Константин Сомов: декадент и мистик

somov1

Филипп Малявин. Портрет К.А.Сомова

(Начало здесь) Представитель старинного шестисотлетнего дворянского рода, Константин Сомов стал его завершающей точкой. А начало род Сомовых вел от Золотой Орды:

мурза Ослан принял в конце XIV века крещение и  стал основателем рода, верой и правдой служившего русскому государю, пройдя смутное время, службу в Сибири, на Урале, в Казани, Уфе и многих других неспокойных местах.

Из рода Сомовых вышло немало воевод и военачальников, которым за службу даровались большие земельные поместья. Дворянско-помещичья закваска ощущалась во всем  домашнем устройстве быта семьи Сомовых,

а картины художника, особенно первого периода творчества, передают трогательную красоту деревенской жизни, которая дышит умиротворением и покоем.

Константин Сомов всю жизнь хранил воспоминания о деревне, где   отдыхал с родителями, тосковал по русским полям, деревенскому пейзажу,  тенистым лесам и просторам, деревенской идиллии.

Александр Бенуа вспоминал, что, оказавшись во Франции, где Константин Андреевич продолжал обучение живописи в течение двух лет, Сомов  рисовал не Версаль, а картины с русскими пейзажами.

За границей его одолевали тоска и одиночество, а картинки из русской жизни возвращали к любимым местам и темам. И почему-то так случилось, что бурный XXI век реагирует на изысканное и утонченное творчество Константина Сомова гораздо сильнее, чем на картины Айвазовского с его бурями и натиском стихии или Шишкина.  За картины Константина Андреевича  сегодня дают  миллионы, удивляя специалистов, никогда не ставивших его в первый ряд русских художников.

В детстве Костя был очень странным мальчиком: нелюдимым, скрытным, немногословным эгоцентриком, любившим возиться с куклами и наряжаться, но не любившим шумных компаний и веселья, после которых неизменно наступала грустная меланхолия как плата за шум и суету. Костя всегда держался в стороне.

somov8

К.А.Сомов. Волшебство. 1898-1902

Ему было хорошо в своем выдуманном идеальном волшебном мире, где томные дамы и кавалеры в красивых костюмах, кринолинах и высоких париках прогуливались по тенистым паркам и аллеям, наслаждаясь фейерверками и маскарадами.

Его любимые герои – Арлекины, любовные парочки, проделки кокетливых маркиз, любовные игры и фейерверки. «Я опоздал родиться на два века», - говорил художник, глядя на свои творения чуть свысока с мягкой иронией и грустью, что время вспять не повернешь.

Изящный XVIII  век давно канул в Лету, но именно он будоражил фантазию художника. Его волновало  высокое искусство: сады, изящные статуэтки, великолепные шкатулки, картины старинных мастеров и то, чему место больше в женском будуаре. Константин Сомов сознавал и ненавидел свою женственность и чувственность, всячески стараясь избавиться от них, но у него это плохо получалось.

somov2

К.А.Сомов. Спящая женщина в синем платье. 1903

«Женщины на моих картинах томятся, выражение любви на их лицах, грусть или похотливость - отражение меня самого, моей души. А их ломаные позы, нарочное их уродство - насмешка над самим собой и в то же время над противной моему естеству вечной женственностью. Отгадать меня, не зная моей натуры, конечно, трудно.

Это протест, досада, что я сам во многом такой, как они...Искусство, его произведения, любимые картины и статуи для меня чаще всего тесно связаны с полом и моей чувственностью. Нравится то, что напоминает о любви и ее наслаждениях, хотя бы сюжеты искусства вовсе о ней и не говорили прямо...» (Из дневника художника, первое февраля 1914 г.)

В жизни он создавал вокруг себя ту же обстановку, что рисовалась ему в воображении. Он любил украшать свою жизнь дорогими и благородными вещами, которые  собирал всю жизнь. Его дом был украшен  красивой мебелью, красивыми безделушками, красивыми и дорогими картинами и работал он только дорогими красками и дорогими кистями.

Эстетизм, страсть к дорогим и красивым вещам выражалась и в его внешнем виде, в стиле его одежды: он  любил только хорошие костюмы, дорогие сорочки, хорошую обувь, тщательно подобранные по цвету и моде. Константин Андреевич  был человеком искусства до мозга костей. Это было у него в крови, почти в генах.

somov3

К.А.Сомов. Портрет матери. 1895

Родился художник в семье, где искусству было подчинено все. Отец, Андрей Иванович, служил в Эрмитаже хранителем коллекций; мать, музыкально-образованная женщина, занималась семьей и сумела передать любовь к музыке всем своим детям. Константин Сомов хорошо играл на рояли и хорошо пел, но только в узком кругу своих друзей.

Мать будущего художника была очень домашней женщиной, в отличие от отца, строгого и не склонного к сантиментам и долгим рассуждениям. Начинал Андрей Иванович  как ученый и преподаватель математики, но вскоре понял, что это не его призвание и постепенно стал интересоваться искусством, но математическая строгость чувствовалась во всем складе его характера и поведении.

Вскоре  появились его публикации по искусству, составление каталогов галерей, избрание в Академию художеств и назначение старшим хранителем Императорского Эрмитажа, в качестве которого он и прослужил последние  двадцать лет жизни.

В доме Сомовых было очень много картин, замечательной была коллекция рисунков русских художников самого хозяина дома, которой он очень гордился. Именно отец пристрастил мальчика к рисованию. Правда, сам художник  говорил, что у него нет никаких способностей к рисованию, и что художником он стал случайно, по недоразумению.

somov4

К.А.Сомов. Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897

Константина Сомова постоянно терзал комплекс неполноценности и чем больше был его успех, тем больше он сомневался в своем таланте. Часто его охватывал панический страх, что он не тот, за кого его принимают окружающие, хотя почти сразу, как только художник стал выставляться, он становится дорогим  и очень востребованным.

Особенно привлекали его пейзажи и портреты, а желающих запечатлеть себя становилось все больше. За границей Константин Андреевич  никогда не имел таких денег, как в России, хотя тоже много работал. На Родине за каждый портрет ему платили по десять тысяч рублей.

Внутренним чутьем художник смог уловить то, что волновало людей, что затрагивало их потаенные чувства, но сам Сомов не понимал этого, сравнивая себя с лисицей, которая не может дотянуться до желаемого винограда. Ему постоянно хотелось большего, но его тянула вниз какая-то вечная суета, реальная жизнь, которая тяготила и напрягала  его. Ему было тяжело и неуютно жить.

Внутренний конфликт между идеальным миром и миром реальным был исчерпан только к шестидесяти годам, когда художник окончательно примирился с реальностью и с горечью сокрушался, что столько времени и сил потрачено зря, на никчемные  фантазии, безвкусные  картинки из мертвого прошлого. Но, как и всегда, он был к себе несправедлив.

somov5

Л.С.Бакст. Портрет К. А. Сомова. 1906.

Константин Сомов очень много работал, творчество было его единственной страстью, а по натуре он был трудоголиком, подстегиваемый чувством неудовлетворенности. Особенно был важен  первый период его творчества, который отличает большая отточенность деталей, кропотливая работа над композицией и цветом, сосредоточенность и поиски своего стиля, умение уравновешивать форму и содержание.

Его вдохновляли старые мастера, а не те, что становились модными в Париже – Сезанн, Пикассо, Матисс, импрессионисты. Знавший с детства историю искусств, знакомый не только с западной, но и восточной живописью, он понимал, откуда шел Ван Гог, Гоген, Сезанн и Пикассо. Его привлекал Энгр, до которого  он хотел дотянуться. Ну,  хотя бы до кончика пальчика его ноги.

Потом, когда пришли мастерство и навык в технических приемах, в работах Константина Сомова появился автоматизм, который и вызывал в нем страх.  Ушли непосредственность и спонтанность. Глядя на его автопортреты в юности, физически ощущаешь внутренние терзания молодого человека, страх перед жизнью и стремление убежать от реальности  в другой мир, скрыться от него хоть где-нибудь.

somov7

К.А.Сомов. В детской. 1898 г.

Проучившись в известной гимназии К. Мая, Константин Сомов поступил в Академию художеств, в мастерскую Репина. И хотя Академия  была консервативным заведением, однако очень много дала художнику, но  сомовский стиль формировался не Репиным, а совсем другими художниками, в частности,  Обри Бердслеем, английским графиком, основоположником стиля модерн и символизма.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

4 Responses to Константин Сомов: декадент и мистик

  1. К сожалению, у него было слишком много того, что давала советской власти право его запрещать: и не только иная его ориентация, но и то, что уехал заграницу, вроде по заданию советского правительства, и не вернулся. Невозвращенец и гомосексуалист — слишком много, достаточно было бы и одного, чтобы быть отлученным от великого русского художника на десятилетия от своего народа. Впервые альбом с его репродукциями в России выйдет только в 1973 году и будет нарасхват. Так что «Мерри — сирем» (арм.), что означает: «Умри — полюбим…» в России обычная практика. «Что имеем не храним, потерявши — плачем».

  2. Вы опередили меня: сегодня как раз текст будет начинаться с «Дамы в голубом». Картина — потрясающая! Виктор Татарский — очень хороший рассказчик и здесь — тоже. Жаль, что ролик длинноват.

  3. nadilel says:

    Мне всегда нравился Сомов… удивительно тонкая, чуткая и глубокая личность. Это сразу видно по его работам — достаточно увидеть одну!
    Мне жаль общество, которое угнетает личностей, уже только за то, что они выбрали не общепринятую ориентацию… такое общество обречено на рабство, а его изгои — на мировое признание, но только после смерти. У нас есть выражение :» Мерри — сирем» арм. , что означает:» Умри — полюбим…

  4. yuriyapril says:

    Роскошный художник !!!
    Я посмотрел ролик — «Дама в голубом», рассказывает Виктор Татарский, очень понравилось…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *