Библейские сюжеты. Хэ Ци

heqi

Хэ Ци. Ной после потопа

Библейские сюжеты всегда привлекали художников. Наиболее известны иллюстрации Гюстава Доре, которыми до сих пор украшаются многочисленные издания Библии.

И мы, воспитанные на картинах западных мастеров, с трудом воспринимаем другое художественное исполнение библейских сюжетов.

Но совсем недавно открыла для себя целый пласт иной культурной традиции, которая пытается осмыслить христианство в иных художественных образах. Это художники Восточно-Азиатского региона: Японии, Китая, Индонезии, Тайланда, Гонконга….

Они объединились в Азиатскую Ассоциацию христианского искусства, организуя выставки художников, поражающих свежестью,  уникальностью и  новизной прочтения Библейских сюжетов. Знакомство с этим направлением христианского искусства не только дает пищу глазу, но и  показывает иное прочтение Евангелия.

Начну с китайского художника Хэ Ци (He Qi). Как художник он начал свой пусть во времена Китайской культурной революции. Тогда его, как и многих молодых людей, отправили в деревню для работы в полях. Но, чтобы освободиться  от монотонной и тяжелой  работы на улице, он начал писать портреты Мао Цзэдуна.

heqi1

Хэ Ци. "Его здесь нет".  Иллюстрация сюжета, когда мироносицы не нашли тела Иисуса и им явился ангел со словами "Его здесь нет"

Однажды ему на глаза попалась репродукция картины Рафаэля «Мадонна». Картина не обратила его в христианство, но поразила воображение. Глаза Девы Марии долго не давали ему покоя, пока он не стал делать копии с картины. Так началось его знакомство с эпохой Возрождения и открылся путь в христианство.

Хэ Ци принимает христианство и уезжает за границу учиться. Там он знакомится с западным искусством и пытается найти свой стиль. В Германии он пишет докторскую диссертацию и по ее завершении становится преподавателем духовной семинарии города Нанкин (недалеко от Шанхая) и профессором философского факультета университета города.

Писать картины на библейско-евангельские темы художник начал в 1983 году и вот уже более тридцати лет занимается этим. Его искусство – это синтез традиционных китайских способов изображения: элементов народных обычаев, прикладного китайского искусства  -резки бумаги, ткачества, народных костюмов - и западного искусства средневековья и современности.

heqi2

Хэ Ци. "Бегство в Египет". Младенец Иисус держит яблоко, являющееся символом первородного греха, но Он родился, чтобы искупить людей в мире, поэтому только держит яблоко, но не ест: Он не повторит первородного греха

Хэ Ци создал свой неповторимый  художественный стиль живописи  «цвет-на-бумаге» (artistic style of color-on-paper painting), напоминающий и витражную технику средневековья, и искусство художников-примитивистов (Анри Руссо), и кубистов (Пабло Пикассо), и экспрессионистов (Жоржа Руо), и постимпрессионистов Ван Гога и Поля Гогена одновременно. Как он сумел все это совместить – уму непостижимо!

В его картинах присутствуют традиционная китайская живопись,  буддизм,  национальный фольклор и разные стили западных мастеров живописи. Художник является и евангелистом-теологом одновременно.

Так, например, художник часто использует традиционный для китайской живописи черный цвет,  обрамляющий  картины-витражи, но в сочетании с яркими цветами и волнистыми линиями внутри сюжета создается неожиданный эффект яркого Света во тьме, Солнца и Радуги на черном фоне.

heqi3

Хэ Ци. "Воскресение Христово". Сцена в саду:  Воскресший Иисус и справа внизу Мария Магдалина, не узнавшая его, решив, что это садовник. Но услышав Его голос поняла, что это ее Учитель

Этот взгляд на христианство кажется странным, потому что  показывает нам явление Иисуса в мир  как  проявление Божьей любви к Своему творению, отрицающий тот путь христианизации запада, который был связан с войнами и кровью. Светоносный образ Иисуса Христа художник-философ подчеркивает буйством красок и богатством композиций. Это мир после бури, которую укротил Спаситель.

Художник  говорит, что Иисус Христос - посланник мира, радости и Света, проникающего и озаряющего все концы. Это подчеркивается частым использованием символа мира - голубя с оливковой ветвью, которая, как в картине «Усмирение моря Иисусом»,  становится короной над головой Господа. «Мы должны услышать мирный голос с ангелом на небесах», - таков призыв художника.

heqi4

Хэ Ци "Усмирение моря Иисусом"

Своим художественным языком Хэ Ци пытается  изменить "иностранный образ" христианства в Китае, понимая всю сложность восприятия и распространения христианского учения в стране с совсем иными религиозными традициями.

"В Китае есть два способа стать христианином: один - через  влияние семьи и происхождение; другой - собственный выбор  и путь по нему «шаг за шагом». Я выбрал второй способ", - говорит художник.

В своем послании миру Хэ Ци универсален, его язык понятен в любой точке мира, будь то запад или восток. И хотя художник уже давно является гражданином мира, он любит Китай и не собирается никуда уезжать: «Я люблю свою родину, потому что моя жизнь, моя радость, мои страдания тесно связаны с ней".

heqi5

Хэ Ци. "Мария Магдалина". Ученики иисуса изображены в масках, как актеры и лицемеры, которые считали, что миро лучше продать, а деньги раздать бедным, чем мазать им голову Иисуса Христа

Он только хочет, чтобы люди в его стране  были более терпимы и милостивы друг к другу, несли больше света и добра, были более счастливы.  Его искусство и китайское, и христианское одновременно. «Произведение не имеет национальной границы, но художник всегда имеет свое гражданство", - говорит Хэ Ци.

Сегодня в Китае образ Христа прямо ассоциируется с работами Хэ Ци и выставки работ художника, проходящие в крупных городах Америки, Европы, странах Тихоокеанского региона - своеобразная миссия  и способ распространения христианства культурными средствами.

Художник хочет сломать границы непонимания между людьми и между разными мирами, между востоком и западом, сделать их прозрачными. В этом стремлении он является посланником,  пилигримом и странником, соединяющим разные миры и неся добрую весть.

heqi6

Хэ Ци. "Свадьба в Кане" - претворение воды в вино

Хэ Ци получил премию XX-го века от Международного биографического центра Кембриджа за достижения в области религиозной теории искусства и христианские художественные творения. Его работы украшают обложки многочисленных журналов, книг и календарей.

Тина Гай

 

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged художники. Bookmark the permalink.

12 Responses to Библейские сюжеты. Хэ Ци

  1. Посмотрела картины Эдуарда Вийральта. Понравились. Интересный художник. Что касается Хэ Ци, то он меня привлёк, конечно, своими библейскими образами. Очень необычные. Модильяни мне очень нравится. Несколько раз порывалась написать о нем, но как-то всё не получалось. Но обязательно напишу.

    Спасибо, Лилли, за теплое отношение ко мне и моим текстам! Всегда с удовольствием читаю Ваши комментарии.

  2. Lilly says:

    Спасибо, Тина, в очередной раз! Огромное!
    Снова нашла много интересного для себя!
    А в этом году открыла с удивлением для себя, что нравящийся своим творчеством эстонский художник Эдуард Вийральт тоже обращался в своих замечательных работах к библейским сюжетам!
    Людмиле, к слову…я была недавно в Хельсинки на выставке работ Амедео Модильяни…те, кто из родственников — молодежь со мной была, разочарованы, а я в восторге! Добавила еще к своим знаниям о художнике много нового! А родственница моего возраста, побывавшая «за компанию» со мной на выставке второй раз, и ранее не знавшая о Модильяни вообще, сказала, что во второй раз ей больше понравилось! ))
    Это ведь говорит, наверное, о том, сколько нам всю жизнь надо учиться понимать…
    Тина, Вы — замечательная, Вы способствуете тому, чтобы сделать нас умнее и мудрее! Так и хочется Вас обнять!

  3. Валдис, большое спасибо за поддержку и понимание. Я сомневаюсь в правильности понимания меня другими, когда тексты могут вызвать неоднозначную реакцию. То, что надо отвечать добром, понимаю, стараюсь так делать, но иногда не получается. А когда меня поддерживают, то понимаю, что я не одинока в своем понимании и восприятии. Поэтому любой комментарий такой, как Ваш, меня поддерживает.

  4. valdis says:

    Тина, огромное вам спасибо за знакомство с Хэ Ци. У него замечательный взгляд на христианство. Библейские сюжеты — это огромный простор для творчества. Естественно каждый человек видит все по своему.
    Вот вы, в комментариях, говорите о критике в ваш адрес от священников, но сами же священники искажают христианство. В православии основная мысль далека от христианства. Как может священник благославлять на войну, если Иисус говорит о непротивлении злу насилием? Можно привести много примеров этого, но не стоит этого делать. И реагировать на любую критику надо только добром, поскольку люди разные и находятся на разной ступени духовного развития и возможно, скажем так, эти картины не для них сегодняшних.
    Вы все правильно делаете, не сомневайтесь в этом, уверен если бы вы так не считали, то не делали бы этого. Спасибо.

  5. Спасибо, Саадат! Мне тоже было интересно познакомиться с таким необычным художником. Комментарии в группах, в которых размещала его картины, в основном реакция восторженная. За исключением немногих. И Ваш добрый комментарий — подтверждение тому. Надеюсь, что моя работа не пропадет туне.

  6. saadat says:

    Спасибо, Тина Гай, за информацию об этом художнике. Очень радостные картины. По-моему, Христос был очень веселым, жизнерадостным и лучезарным. В картинах это есть. Всегда интересно прикоснуться к интернациональному искусству. Критика — это осуждение. Я думаю, те кто осуждал Вас, те же священники брали грех на душу. Не бойтесь, т.к. страх — это тоже грех. Бог сказал: «Пробуй многое, но держись хорошего». Я думаю, то что делаете Вы — сеяние. Сеяние знаний, сеяние добра. Что же может быть лучше?! До свидания, Саадат.

  7. Елена, благодарю Вас за добрые слова. Все равно боязно. Этот страх остался после многочисленной критики в мой адрес, в том числе и от священников. Стараюсь не навредить, но все-таки больше хочу действительно просвещать, сама просвещаться и научиться мыслить самостоятельно в вопросах веры. Не начнешь говорить и думать, так никогда и не поймешь, во что веришь, что стоит отстаивать, а что только сиюминутные порывы. Дефицит позитива испытываю постоянно и каждый добрый комментарий мне как бальзам на душу.

  8. Елена says:

    Тина, Вам нечего бояться. Вы идете путем просветительницы и я очень благодарна Вам за статьи.

  9. Людмила, это же естественно. Мы все разные: у каждого свое образование, своя жизнь, свои вкусы и свои предпочтения. Так что просто наслаждайтесь тем, что Вам нравится.

  10. Людмила says:

    Тина, благодаря Вам читаю много интересного и разнообразного! Память, моя память….Невозможно обхватить необъятное! Да ещё внутри что то сопротивляется! Читаю стихи, не принимаю! Пабло Пикассо, Ван Гог-не понимаю! Всё равно интересно.

  11. Рада, что понравилось. Я всегда боюсь за такие материалы. Понравилось — значит старалась не зря.

  12. Любовь says:

    СПАСИБО!!!..очень интересно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *