Рональд Брукс Kitaj. Наваждение. Часть 1

kitajРональд Брукс Kitaj (далее РБ  Kitaj) известен как инициатор и куратор первой выставки художников Лондонской школы живописи: в 1976 году он решил организовать выставку с  необычным названием «Человеческая глина».

В ней приняли участие художники - приверженцы фигуративной живописи в противовес существующему тогда засилью абстракционизма. В их числе были Френсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Франк Ауэрбах, Леон Коссофф, Дэвид Хокни и, конечно, сам РБ  Kitaj. Были представлены и другие художники, но именно с этими именами ассоциируется сегодня Лондонская школа живописи, под чьим названием она и вошла в историю искусства.

РБ Kitaj очень необычный художник. Его включают в число представителей поп-арта, но интересен он тем, что сумел соединить литературную основу с визуальной, расширив их трактовку и интеллектуально обогатив живопись. Страстный коллекционер книг, он находил свои темы в истории и литературе, в творчестве великих художников, чьи портреты появлялись в его картинах, и в жизни великих писателей, а также философов и политических деятелей.

Так наиболее характерная для него картина «Осень в Париже» показывает в центре сюжета – Вальтера Беньямина, который являлся его кумиром, а здесь – одновременно дирижером и жертвой всеобщего безумия.

kitaj1

Р.Б.Китай. Осень в Париже (В.Беньямин - в очках в центре картины)

Вальтер Беньямин тоже был страстным коллекционером книг и создавал сборники цитат, которые переписывал от руки. РБ Kitaj делает что-то подобное только не в тетрадях, а на холсте, создавая коллажи из фотографий, вырезок газет, фрагментов изображений разных фигур и лиц известных личностей, которые, собранные вместе в одной композиции, создавали контекст истории и времени.

Картины РБ Kitajа – это ребусы, загадки и одновременно провокации, которые сложны для восприятия и расшифровки, поскольку требуют знания того, что за лица изображены на картине, откуда они и почему собраны здесь.

К его выставкам делаются обширные справочники, расшифровывающие замысел художника, так же, как и сам художник предпосылал своим выставкам большие комментарии и  интерпретации картин. Это  было частью его художественного творчества, в котором он видел подражание талмудической традиции интерпретации библейских текстов.

В искусстве РБ Kitajа очень сильны автобиографические черты, а также одержимость еврейской темой и темой существования диаспор. Это - тема Кафки, Фрейда, Беньямина и вообще человека, никуда не вписывающегося, живущего как неприкаянный Агасфер, обреченный на вечное блуждание в мире, где его никто не принимает. Почти в тех же словах о неприкаянности поэта писала Марина Цветаева:

Да, не выгорело:
За городом мы!

За городом! Понимаешь? За!
Вне! Перешед вал!
Жизнь – это место, где жить нельзя:
Ев – рейский квартал...

Так не достойнее ль во сто крат
Стать Вечным Жидом?
Ибо для каждого, кто не гад,
Ев – рейский погром —
Жизнь.
(Поэма Конца)

kitaj5

Р.Б.Китай. Убийство Розы Люксембург, 1960. На картине не показано само убийство, а только тот момент, когда тело бросают в Ландверский канал. Это был последний кайзеровский триумф и  первый  - нацистский.  Вверху лица Германии,  символизирующие социальный контекст убийства. Памятники говорят об исторической признательности Розе Люксембург, а газетный отрывок цитирует публикацию о ней. Это типичное историческое полотно Р.Б. Китая.

Художник-интеллектуал, для которого литературный и философский материал не менее значим, чем художественный, РБ Kitaj выделялся из числа других богатейшими знаниями в области истории, искусства, литературы, живописи, психоанализа, философии и культурологии.

Его тема - идентификация и самоопределение личности в современном мире. Сам художник считается одним из великих неприкаянных XX века, вечным странником и вечным Жидом. С середины семидесятых его ведущей темой становится опыт существования диаспор вообще и еврейской диаспоры, в частности. Диаспорист – любой, вынужденный жить в двух мирах сразу: в общепринятом и своем, потаенном.

Искусство  для РБ Kitajа – не самоценность, а поле интеллектуального исследования самых сложных философских вопросов истории двадцатого века. Так, исследуя тему возникновения  фашизма и Холокоста, он пишет странную, на первый взгляд, картину «Подъем фашизма» (1975-1979), в которой дает свой ответ на этот вопрос.

kitaj3

Р.Б.Китай. Подъем фашизма. 1975-1979

Художник  передает мрачную атмосферу нарастающего фашизма в Европе, подчеркивая его  ужас  красками: темно-синее море, черная кошка на переднем плане, пока едва заметный черный бомбардировщик слева на горизонте, купальщик в черном в центре группы фигур и черное небо на заднем плане справа.

Центральная фигура группы купальщиков – фигура фашиста в черном купальнике и с черным шлемом на голове. Слева – прекрасная и похотливая женщина – жертва фашизма. Фигура купальщицы справа – это Европа, с интересом наблюдающая за тем, что будет дальше. Ее тело покрыто кроваво-красными пятнами, но она как бы и ни причем. Бомбардировщик, показавшийся слева,  пересекает Ла-Манш и вскоре с этой идиллией будет покончено.

Фашизм у РБ Kitajа – это  не только черная краска, но еще и олицетворение природной похоти и зова крови обнаженной природы, сбросившей с себя  культурные одежды. Нацизм – это превосходство одной крови одного народа над кровью другого народа, что неминуемо ведет к смерти, в  тона которой  окрашено полотно. Картина актуальна и для сегодняшнего зрителя, который ищет ответы на тот же  вопрос: откуда, из чего вырастает фашизм - из любопытства равнодушных или из природы человека?

Картина создавалась в течение нескольких лет. Сначала появились  три картины с разными женщинами на отдельных листах. Потом они соединились в голове художника. Началась работа по созданию единой композиции путем склеивания фигур в разных вариантах их расположения.

kitaj7

Р.Б.Китай. Еврейский читатель, 1984-1985. Картина показывает еврея, странствующего в вагоне поезда. За окном виден крест как символ христианства и труба, как символ страданий еврейского народа. Это символы современного диаспориста и инакомыслящего, для которых состояние бытия на дороге является интеллектуально и эмоционально необходимым

В технике  написания картины художник вдохновлялся «Танцовщицами» Дега, выполненными пастелью, и «Купальщиками» Сезанна. Дымчатая пастель стала  одним из  любимых приемов РБ Kitajа с тех пор, как он увидел в 1975 году  картины Дега в Париже, а свой дом в Лос-Анжелесе, куда он периодически возвращался и там же закончил свой жизненный путь, художник  сравнивал с домом Сезанна в Эксе-ан-Провансе.

Родился Рональд Брукс Kitaj 29 октября 1932 года в Кливленде штата Огайо. Мать, Жанна Брукс, была урожденной американкой, но  из семьи русских евреев-иммигрантов. Отец – Зигмунд Бенуей - тоже из числа еврейских беженцев, но вскоре он бросил семью.

Мать вновь вышла замуж - за венгерского еврея Вальтера Kitaj, бежавшего от нацистов из Вены в 1938 году. Мальчику было тогда девять лет,  он взял фамилию отчима. Родители будущего художника не были практикующими иудаистами, мальчик рос в либеральной  атеистической атмосфере.

В семнадцать лет, после окончания школы, Рональд Брукс Kitaj пять лет посменно работает на торговом флоте в качестве моряка. Но параллельно начинает учиться рисованию и искусствоведению  в Нью-Йорке, потом в Вене и Париже. В двадцать один год женится и играет протестантскую свадьбу. Брак длился двенадцать лет. В браке родился сын Лем, но через пятнадцать лет жена покончит жизнь самоубийством.

В год свадьбы Рональд Брукс Kitaj едет в Испанию изучать историю испанской инквизиции, еврейской диаспоры и каталонского искусства. В 24 года поступает на службу в армию, а после службы продолжает учебу в школе рисования в Оксфорде, посещает лекции по искусствоведению и оканчивает Королевский колледж искусств в Лондоне. Здесь начинается его дружба с Дэвидом Хокни, которая продолжается всю жизнь.

kitaj6

Р.Б.Китай. Еврейская свадьба. 1983-1993. На картине изображена еврейская свадьба в синагоге самого Рональда Китая. Супружеская пара чуть справа в свадебных национальных нарядах. В центре - сын от первого брака и приемная дочь (в белом). Справа друзья художника Дэвид Хокни и Леон Коссофф. Слева за приемной дочерью - художник Ауэрбах, а еще левее - художник Люсьен Фрейд. За ним - раввин в черной шляпе. Внизу - голова еще не родившегося сына Макса. Всего десять человек, необходимых для еврейской свадьбы

В тридцать один  год у художника состоится  персональная выставка в Лондоне,  через два  –   в Нью-Йорке. В Лос-Анджелесе начинается преподавательская деятельность Рональда Kitajа. Здесь он знакомится со своей второй женой – художницей Сандрой Фишер. Их свадьба состоится через двенадцать лет, когда художнику исполнится пятьдесят и уже в синагоге со всеми полагающимися еврейскими обычаями. Через год у них родится сын Макс.

В 1976 году (в 44 года) Рональд Брукс Kitaj организует ту, самую известную, выставку, положившую начало Лондонской школы живописи. У художника начинается период осмысления еврейской традиции, еврейской диаспоры, еврейской живописи. А в 56 лет появляется первый манифест диаспористов. Весь последующий период художника так или иначе связан с темой еврейской диаспоры и еврейской традиции.

В 1994 году состоится ретроспективная выставка художника, который недавно отметил свой шестидесятилетний юбилей. Выставка стала одновременно и поражением, и триумфом художника, высшей точкой его жизненной карьеры и самой большой жизненной трагедией, от которой Рональд Брукс Kitaj не смог оправиться и через тринадцать лет покончит жизнь самоубийством.

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Еврейская страничка, художники. Bookmark the permalink.

9 Responses to Рональд Брукс Kitaj. Наваждение. Часть 1

  1. Елена, огромное спасибо, что Вы так внимательно читаете мои посты и даже отправляете их в сеть. Я это не практикую, но обязательно возьму на вооружение. Вторая часть о художнике интереснее — там как раз об эффекте психической гигиены.

  2. Elena says:

    Большое спасибо, Тина, что познакомили меня с интересным человеком, талантливым художником и неординарной личностью. Рональд Брукс Kitajвпечатляет! Твит

  3. Нет, только что от Вас услышала, сразу полезла в Интернет. Уже поверхностное знакомство — мой художник!!! Занесла себе в свою тайную записную книжечку, где ждет своей очереди много чего интересного. Спасибо!!!!

  4. nadilel says:

    Раз уж речь пошла о диаспористах, то мне интересно, знаком ли вам художник Аршиль Горки ( Востаник Манук Адоян )?

  5. nadilel says:

    Да, Тина, для меня это неоценимые сведения… Пожалуй позиция художника, его философия, для меня важнее, чем результат его творчества, наверно потому, что считаю в творчестве важнее процесс (путь)…

  6. Согласна с Вами, Вы увидели картину точнее — действительно, она как убитая птица.

  7. Для меня этот художник тоже ближе всех. Мне нравится его философская позиция и интеллектуализм, а также его концепция диаспоризма. К диаспоритсам он относит те фигуры и типы, картинам которых он дает названия, оканчивающиеся на «ист»: ориенталист, арабист, сенсуалист, сезанист, неокубист, коммунист, социалист, каббалист, испанист, кафеист и т.д. Я верю в мощь созданного типажа в искусстве. Некоторые из них становятся друзьями, но все диаспористы (большинство из которых не-евреи) — это те, кто создал свой собственный мир странным и прекрасным способом». Меня эта тема очень сильно трогает. Если Вы заметили, то в числе тех, о ком пишу, подавляющее большинство диаспористов, если пользоваться терминологией художника. Люди, которые вываливаются из пределов дозволенного и устоявшегося, так сказать, выродки. А у Китая, оказывается, существует целая теория на этот счет и манифест таких людей. Потрясающе! Вам, как художнику, его творчество интересно и другими сторонами. Я очень рада, что Вы узнали с моей помощью новое.

  8. nadilel says:

    Потрясающая картина» Убийство Розы…»! РБ Kitaj изобразил ее убитой птицей …

  9. nadilel says:

    Очень интересно и познавательно…спасибо Тина. Еще один потрясающий художник Лондонской школы. Пожалуй эта живопись мне ближе всех.
    Удивительные работы РБ Kitaj, которые нужно читать, а не смотреть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *