Иван Пуни

puni

Иван Пуни (1892?), представитель русского авангарда XX века, известен в России гораздо меньше, чем Малевич, Ларионов, Попова, Кандинский, Гончарова и другие художники-авангардисты, с которыми он был дружен и которые тусовались в его петербургской квартире в доходном доме отца.

«…Это была петербургская разновидность дома Экстер, только богемнее. У Пуни бывали … все: Хлебников, Маяковский, Бурлюк, Матюшин, Северянин. Остроумная, полная энергии, внешне обаятельная Ксана Пуни очень скоро сумела оказаться центром, к которому тяготели влачившие довольно неуютное существование будетляне.…».

Но, эмигрировав в конце 1919 года, сначала в Германию,  а потом перебравшись во Францию, Иван Пуни окончательно отказался от прежнего авангардного стиля, написав в 1923 году книгу «Современная живопись». В ней он пересматривает свое отношение к авангарду и резко критикует всё, чему поклонялся больше десяти лет, что активно продвигал финансами и организаторской деятельностью.

puni7Во многом благодаря ему прошла первая выставка художников-авангардистов («Трамвай В») и легендарная последняя  выставка художников-авангардистов («Ноль десять»), на которой Казимир Малевич впервые выставил свой «Черный квадрат». Именно там Малевич раздавал свой «Манифест супрематизма», написанный совместно с женой Пуни Ксенией Богуславской, а сам Иван Альбертович  раздавал листовки о беспредметной живописи.

Но с момента выхода  книги "Современная живопись", Пуни практически перестает писать кубофутуристические работы, сведя на нет игру угловатых деталей, называя ее «беспредметным конструированием». На смену авангарду приходят пейзажи и натюрморты, с  налетом легкой иронии.

Заграница оказалась к Ивану Пуни вполне благосклонна. Только первые годы, особенно берлинский период, где он еще по инерции писал авангардные картины, были трудными. Не хватало заказов, не было денег на рамы для картин, приходилось едва-едва сводить концы с концами.

puni6Но после переезда в 1924 году во Францию и разворота от авангарда к фигуративной живописи и импрессионизму, его адаптация к новой жизни пошла вполне успешно. Иван Пуни становится Жаном Пуни, в 1946 году, после двадцати лет проживания во Франции, он получает долгожданное французское гражданство, его награждают орденом Почетного легиона,наконец,  он становится офицером ордена.

Художник с успехом начал выставляться во многих европейских и американских музеях. Его картины раскупались и пользовались большим успехом, за каждую давали по 350-400 франков. Только во Франции у Пуни прошло девять персональных выставок, и несколько десятков групповых.

В биографических очерках об Иване Пуни утверждается, что тридцать лет французской эмиграции были для него самыми плодотворными, особенно если успех измерять количеством картин, число которых превышает 1200. Французская энциклопедия относят художника к числу  младших импрессионистом, а его фигуративно-импрессионистический стиль сравнивают со стилем Боннара и Вюйяра.

puni10Французская пресса так и называла Ивана Пуни - «русский Вюйяр». С Вюйяром художника роднит изысканность, легкость и нежность тонов, в которых он передает впечатления от парижских улочек и скверов, от пляжей и приморских деревушек, от интимных домашних интерьеров.

Приятные и ласковые, лишенные резкости тонов они создают поэтичную, слегка завуалированную реальность, больше похожую на туманные грёзы. Но историки искусства единодушно признают: картины именно русского периода - лучшие из всего, созданного художником. Именно они делают его фигурой, значимой для современной живописи.

Наверное, и сам художник чувствовал какое-то неудобство от своей популярности, постоянно прячась в мастерской, что находилась недалеко от женского монастыря. Прятался, как прячется улитка в свою раковину. Будучи застенчивым и кротким, он всегда сторонился шумных компаний, предпочитая уединение всему остальному.

puni11

Мастерская Пуни –
это музей наоборот...
Вещи, оставшиеся на своих местах...
Серые и белые фотографии, холсты,
портреты на стенах –
всё несёт на себе цвета Пуни –
цвета радостного взгляда на мир,
смешанные с удивлением перед
тайнами жизни...
(Жак Превер. Поэма «Мастерская»)

С французским паспортом и гражданством, художник оставался русским по духу, скучая по России и чувствуя себя к концу жизни совершенно одиноким. Отсюда во многих картинах парижского периода печальная созерцательность. В своем маленьком убежище, в мастерской, где он провёл сорок лет, художник и умер 28 декабря пятьдесят шестого года.

puni5Посмертная жизнь Ивана Пуни полностью обязана его жене Ксении Леонидовне Богуславской, оставившей свои занятия живописью ради того, чтобы сохранить память о муже.  Последние пятнадцать лет она полностью посвятила изданию каталога-монографии о Пуни.

Для этого Ксения Леонидовна вынуждена была продать несколько картин художника швейцарскому торговцу хлопком Бернингеру. Бернингер, в свою очередь, так увлекся авангардом и творчеством Пуни, что превратился в страстного коллекционера.

Совместными усилиями они выпустили отличный двухтомный каталог-монографию о художнике. Кроме того, Ксения Леонидовна, чтобы увековечить имя мужа, передала в 1964 году 66 картин, раньше экспонировавшиеся в музее Оранжери, Лувру. Позднее, часть картин она передала в Музей современного искусства Парижа, а документы и гравюры – в Национальную библиотеку.

puni12Интерес к художнику возник только в семидесятые годы, когда вообще появился интерес к русскому  авангарду. Тогда же стали появляться монографии и статьи об Иване Пуни, которых сегодня насчитывается несколько сот.

***

Родился Иван Пуни в Куоккале 1892 году, по другим источникам – в 1894. Родился в английско-итальянской семье, известной как семья музыкантов: дед писал музыку к балетам Мариинского театра, отец – играл в том же театре на виолончели. Кроме того, он владел на Петроградской стороне доходным домом.

Отец хотел видеть сына то архитектором, то офицером, отдав в конечном итоге мальчика учиться в военное училище. В эти годы параллельно с учебой в училище Иван берет уроки рисования у разных преподавателей, в том числе и у Репина, жившего недалеко от дома Пуни-отца.

puni3По окончании училища, Иван открывает свою мастерскую в доходном доме отца, а через год выпрашивает у него небольшую сумму, чтобы отправиться учиться живописи в разных «академиях» Парижа. Но лето он неизменно проводит в родных пенатах, где пишет пейзажи и портреты.

В 1912 году Пуни едет в Италию, где знакомится со своей будущей женой Ксенией Богуславской, поэтом и художницей. Вернувшись в Россию, знакомится с поэтами-футуристами и художниками-авангардистами: Маяковским, Хлебниковым, братьями Бурлюками, Малевичем, Ларионовым, Гончаровой и другими.

Оставив прежние увлечения фигуративной и пейзажной живописью, Иван начинает писать в новом стиле, пробуя кубизм, футуризм, супремтизм, примитивизм и изобретает свое личное направление леттризм, который использует в картинах буквы.

puni13Накануне Первой мировой, в 1913 году, Ксения Богуславская и Иван Пуни стали мужем и женой, отправившись в свадебное путешествие в Париж, где оба продолжают учиться живописи. С этим багажом они возвращаются в Петербург.

В 1914-м году художник создает эскиз обложки скандального альманаха с программными текстами лидеров авангарда и рисунками художников-авангардистов. Сборник  запрещён цензурой из-за «порнографии», а тираж почти полностью уничтожен. Следующие два года  он участвует в кружке Малевича «Супремус».

После революции Ивана Пуни, как и других художников-авангардистов, привлекает к работе Луначарский, очень любивший авангард. Привлекает к оформлению Петрограда к годовщине Октябрьской революции. В в 1919 его приглашает в Витебск для преподавания в народном училище Марк Шагал.

puni14Но вскоре, полностью разочаровавшись в новой власти, Пуни решает эмигрировать, что и делает в конце 1919 году, тайно перейдя границу Финляндии, на территории которой оказалась дача отца. Вскоре, получив визу, Ксения и Иван Пуни навсегда покинули Россию...

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged революция, русская революция, русские имена, русские художники, Русский авангард, русское зарубежье, Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *