Замок Вилландри. Часть 1

villandr29

Замок Вилландри. Вид сверху

Замок Виландри, если с ним познакомиться близко, оставляет ощущение теплого семейного дома, в который хочется возвращаться снова и снова.

Это ощущение возникает, правда, не сразу, а только когда погружаешься в его историю, в тот огромный тысячелетний путь, который прошел замок Вилландри, прежде чем обрел и свою семью, и своих хранителей, и своих добрых делателей.

Вот уже более ста лет замок Вилландри принадлежит одной семьи, основатель которой испанец Йоахим Карвальо (1869-1936),  врач и ученый. Его друг по научной деятельности стал нобелевским лауреатом. И он мог бы им стать, но выбрал другой путь – восстановления утраченных традиций средневековья и Ренессанса.

Но научная школа и закалка ученого чувствуется во всем: в системности, трудолюбии, глубоком проникновении в историю вопроса, в тщательности проработки каждого метра, каждого квадрата, каждого клочка земли, осмысленности и не случайности появления даже отдельного цветочка, что можно сравнить только с монашеской подвижнической жизнью и стремлением все творить по Божественному замыслу и Его соизволению.

Испания и Франция всегда славились монашескими традициями, которые здесь нашли свое полное воплощение и продолжаются по умолчанию: от дивного сада Крестов до монашеской структуры сада-огорода и сада лекарственных трав с его кругами и крестами, сокрытого, по традиции древних монастырей, от любопытных глаз.

za

Замок Вилландри. Вид с террасы на сад-огород

Почему-то вспомнился Умберто Эко с его мистически-средневековой книгой «Имя Розы», где с такой же тщательностью описываются монастырские сады, травки, библиотека, в лабиринтах которых путаются не только герои, но и читатели. В замке Вилландри все пропитано средневековьем, переходящим в Возрождение и итальянский Ренессанс.

Когда встретилась с этим местом двадцать лет назад, оно поразило своим внешним видом, так же, как поражает каждого, кто в него входит. Но читая собственные воспоминания о замке и впечатления о нем других, меня не покидает ощущение разрозненности и малосвязанности между собой цветных пазлов-воспоминаний и впечателений, которые требуется собрать вместе, чтобы, собранные  в один рисунок, они могли, наконец, прояснить, что так завораживает в этом замке, что так долго потом не оставляет.

villandr30

Замок Вилландри. Сад-огород

Вилландри - это не только сад-огород, хотя, конечно, и он тоже, и не поразительной красоты и четкости квадраты-партеры, каждый имеющий свое название, и не только дикая природа, соседствующая и не мешающая окультуренной одомашненной, а вместе составляющие две половинки единого целого.

Сад-огород только конец ниточки, ведущей в лабиринт истории создания всего ансамбля замка Вилландри, в котором все выверено, все продумано, все расставлено по своим полочками и местам, как в хорошей библиотеке.

Здесь все выдает руку ученого, по скрупулезности сравнимого только с монашеством, здесь все сохраняет его дух, его требовательность к себе, его серьезность по отношению к делу, за которое он взялся и которому посвятил жизнь, оставив свое мирское призвание.

villandr28

Замок Вилландри. Лабиринт из кустарников. В центре - башня

Этот дух ведет, как нить Ариадны, в понимание смысла замка, ведет вглубь, выход из которого находишь только дойдя до центра лабиринта, где  назначена встреча с Богом. По этому принципу на территории замка создан лабиринт из кустарников, и, на мой взгляд, он и есть ключ к самому замку Вилландри.

Не всем удается сразу прийти к центру, надо потрудиться. Мне тоже не пришлось воочию увидеть лабиринт, потому что, как всегда, галопом по Европам, но вот фотография, на которой можно найти не только путь к Богу (центру), но и увидеть бесконечные дырки в кустарниках, проделанные для заблудших овец христовых.

Кстати, лабиринт сделан не по греческому образцу, в котором прячется страшное животное Минотавр. Это лабиринт Возрождения, проникнутый христианским духом, где движение человека символизирует движение жизни, в центре которого его всегда ждет встреча с Богом, а не со страшным Минотавром.

Лабиринт символизирует начало пути посвящения человека и в нем есть два пути: широкий и дальний, узкий и близкий. Каждый может испробовать себя и найти их на фотографии.

villandr34

Замок Вилландри. Сад-огород. Июль 2013

Символизмом средневековья проникнут не только лабиринт, но и все садово-парковое пространство замка. Изюминкой и кульминацией его, центром и восторгом, является, конечно, сад-огород. Но прежде чем он появился, было прочитано, проработано и восстановлено многое из уже утраченного в ландшафтной культуре к началу XX века.

Сад состоит из девяти квадратов. Почему девять? Девять – символическое число: три раза по три, а Троица – один из христианских догматов. Но каждый квадрат имеет свой геометрический узор, отличающий его от других, нигде и ничто не повторяется и не цитируется.

Каждый квадрат - смешение овощей и цветов, обрамленных медленно растущим самшитовым кустарником, требующим подрезки только раз в году. Цвета чередуются между собой: красная капуста, красная свекла, синий лук-порей, зеленая ботва моркови, которые в своих сочетаниях создают иллюзию многоцветности, как в сумках известной фирмы Louis Vuitton.

villandr32

Замок Вилландри. Август 2013

Тщательное изучение литературных источников позволило Карвальо мысленно воссоздать сад-огород XVI века, к восстановлению которого он и приступил. Такой огород возник в монастырской среде средневековья. Монахи любили геометрические формы, в которых выращивали различные овощные культуры.

Чтобы украсить свой партер, каждый монах в центр помещал розу, олицетворявшую собой Деву Марию. Так возникла традиция совмещения овощных и цветочных культур, что особенно поражает и делает сад уникальным и неподражаемым.

В саду много крестов, созданных из кустарников и цветов, есть и особый сад Крестов, о котором – дальше. Но есть еще один символ сада: каждый монах – одиночка и он укрывается в партере, как в своей келье, стенами которой служат кустарники самшита. Все симметрично и строго распланировано, как и в монастырской жизни, где все подчинено  регламенту и правилам.

Кроме  монастырского влияния, имеющего корни во Франции и Испании, есть у сада-огорода и другой вдохновитель – Итальянский Ренессанс, от которого в саду-огороде идет множество украшений и декоративных садовых элементов: фонтанов, беседок, вазонов, ажурных решеточек, навесных пешеходных и зрительских проходов, превращающих обыкновенный огород из утилитарного в шедевр садово-паркового искусства.

villandr33

Замок Вилландри. Сад-огород. Сентябрь 2012

Посадки в саду-огороде производятся дважды: весной и осенью, чтобы он цвел практически весь год, меняя свой окрас. Высаживается сорок видов овощей, принадлежащих к восьми ботаническим видам. Прополка  только ручная, чтобы не повредить корни кустарников.

При этом необходимо согласовывать между собой форму и цвет растений и учитывать особенности землеоборота, чтобы земля отдыхала и не перегружалась. Вся система орошения утоплена и находится под землей.

Вода в нее поступает из каналов, которыми замок окружен со всех сторон. Каждое последнее воскресенье сентября в замке проходит праздник День Огорода, на который съезжаются профессионалы и любители садоводы.

villandr31

Замок Вилландри. Сад-огород. Ноябрь 2013

К монашескому Саду-огороду примыкает Сад лекарственных растений. Он незаметен за деревьями и располагается на относительно небольшой территории, между старинной церковью и Садом-огородом, что тоже очень символично.

Этот Сад – тоже традиционный сад средневековья. В нем выращивается около тридцати ароматических и целебных трав, а на клумбах растет до сотни сортов различных цветов. Сад разработан Карвальо, но заканчивали его создание внук и жена. Травы здесь посажены по кругу, символизирующим вечность, а аллеи Сада образуют на пересечении Кресты.

villandr35

Замок Вилландри. Все сады. Сад лекарственных трав слева (выделен цветом)

Сад-огород и сад Лекарственных растений расположены в самом низу замка. На него выходят окна апартаментов нынешнего хозяина. Он тоже посвятил свою жизнь саду и бережно сохраняет семейные традиции по обустройству замка.

И последнее в этой части. Два сада, о которых рассказала, находятся на последнем, третьем, уровне общего садово-паркового ансамбля по имени «Замок Вилландри». О втором и первом уровнях сада - рассказ в следующей части.

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged архитектура, Парижский дневник. Bookmark the permalink.

8 Responses to Замок Вилландри. Часть 1

  1. Огромное спасибо за такую высокую оценку текста. Я долго над ним работала и осталась довольна тем, что получилось. Это бывает не так часто со мной

  2. В замке живет хозяин-наследник основателя — Корвальо. У него трое детей, если не ошибаюсь. Живут они в одном из строений замка, окна его апартаментов выходят прямо на сад-огород. Их можно увидеть на картинке они — на втором этаже (справа строение двухэтажное). Обслуживают сад 8-10 садовников, ну и сам хозяин с детьми, как полагаю. И все успевают, несмотря на размеры сада.

  3. Станислав says:

    Изумительный материал!

  4. Вольдемар (АЛТАИЧ) says:

    Поддерживают то всё это дело, монахи что ли? А в замке кто обосновался?

  5. Елена, я очень рада Вашему комментарию и Вашему посещению моего блога. Вы же редко заходите, но потому и радостно. Вы тоже были в этом замке? Он замечателен. Пишу и радуюсь себе, что мне посчастливилось его видеть, а сейчас и понять его идею. Это очень захватывает.

  6. Elena says:

    Очень интересный рассказ о дивном замке и прекрасном парке! Большое спасибо! Парк чудесен, действительно как жемчужина! Это место обладает мощной притягательной силой! Твит

  7. Я старалась. Этот замок для меня все равно, что продной. В нем столько идей, мыслей, которые близки мне. Идеология парка просто потрясающая и спрятана как жемчужина и в то же время — идея парка так проста и так вся на виду, если только знаешь, как и откуда она появилась. Парк-идея и парк- чудо! Парк настоящего ученого-подвижника.

  8. Людмила says:

    Тина, спасибо Вам огромное! Вы так щедро делитесь, тем что знаете и любите! Всего Вам доброго!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *