(
Вспоминаю это поразительное место с поразительными картинами, которые долго не оставляли меня не только после похода в музей, но и по возвращения в Россию, став символом того, что со мной случилось в Париже.
Моя квартира тогда тоже превратилась в музей Пикассо, где репродукции любимых картин, вырезанных, за неимением лучшего, из путеводителя, нашли свой приют, долго сохраняя аромат той французской весны.
И я снова окунулась в атмосферу любви и обаяния великого Пикассо и незабываемого Парижа.
В мир, в котором любовь, измена, смерть, слезы, мечты и мудрость переплелись так тесно, что их невозможно отделить друг от друга. Любовь и вечная женственность... Даже через двадцать лет, прикасаясь к картинам Пикассо, чувствую аромат той любви с горечью пополам.
Музей Пикассо в Париже – музей в квадрате. Само здание является уникальным историческим памятником архитектуры эпохи Людовика XIV. Особняк построен в середине 17 века для одного из предпринимателей, который нажил свои капиталы на налоге на соль. Поэтому замок получил название «Сале», что означает соляной. Потом хозяин разорился и здание стало переходить из рук в руки, пока не было выкуплено муниципалитетом Парижа.
После решения об организации здесь музея Пикассо, был объявлен конкурс на лучший проект музея, который бы одновременно сохранил исторический облик особняка. В 1985 году музей был открыт. Уникальна сама экспозиция музея, организованная по кругу со спуском в подвальное помещение,
настолько же витиеватая и сюрреалистичная, как искусство самого мастера. Художник хоть и имел скандальную репутацию, но после смерти уже нельзя было не увековечить его имя во Франции, с которой была связана вся жизнь художника. Даже ударение в фамилии стали ставить на французский, а не испанский, манер.
Музей, усилиями правительства и мэрии Парижа, стал лучшим музеем из числа посвященных гениальному Пабло Пикассо. Отличается музей от других тем, что в нем собраны картины, рисунки, скульптуры, письма и дневники, хранившиеся в доме художника, фактически – весь его личный архив.
Часть своей коллекции Пикассо передал в дар музею в Барселоне, остальная часть, которую пополнял художник до конца своей жизни, скупая собственные картины, была передана музею в счет уплаты налога на наследство наследниками.
После смерти Жаклин Рок, последней жены Пикассо, в соответствии с ее завещанием, музею была передана еще часть наследия художника, а позднее ему передано еще часть уже родственниками художника.
Так постепенно музей стал не только центром, хранящим несколько тысяч его картин, картин любимых им художников, скульптур, графических работ и рисунков, но и писем, книг, заметок и библиотеки, что сделало музей центром изучения и исследования наследия художника.
Я не знаю, какие чувства испытывает тот или иной посетитель музея, но меня потрясло то, как менялся стиль художника в зависимости от женщины, с которой в тот период он был близок, пусть даже на небольшое время.
Он менялся изнутри, пытаясь стилем передать то, что чувствовал. Не внешнее сходство только, хотя оно все-таки присутствовало, но то, что Пикассо ощущал и видел внутренним взором, прикасаясь к миру каждой из своих муз.
Поэтому я не могу не построить свой образ музея, не выстраивая путь художника по периодам, каждый из которых олицетворял конкретную женщину. Женщина, расщепляемая на мелкие составные части, собираемые художником по своему лекалу, женщина-классицизм; женщина-сон; женщина-слезы; женщина-гордость.
Каждая женщина входила в жизнь Пикассо под своим кодовым названием, меняя его стиль и становясь новым воплощением мастера. Менее всего задевает «голубой период» художника, в котором царит смерть, депрессия, боль от самоубийства лучшего друга, переживаемая долгое время, окрасившая его картины в мрачные темно-синие тона. Фигуры статичны и словно застыли в своей боли и страданиях.
Новый период, названный «розовым», знаменует возрождение Пикассо к новой жизни. И во многом благодаря ПЕРВОЙ женщине-музе Фернандо Оливье, вместе с которой он будет почти десять лет.
Любовь вдохновляла и влияла на колорит его картин. Они стали светлее, жизнерадостнее, постепенно переходя от мрачного темно-синего цвета к теплому розовому, охристому, красному. В это время Пикассо увлечен цирком: он часто и подолгу смотрит на артистов цирка Медрано, который располагаются у подножия Монмартрского холма. Главными его героями становятся, актеры, Арлекин, акробаты.
Он увлекается африканским искусством с его масками, яркими красками, магией и примитивизмом. В этот же период он начинает искать новый стиль, используя сезанновские мотивы. Так появились угловатые фигуры в розовых теплых тонах, выполненные в манере великого Сезанна, - «Авиньонские девицы». Монументальное и амбициозное полотно, шокировавшее всех, включая Матисса, который пришел в бешенство, увидев картину.
Но она стала конечной точкой в поисках Пикассо и началом нового периода, получившим название «кубизма». Его работы в то время мало понятны, но быстро раскупаются, время нищеты кончилось.
Вскоре в его жизни появляется новая муза – Марсель Умбер. Хрупкая, легкая, артистичная, музыкальная Ева.
Молодая женщина пленила его, став символом изящества и нового периода в жизни Пикассо. Он пишет ее портреты в основном в виде музыкальных инструментов в стиле синтетического кубизма, в который вступает художник под влиянием новой музы.
Но в его картинах неискушенному сложно найти реальный образ женщины, однако они проникнуты такой нежностью и любовью, что словно оживают от прикосновения глаз влюбленного Пикассо.
Счастливы они были недолго. В 1915 г. Ева умирает от чахотки. А кубизм, раскрепостив мастера, дал ему свободу: теперь он понял, что только искусство его может интересовать по-настоящему, от которого он не устанет никогда.
А женщины, которые потом в его жизни периодически появлялись и исчезали, были только до того момента, пока вдохновляли мастера на новые шедевры. Третья женщина-муза – Ольга Хохлова, русская балерина из труппы Сергея Дягилева. Она появляется в жизни Пикассо в 1917 г.
Влюбленный в нее, он решается на брак, который, как думал, будет вечным, о чем говорит брачный контракт. В нем зафиксировано, что картины художника будут делиться между супругами поровну. Потом это стало причиной отказа Пикассо от развода: он был просто физически расстаться со своими картинами, которые требовала Ольга. Так ее тень преследовала его еще 20 лет вплоть до ее смерти в 1955 г..
Начинается новый период творчества художника – классический и неоклассицизм, который был очень созвучен классической русской балерине. Утонченная Ольга была умна, имела хороший вкус, была склонна к буржуазному образу жизни и роскоши.
Она обставляет дом красивой мебелью, становится вхожа с мужем в салоны и светское общество, любит красиво одеваться и одевает со вкусом мужа. Стиль его живописи становится реалистическим, уже нет непонятных кубических картин, его картины с античными утрированными формами, понятны зрителю.
Вскоре Ольга рожает сына, отец счастлив.
Но постепенно Пикассо надоедает роль салонного художника и роскошь, которой его обставляет Ольга. Он чувствует, что задыхается в этой атмосфере. Его друзья по прежней богемной жизни, знавшие Пикассо как новатора, перестают его узнавать, для них он превращался в мертвого художника. Да он и сам это чувствовал, теряя себя. Постепенно Пабло отходит от жены. Скандалы, которая все чаще стала устраивать ему Ольга, делали разрыв неизбежным.
Он наступил, когда Ольга почувствовала, что муж окончательно охладел к ней как к женщине. Она ушла из его дома только когда узнала о любовнице - Марии Терезе и их общем ребенке.
Но разрыв стоил дорого им обоим. Пикассо на какое время вообще не мог приступить к работе, перестал писать, а Ольга стала в своем поведении неадекватной: преследовала его на улице и выкрикивала ругательства в его адрес.
От переживаний она заболела раком и скончалась в больнице г. Канны. Пикассо ни разу не посетил ее в больнице и не пришел к ней на похороны. Узнав о смерти Ольги, он вздохнул с облегчением: наконец-то она мертва окончательно. И, видя последние портреты Ольги, никто в них не узнает ту Ольгу, которую он когда-то встретил в Риме и влюбился без памяти.
(Продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Подруги
- Алфавит и образ: мужчина и женщина
- Пьер Абеляр
- Женщина на войне
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Рождение ребенка: русские обычаи
- Сестра милосердия
- Ревекка
- Магический реализм Мартины Хоффман
- Два образа любви. Рахиль.
Да, текст писался в три года назад, в 2013. Решила размещать старые тексты в новых группах, где они еще не размещались. Я рада, что мои тексты как-то помогают Вам.
Пока читал, вспомнил анекдот. Некто бесцеремонно рассматривает женщину на пляже. — Я модель Пикассо, — говорит она нахалу. — Ну и что, — не понимает мужик.
— То, что вы пытаетесь рассмотреть, находится у меня за ухом!
Чувствую, что скоро начну с вашей помощью и статьями разбираться во внутреннем мире художников, поэтов, писателей. Судя по комментариям, тема освоена давно, но для кого-то, как и меня, звучит в первый раз.
Тулуз Лотрек — моя давняя любовь, как и Ван Гог, но чем сильнее любишь и больше о ком-то знаешь, тем труднее о нем писать. Возникает непреодолимый психологический барьер: где они и где ты. Так у меня всегда, когда приступаю к чему-то важному для себя. Но потом все-таки я преодолеваю этот страх и выхожу в этот дискомфорт, чтобы его преодолеть. Зато после — такое успокоение и радость, и от преодоления, и от того, что написала о любимом.
Спасибо! Прекрасно, как всегда. Будем ждать Лотрека.
Спасибо, что понравилось и оставили комментарии. Сегодня размещу продолжение
Спасибо. Тина
Да, спасибо за идею! Следующим художником будет Тулуз-Лотрек. Я его очень люблю и судьба у него интересная. И книг про него у меня хватает. Так что начну про него подбирать материал. Думаю, на следующей неделе закончу.
Да, правда, как здорово, просто улёт! Спасибо большое!
А вот ещё запредельный художник был Анри Тулуз-Лотрек, он Вам случайно в Париже в Ваше поле зрения не попадал, а то тоже было бы очень интересно про него и так, чтобы его картин разных, особенно которые с Мулен Руж посмотреть побольше можно было. Вот тоже было бы ещё здорово!
Ещё раз спасибо за наслаждение Пикассо!