Аршиль Горки. Параллельная вселенная

arshil_gorki24

Аршиль Горки. Сад в Сочи. 1941

(Начало здесь и здесь) В сороковые годы Аршиль Горки вступает в этап своей зрелости. Ему тридцать шесть – возраст критический для многих творческих натур, но для него эти годы становятся годами расцвета таланта. Аршиль Горки создает один за другим такие шедевры, как триптих «Сад в Сочи»,

«Водопад», «Лист артишока в виде совы», «Печень как петушиный гребень», «Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе»,  «Агония», «Год за годом», «Календари», «Плуг и песня», «Черный монах», «Нежная ночь» и др.

Во всех его картинах есть тайна, похожая на  ребус, ждущий своего решения, но вы не находите ключа, который позволил бы разгадать эту тайну. И тогда понимаете: его картины – это совершенно другой,  альтернативный мир, новая поэтическая вселенная, существующая параллельно нашей.

arshil_gorki27

Аршиль Горки. Год за годом

Последней точкой в долгом двадцатилетнем пути Аршиля Горки стала встреча с сюрреалистами, бежавшими из Европы в Америку после начала Второй мировой войны. Все, что он нарабатывал в течение двух десятков лет, вдруг выплеснулось на полотно и заиграло сочными яркими красками, наполненными таинственными знаками и сладострастием.

Аршиль Горки нашел свой стиль, ни на кого не похожий и в то же время похожий на всех сразу. Его метод - собирание и синтез идей, взятых у многих художников, но усиленных собственным внутренним зрением и пониманием.

В его картинах можно прочитать  Сезанна и Кандинского,  Миро и Матисса, Пикассо и Гогена, Боннара и Матта и в то же время все они настолько органично соединены в единое целое, что поражаешься, как он смог это сделать, как смог создать такую вселенную, в которой живут все стили одновременно.

arshil_gorki28

Аршиль Горки. Цветочная вода Mill. 1944

Любимым и единственным правилом обучения, которое Аршиль Горки не уставал повторять своим ученикам: «Копируйте искусство — подражайте природе». И сам он в течение всей своей жизни следовал этому правилу.

Национальный колорит и личность художника, чувственно-эмоциональная насыщенность красок превратили французскую традицию в изысканный сочный продукт, от которого невозможно оторвать глаз. Титанический труд, проделанный художником над собой, его сильные и слабые стороны вдруг встали на свое место и заиграли всеми гранями его таланта как драгоценный алмаз.

Андре Бретон, лидер группы сюрреалистов, увидев картину «Печень как гребень...» воскликнул: «Это одна из самых важных работ, сделанных в Америке!»

arshil_gorki29

Аршиль Горки. Печень как гребень петушка. 1943

«Горки — первый из художников, - пишет Бретон, - кому полностью был открыт секрет сюрреализма. Он достиг чистой линии. Он соединяет и объединяет бесконечное число физических и умственных структур. Образы Горки — это гибриды, конечный результат, полученный от созерцания натуры, смешанного с преломлением памяти детства и многого другого, результат, спровоцированный интенсивной сосредоточенностью наблюдателя, одаренного весьма исключительным эмоциональным даром».

Картина, восхитившая Бретона, была показана на выставке сюрреалистов в Париже в 1947 году. Некоторые видят в ней  сексуальную драму и ностальгический намек на армянское прошлое. Сам художник говорил, что его «Печень…» выражает армянскую нежность, но одновременно – венец и мужскую гордость.

Обезглавливание петуха одним ударом ножа означало в Армении доказать свое мужество. Разноцветные водянистые пятна полупрозрачного цвета напоминают перья петуха. Они расположены вокруг остроконечных, подобно шипам, форм, в которых угадываются клюв и острые когти.

arshil_gorki26

Аршиль Горки. Один год в Милкуиде. 1944

У каждого из художников Горки брал какую-то  идею или деталь, увеличивал ее так, что она становилась  абстрактной, но более яркой, более живописной, более полной и мощной, превращаясь в органическую форму. Взяв у Роберто Матта  идею линии, он усилил ее, обогатив собственным вариантом прочтения.

Взяв у французского ташизма пятнистость, он усилил ее  регулированием положения отдельных, изолированных друг от друга, цветовых пятен на однотонном фоне. Взяв у Кандинского идею цвета, он  превратил цвет в плоть, которую наращивал на скелете тонких линий. Сегодня Аршиль Горки считается одним из величайших колористов своего времени.

В его работах есть две излюбленных  цветовых шкалы: черно-сине-серо-белая, в которой выполнена одна из самых интересных картин «Нежная ночь», и красно-розово-коричнево-охристая, в которой выполнено большинство картин последнего периода Аршиля Горки.

arshil_gorki30

Аршиль Горки. Агония. 1947

В кроваво-красной, огненно-бордовой тревожной «Агонии» читается трагедия последних двух лет его жизни. В 1946 году случился пожар в мастерской, в огне сгорело около тридцати картин. Набирала обороты и агония личной  жизни:  у него обнаружен рак прямой кишки, операция, потом автокатастрофа, перелом позвоночника и развал семьи. Счастье, любовь, творчество - все осталось позади.

После диагноза рака, ему была сделана операция, в ходе которой зашили задний проход, а  на брюшной полости сформировали искусственный анус. Врачи не предупредили Аршиля Горки о тяжелых последствиях операции, прежде всего психологических.

Не предупредили, показывая фотографии счастливых лиц, перенесших такую операцию, что она кардинально меняет жизнь и психологию. Замкнутость, раздражительность, капризность, частое состояние депрессии и утрата способности к сексуальной жизни.

Весь этот букет последствий стал проявляться у Аршиля Горки вскоре после операции: он болезненно переживал свою немощь, никогда не допускал жену и других к чистке своего кишечника, его новая физиология требовала, чтобы рядом всегда были ванна и туалет, он замкнулся.

arshil_gorki31

Аршиль Горки. Обугленные возлюбленные II. 1946

Стал мнительным и ревнивым, капризным и депрессивным с тяжелыми эмоциональными срывами, сексуальная жизнь была нарушена. Все это угнетало жену и негативно влияло на семейную жизнь. В конце концов, жена не выдержала и  вместе с детьми ушла из дома.

Все эти состояния и переживания в его картинах - как на ладони. После пожара Аршиль Горки пишет две картины  с красноречивым названием:  «Обугленная возлюбленная I» и «Обугленная возлюбленная II». Они разительно отличаются по цвету и настроению от картин начала сороковых. Здесь все покрыто пеплом, душа - словно выжженная земля.

Апатия, безнадежность, тоска и полная беспросветность:  жизнь превратилась в пепел. Чуть позже будет написана  трагическая «Агония», в которой апатия сменилась жестокой агрессией, кровавой атакой, обостренной душевной болью.

Но картины самого счастливого периода  жизни, первых лет брака, рождения долгожданных дочек выполнены в сочных, светлых, жизнерадостных и ярких тонах. Аршиль Горки полон сил и надежд, казалось, что все плохое позади и жизнь налаживается. Его работоспособность зашкаливает.

arshil_gorki32

Аршиль Горки. Водопад. 1943

Лето сорок второго года он проводит в Коннектикуте, где ему показывают великолепный по красоте и мощи водопад. Он возвращаяется к нему снова и снова, каждый день. Водопад напомнил  о доме, горах, Родной Армении, бурных горных реках, все, о чем тосковал.

Он стоял на скале у водопада как зачарованный. Поток воды с шумом падал вниз на огромные камни, брызги разлетались в разные стороны, играя на солнце и превращаясь в странные формы. Аршиль был абсолютно счастлив. Картина «Водопад» стала настоящим прорывом и первой картиной, в которой прозвучал собственный стиль. Аршиль Горки нашел себя.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Восток - дело тонкое, художники. Bookmark the permalink.

2 Responses to Аршиль Горки. Параллельная вселенная

  1. Да, Вы правы. Сила духа людей творческих (художников, писателей etc) потрясающая. Аршиль Горки вообще тронул до глубины души. Сколько мужества, силы воли и духа!!! Боролся до конца, сколько мог, сколько хватило сил. Много материала осталось за рамками текста. Жаль, что много писать — значит утомлять читателей. Четыре текста про одного художника — это у меня большая редкость. Так было только о Сезанне и о Сутине. И вот с Аршилем Горки. Поразительный художник!

  2. nadilel says:

    Спасибо Тина, за содержательный и очень интересный материал…
    Интересно то, что при всей трагичности жизни, творческие личности проявляют удивительную силу духа, оставаясь верными в любви к искусству.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *