Антонио Гауди-3. Смена стилей

gaudi47

Эль Каприччо

Начало здесь
Продолжение здесь

Антонио Гауди начал свое сотрудничество  с семейством Комильяс, к которому принадлежал, покровитель, меценат и друг Гауди Эусебио Гуэль, издалека.

Ему был сделан заказ от родственника Гуэля  одного из самых богатых людей  маркиза  де Комильяс.

Проект летнего особняка Эль Каприччо выполнен в том же восточном стиле, что и Каса Висенс, и во многом повторяет его планировку.

Цокольный этаж занимают хозяйственные помещения, на первом этаже - несколько гостевых комнат и спален с отдельными ваннами. По коридорам-галереям из спален можно попасть в центр здания - общую гостиную с высоким двухуровневым потолком. Мансарды занимают служебные помещения.

Особым образом выделен фасад здания. Он украшенный цоколем из грубого необработанного рельефного камня (рустикой), разноцветными рядами кирпичей и керамической изразцовой плиткой с зелеными листьями и цветами подсолнуха. Она как лента вьется по всему периметру особняка и является отличительной его особенностью.

gaudi29

Эль Каприччо

Восточный стиль особняка подчеркнут высокой угловой башней в виде минарета в персидском стиле. Он вырастает над входом в здание, символизируя восточную роскошь, а вход в особняк украшен коринфскими колоннами. Усадьба расположена в очень красивом живописном саду, пальмы и экзотические растения которого подчеркивают изысканную красоту минарета и всего особняка.

Все детали здания и интерьера тщательно продуманы: решетки балконов, красный цвет выступов под крышей, кирпич, узоры капителей колонн и плитки, ограда и цветочницы, даже мебель, которую проектировал сам Гауди. Все несло на себе смысловую или архитектурную нагрузку, создавая единый и органичный ансамбль. Тщательная продуманность всех деталей от экстерьера здания до его интерьеров стала фирменным стилем Гауди.

gaudi56

Мебель и интереьер, спроектированные Антонио Гауди

Однако проект был реализован под руководством другого архитектора, Гауди непосредственного участия в строительстве не принимал и, как говорят, ни разу не появился на строительной площадке.

После проекта Эль Каприччо основным заказчиком Гауди становится Гуэль и первый заказ - строительство усадьбы Гуэля около Барселоны. Через два года Гауди проектирует дом Гуэля уже в Барселоне. Крупный промышленник не был бессребреником, он знал, что наиболее выгодным вложением является недвижимость, но не просто недвижимость, а архитектурные шедевры. В результате Гуэль не только обогатился за счет шедевров Гауди, но и стал моральным авторитетом Каталонии.

В течение тридцати пяти лет Гауди был личным архитектором семейства Гуэль. Он обеспечивал проектирование и строительство не только крупных архитектурных сооружений в виде усадьбы, дворца, церкви и парка, но и всяких мелочей, начиная от сушки для белья, декоративных фонтанов и кончая мебелью и другими предметами интерьера.

gaudi48

Конюшня усадьбы Гуэля с воротами дракона

Строительство усадьбы Гуэля на окраине Барселоны длилось более трех лет. Началось оно со строительства служебных помещений: входной группы с воротами, домика привратника, конюшни, манежа для выезда лошадей и смотровых площадок. Часть сооружений утрачена, но входная группа, определяющая облик шедевра,  с воротами дракона, домиком привратника и конюшней сохранилась.

Этот грандиозный проект Гауди стал последним, выполненный в модном тогда испано-арабском стиле мудехар. Это было дешево, кроме того постройки носили утилитарный характер. Шедевром, венчающим всю композицию и являющимся ее центром, являются ворота, выполненные по чертежам архитектора. Они изображают дракона с открытой пастью, который охраняет владения хозяина. На них виден фамильный вензель - буква G

gaudi43

Домик привратника усадьбы Гуэля

В этом проекте Гауди пробует новые идеи с высокими параболическими перекрытиями и низкими стенами, пробует новые декоративные находки. В настоящее время в здании конюшни располагается кафедра Гауди, хранится архив архитектора и трудится множество ученых.

По окончании строительства усадьбы практически сразу начинается проектирование и строительство городского дворца Гуэля в Барселоне, которое длилось пять лет. С этого здания начинается новый стилистический период Гауди: он много и часто использует элементы готики и неоготики.

gaudi46

Центр входной группы усадьбы Гуэля - ворота дракона

При реализации заказа дворца Гуэля перед архитектором стояла очень сложная задача: втиснуть дворец в очень маленькое пространство размером 18х22 метра. Это заставило его искать новые решения для овладения пространством. Ограниченность земельного участка компенсировалась неограниченностью пространства наверху и Гауди начинает экспериментировать с использованием форм, устремленных вверх.

gaudi50

Дворец Гуэля. Внешний вид

Отличительной особенностью внешнего вида дворца Гуэль является ряд эркеров, которые позволяют увеличивать внутреннее пространство помещений и их освещенность. Украшением здания  являются два входа с коваными железными воротами, через которые въезжали экипажи гостей в просторный каретный двор. Между воротами находится кованый железный герб Каталонии - шедевр кузнечного мастерства.

Экипажи по винтовой лестнице спускались в подвальное помещение, где располагались конюшни. Гости поднимались наверх по парадной винтовой лестнице. Центральный зал украшался витражами и перекрытием, которое заканчивалось куполом, напоминающим звездное небо. Подвальное помещение украшено грибообразными колоннами, выложенными из кирпича в духе Ренессанса.

gaudi33

Дворец Гуэля. Ворота для экипажей с решетками. Между воротами - герб Каталонии. Над воротами эркеры второго этажа

Поражал своим великолепием внутренний интерьер, элементы которого тоже проектировались Гауди. Денег не жалели: здесь и бук, и черное дерево, и эвкалипт, и резные потолки с листьями из золота и серебра. Дымоходы от каминов и вентиляции заканчивались башенками-украшениями, становясь своеобразным каменным садом на крыше. Ни одна не повторяла другую. Потом это  стало фирменной находкой Гауди, повторяющейся в разных вариантах в разных зданиях.

gaudi39

Интерьер дворца Гуэля

Параллельно со строительством дворца Гауди началось строительство епископского дворца и ряда других религиозно-церковных сооружений. С этого времени Гауди окончательно переходит под покровительство аристократии и церкви, которые становятся его основными заказчиками. Ни один архитектор не имел столько церковно-религиозных заказов, как Гауди, и столько заказов от богатой аристократии, сочетавшей в себе ортодоксальную религиозность, любовь к роскоши, изысканным вещам и богатому интерьеру.

gaudi38

Интерьер дворца Гуэля. Купол в виде звездного небя

Епископский дворец в Асторге, строительство которого длилось двадцать шесть лет, выполнен в готическом «чистом» стиле, без всяких украшений, декоративных элементов и напоминает средневековый романтический замок. В таком же строгом стиле спроектирована школа Colegio Teresiano при монастыре Марии Терезы в Барселоне. Вверху здание украшено маленькими башенками в неоготическом стиле и тоже напоминает средневековый замок.

gaudi41

Епископский дворец

Последней работой, выполненной за пределами Каталонии в том же неоготическом стиле, напоминающим крепостной замок, стал дом Каса Ботинес в Леоне. Он был построен для местных фабрикантов по рекомендации Гуэля. Жилое здание украшено готическими башенками и монументальным входом.

На первом этаже располагался склад, на втором – апартаменты заказчиков, на третьем и четвертом этажах – квартиры, сдаваемые в наем. Вход дома украшен изображением св. Георгия, убивающего дракона. Святой стал тотемом Гауди.

gaudi52

Каса Ботинес

Очень насыщенный десятилетний период после получения диплома, в котором заказы шли один за другим, закончился срывом и глубоким духовным кризисом. Ему 42 года, он впадает в летаргический сон: отказывается от пищи, переходит на строгое вегетарианство, много пьет воды. Резко изменились его взгляды на одежду, которой перестает уделять внимание, становится затворником, почти ни с кем не общается.

После кризиса  он возвращается в Барселону и начинается самый плодотворный и творчески насыщенный период. Наконец, он вырабатывает свой собственный, ни на кого не похожий, стиль, все больше и больше использующий национальные мотивы, искривленные и параболические поверхности, окончательно отказывается от прямых линий.

gaudi57

Винный погреб Гуэля,

В это время в стране разворачивались баталии между представителями искусства, богемы и свободными художниками с одной стороны, и церковниками, религиозной иерархией, богатой аристократией и реакционным правительством - с другой. Одни, говорили тогда, пахли наркотиками, другие - роскошью, богатством, пышными похоронами и дорогими свечами.

Начались многочисленные запреты со стороны церкви и правительства. Гауди присоединяется ко второй группе. Резкая критика в его адрес со стороны населения и представителей искусства, в том числе и Пикассо, находившегося по ту сторону баррикад, усиливают его одиночество. Он ищет успокоение в работе.

В 1900 году в Барселоне Гауди заканчивает проект и строительство нового доходного дома Каса Кальвет. Заказ на него поступил от вдовы богатого промышленника-текстильщика. По планировке он напоминает дом Каса Батинес, но внешне – это самое традиционное здание, в нем нет никаких готических элементов. Гауди постепенно предпочитает кривые пространства.

gaudi51

Каса Кальвет

Предполагалось, что на первом этаже дома будут конторы, на верхних четырех – жилые квартиры, в подвале – склад для тканей. За этот дом Гауди получил премию, единственную, первую и последнюю.

Вскоре от Гуэля поступает заказ на возведение городка для богатых вдали от Барселоны. Планировалось построить 60 вилл с дорожками, аллеями и беседками, но земли были так дороги и так далеко находились от Барселоны (по тогдашним представлениям), что нашлось только два безумца, выкупивших два участка.

Одним из них был сам Гауди. Из 60 вилл было построено только два жилых дома. В одном из них поселился с отцом и племянницей Гауди.

gaudi54

Парк Гуэль. Вид сверху

Но работа по проектированию сада продолжалась. Сегодня – это самое популярное место в пригороде Барселоны. Сад располагается на склонах высокого холма, который Гауди хотел превратить в город-сад. Не случилось, но то, что сделал Гауди, поражает.

Он сформировал мистическое пространство с символами, знаками, магическими формулами, зашифрованными словами и посланиями. На змеевидной скамье эти знаки повсюду и многие, посидев на скамье, начинали различать слова и надписи, имена, даты и  молитвы.

gaudi58

Центральная лестница, ведущая вверх к «дорическому храму» — рынку

Парк Гуэль - пространство не только для отдыха тела и души, но и для легких,  воздух здесь чист и приятен, и для глаз, который радует необычность архитектуры и мозаики, и для размышлений и интеллектуальных прозрений. Парк спланирован так, что напоминает пружину, которая ведет от подножия холма по тропинкам и лестницам вверх. Он – любимое место для отдыха, для детей и туристов. Парк никогда не закрывается.

Поселившись в парке, Гауди окончательно удалился от мирской суеты и сосредоточился на строительстве своего главного детища Саграда Фамилиа.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged архитектура, художники. Bookmark the permalink.

5 Responses to Антонио Гауди-3. Смена стилей

  1. Новел says:

    Непонятное замечание! Кому нравится, кому нет. В данном случае, это даже очень оригинально!

  2. Конечно. Сейчас пишу о Рождественском цикле Бродского и сердце кровью обливается.

  3. yuriyapril says:

    Тина, да не шучу я, или самую малость..:) .мы ведь все делаем для себя и о себе…, когда говорим о ком — то, делаем, чувствуем — это все только мы, наш взгляд на мир… :)

  4. Вы все шутите, Юрий. Но некоторые тексты я пишу для себя, которые не всегда имеют широкий отклик, в отличие, например, от политической статьи «Вялотекущая шизофрения», на которую пришло столько откликов. Это живая жизнь, но политика меня меньше интересует,а пишу, потому что иногда так достанет, что уже сил нет молчать и куда-то надо выбросит негатив.

  5. yuriyapril says:

    творчество интересное, но народу мало что говорит, нет отзывов, очевидно нет денег для покупки чего — нибудь оригинальног…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *