деревья спилили под корень и теперь торчат обрубки стволов… прилетят птицы весной, а дома нет ;(
    А о животных — это такое больное место дла меня… Нашу собачку 6 лет терзали, все хотели щенят, но я берегла ее, называя весталкой, предлагали кастрировать — не дала, она для меня член семьи — уважать не нужно, но любить и заботиться — обязательно. В сеньтябре пришлось сделать операцию — пиаметра, все винили меня, мол не дала собаке щенят родить, но я не люблю замыкаться без вины виноватой, перерыла инет и сунула им под нос инфу, что эта проблема у собак, кстати и у кошек тоже, бывает очень часто и к родам отношение не имеет…. выходили мы ее, поставили на лапы, теперь осталось у нее только два инстинкта — поесть и поспать, а было три…;)

  10. yuriyapril says:

    По — поводу животных — согласен…,
    Мой кот в Одессе получал все прелести натурально животной жизини и даже кошечку соседскую, когда она была к этому готова!!!
    … а вот на счет деревьев…, к примеру по всей Калифорнии обрезают регулярно деревья…, тут же стоит машина, которая все это превращает в древесную труху…, а затем, рассыпают по склонам оврагов, рядом со скоростными трассами, короче везде, а затем регулярно поливают…, и на всем этом сажают древья! Так из пустыни делают зеленые оазисы… Все зеленые полосы в Калифорнии так сделаны и это огромные пространства… так что, иногда человек бывает и полезен природе…

  11. «Как и с Природой, которую человек никак не может подчинить себе, потому — уничтожает».
    _________________________________________________________________________________________
    Очень точное замечание! Абсолютно согласна, но как быть с искусственным обрезанием тех же деревьев (у нас в феврале начинается в городе поголовная стрижка кустов и деревьев). Это как со стерилизацией котов и кошек. Сейчас и котов не кастрированных не найти. Недавно ходила с кошкой к ветеринару, только предлагают — операцию и очень удивляются, что она у меня еще не стерилизованная. А есть знакомые, которые не только кастрируют, но еще и ногти обрезают, в лучшем случае, в худшем — просто их удаляют. И что это за зверь такой получается? Остается одно название — кот. Зато как приятно: никакого запах, никакого весенне-осеннего кошачьего ора, и мебель цела, и человек доволен.

  12. nadilel@mail.ru says:

    Что делает общество с женщиной, после того, как наиграется в куклы?…
    ————————————————————————————————-
    …идеал красоты и невинности является объектом зависти и разрушения, потому что любая идеализация порождает насилие, желание уничтожить то, что человек хотел бы иметь, но оно для него недостижимо…
    ———————————————————
    Как и с Природой, которую человек никак не может подчинить себе, потому — уничтожает.

  13. Я тоже люблю обнаженное тело, но мне больше нравится красота молодой женщины. В подростковом эротизме меня привлекает скорее философская сторона, чем сексуальная.

  14. yuriyapril says:

    эротизм незрелого девичьего тела…, мне понравилось…, впрочем, всегда был сторонником — ню…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *