Павел Филонов. Под знаком совести

pavel_filonov1В декабре 1941 года в холодном блокадном Ленинграде умирал от голода  гениальный русский художник, поэт и философ, мистик и провидец Павел Филонов. Смерть застала его на боевом посту - на крыше, откуда он сбрасывал бомбы.

А рядом
Ночью
В глухом переулке
Перепилен поперек,
Четвертован
Вулкан погибших сокровищ,
Великий художник,
Очевидец незримого,
Смутьян холста
Павел Филонов.
Был он первым творцом в Ленинграде.
Но худоба
С голодухи,
Погиб во время блокады,
Не имея в запасе ни жира, ни денег.
Картин в его мастерской
Бурлила тыща.
Но провели
Кроваво-бурые
Лихачи
Дорогу крутую,
И теперь там только
Ветер посмертный
Свищет
(А. Кручёных)

pavel_filonov2За несколько дней до смерти художник отнёс последние четыре картофелины своей любимой сестре Евдокии Николаевне Глебовой, той, которая сохранила  картины этого уникального русского художника, не продавая их даже когда сама голодала. Теперь эти картины можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга, куда, согласно завещанию брата, она их и передала.

В январе 2018 году Павлу Филонову исполнится ровно сто тридцать пять лет со дня рождения и этот текст - дань уважения и любви к гению художника, недооцененному ни при жизни, ни потом. Интерес к русскому авангарду не сделал художников этого направления более понятными.

Большинство по-прежнему не воспринимает ни Малевича, ни Кандинского, ни Ларионова, ни Лисицкого, ни Тышлера с Лентуловым. Казимир Малевич, которого так любят критиковать доморощенные «искусствоведы», делая из него чуть ли не исчадие ада, с грустью писал, что от искусства всегда требуют, чтобы оно было понятно, но те, кто этого требуют, не предъявляют к себе требования приспособить голову к пониманию.

pavel_filonov3Но даже на этом фоне Павел Филонов занимает особую нишу. Он остается  таким же маргиналом и человеком не от мира сего, каким был и самый близкий ему поэт – Велимир Хлебников. Так и стоят они оба особняком: Художник для художников и Поэт для поэтов.

Павла Филонова сравнивают с Дюрером и Грюневальдом, Ван-Гогом и Мейднером, которых роднит общее ощущение трагедии, апокалипсиса и краха прежнего мироустройства. Прежний мир перестал существовать, разбившись вдребезги. Остались только осколки с острыми режущими краями, избежать ранения от которых  никому из живущих на переломе XIX-XX веков  не удалось.

Творчество Павла Филонова из всех дореволюционных художников оказалось наименее изученным, но таким же оно остаётся и в послереволюционные годы. После обвинений в 1933-м в формализме, упадничестве и буржуазности имя Филонова было вычеркнуто из истории советского искусства на долгие годы.

pavel_filonov4Первая выставка забытого художника прошла в конце шестидесятых в Академгородке Новосибирска, что вовсе не случайно, если знать, что художник называл себя исследователем и изобретателем, а творил с аналитической дотошностью, сделав своим лозунгом девиз: «Человек развивается через изучение и упорный труд и только так».

Старый мир исчез, новый творился далеко не только революционной массой, но и поверившими в революцию Филоновым, Хлебниковым, Маяковским, Блоком, Малевичем… В первые годы своего творчества Павел Николаевич создаёт такие шедевры как Пир королей, Масленица, Портрет сестры Е.Н.Глебовой, Святое семейство.

Тогда он был вместе с победителями и тоже думал о счастье, только его представление о счастье категорически не совпадало  с видением счастья большинством, для которого его мерилом  была сытость, а сытый голодного, как известно, не разумеет. Филонов – аскет, бессребреник, патриот, отказывавшийся продавать свои картины за границу даже в самые голодные и страшные для него годы.

pavel_filonov5Всё – для России, в дар любимой Родине. И сестра потом тоже отказывалась продавать его картины, потому что брат всё завещал стране, в которой родился, и неважно, что тогда  его творчество стране было не нужно.  Впрочем, его манера никогда не вызывала восторга и понимания у «классиков», за что трижды его исключали из числа достойных учиться в Академии живописи.

Но поступив туда, через два года он ушел из Академии сам: его революционный пафос далеко отстоял от генеральной линии не только академиков, но и художников русского авангарда. Последние больше ориентировались на французский авангард – кубизм, фовизм, импрессионизм, а Филонов тяготел к немецкому  экспрессионизму с его психологизмом и трагическим ощущением мира.

Художнику было тесно в посюстороннем мире, его, как представителя русского космизма, волновали фундаментальные вопросы мироздания и метафизики: жизни и смерти, первооснов бытия, стремление пересоздать мир на новых основаниях и формах. Филонов считал, что картина должна быть подобна Природе - Живой, расти и развиваться, как растет всё живое: животное, растение, человек…

pavel_filonov6Каждая клеточка – подобна целому миру, из которого складывается целое. Художник – это конструктор, создающий систему бытия, в которой существуют свои законы, она должна быть "сделана". И потому каждый атом и каждая клеточка тщательно прописываются, продумывается и анализируется. Его творчество сродни работе ученого.

Процесс создания картины, по мнению Филонова, похож на сотворение мира, где главное не техника, а технология последовательности действий. Холст – это то, с помощью чего художник осмысливает мир, инструмент, с помощью которого он выходит в Космос и слышит Вселенную, соединяя все времена в единый поток.

Вспомним Велимира Хлебникова с его попытками найти законы пространства-времени, в соответствии с которыми можно рассчитать с точностью до одного года возникновение того или иного события. Фактически Павел Филонов делает то же самое – он ищет закономерности эволюции видимого мира.

pavel_filonov7

Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды — невод, рыбы — мы,
Боги — призраки у тьмы.
(В.Хлебников, 1915)

И как для Хлебникова слово-творчество было лишь продолжением его научных изысканий, в свете которых прошлое становилось  таким же прозрачным, как и будущее, так и для Павла Филонова живопись была лишь инструментом поиска надмирных закономерностей, что ставит обоих – и Хлебникова, и Филонова – в один ряд с Лобачевским, Чижевским, Пифагором и Кеплером. Не случайно многие филоновские картины называются формулами. Он открывал их в процессе создания своих картин:

"Формула Петрограда", "Формула буржуазии", "Формула революции", "Формула Вселенной", "Формула империализма", "Формула пролетариата", "Формула эволюции", "Формула вмешательства", "Формула весны"...

pavel_filonov8Павел Филонов становился в позицию надмирного субъекта, для которого не существует пространство, время, земное существование, он их преодолевает, выходя в открытый Космос, подобно тому, как это делал Циолковский. Все картины Филонова двадцатых годов – это Открытая Книга, которую надо изучать, читать и расшифровывать формулы, в которых зашиты законы развития Вселенной.

Картины Филонова во многом похожи на русские иконы. Как и иконы, они, помимо эстетическо-художественного аспекта, содержат множество смыслов и символов, через которые происходит общение с Вечностью и Абсолютом. На его картинах не столько пиджаки, сапоги и штаны, сколько Мысль, изобразить которую художнику было значительно важнее, чем просто зафиксировать видимое.

У художника идеология в мировом масштабе и предлагал он ее всему Человечеству, в попытке призвать его к тому, чтобы оно посмотрело на себя со стороны, с другого ракурса, чтобы вышло за пределы своего земного существования, за пределы времени и пространства. И это делает картины Павла Филонова устремленными в будущее, предназначенными не столько современникам, сколько их потомкам...

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged общество и политика, русская революция, русские имена, русские художники, Русский авангард, русский мир, художники. Bookmark the permalink.

14 Responses to Павел Филонов. Под знаком совести

  1. Спасибо, Валерий, как всегда, за очень интересный комментарий. Благодаря Вам, наконец-то я подступилась к Филонову. Писать о таких художниках очень сложно. С одной стороны — много материала, а с другой, художник, требующий особого подхода именно из-за философской нагруженности его картин. Он, по-моему, не просто недооценен, в чем с Вами абсолютно согласна, он непонятен и потому даже возмущаться его творчеством невозможно из-за этой непонятности, а точнее — недосягаемости. Он непонятен и недосягаем даже больше, чем Малевич или Кандинский, хотя все они были художниками-философами. Филонов — это Космос, такой же недосягаемый и необъятный.

    «Пир королей» для меня — это кровавая обедня, которая в отличие от «Троицы» Андрея Рублева, дышит жаждой крови и власти. Рублевская Троица — это сама Любовь и Нежность, мягкость и Единение. У Филонова его пир королей ничего общего с любовью и умиротворенностью не имеет. Не случайно ее основной цвет — кроваво-красный. Это Анти-Троица, хотя м.б. с музыкальной точки зрения Вы и правы: здесь много параллелей и ритмически повторяющихся линий. Но это другой ритм, ритм ненависти и крови.

    А вот прорастание из хаоса — это точно про Филонова. Островки в образе конкретных ликов (или образов Весны, города и т.д.), вырастающих из хаоса Вселенной, на мой взгляд, одна из ключевых идей Филонова. Жизнь — это Хаос, превратить его в Космос может только конкретная Личность и никто больше — ни Бог, ни царь. Эти личности — маленькие островки осмысленности и упорядоченности, между которыми мало общего, потому что каждая Личность-островок — это отдельный Мир, самодостаточный и ни на кого не похожий, хотя прорастают они из одного и того же Хаоса, из одной и той же материи. Эта одна из самых глубоких и древних философских идей, которая, пожалуй, впервые обрела у Филонова ее визуальное воплощение.

  2. Огромное Вам спасибо! Я очень рада, что этот материал о Филонове Вам понравился, хотя еще не всё написала. Продолжение обязательно следует!

  3. Спасибо за поправку. Я в этом мало разбираюсь, хотя и смотрела перед публикацией текста в Википедию, но и там мне видимо оказалось не всё понятно.

  4. Валерий Стерлигов says:

    Тина, большое спасибо за пост о Филонове. Я его очень люблю. Мне он кажется в истории русского авангарда начала ХХ века недостаточно оцененным.

    Он практически самостоятельно разработал свое, очень оригинальное художественное видение. Ни у кого я не знаю до него такого эффекта, можно сказать, растительного прорастания ключевых элементов картины из почвы, шума, аморфной питательной среды. И еще, что меня восхищает в его работах, тот пункт, к которому я очень чувстителен, — их музыкальность. Вот посмотрите внимательно на его «Ударников», которыми Вы иллюстрируете свой текст. Это — почти фуга, хотя, может быть и совсем не «почти». Лицо, многократно повторяющееся, с незначительными вариациями, объединенные общим для всех выражением сосредоточенного, внутреннего страдания. Этим художник подсказывает зрителю: вот она, базовая мелодия, смотри — как они живут тут, как отражаются, преломляются друг в друге, как взаимодействуют между собой. Интересны направления их взглядов, то сталкивающихся в, вероятно, споре, конфликте, то далеко разбегающихся, не касаясь друг друга, разобщенные, погруженные в свои мысли, свой мир. Нет у них единства, разобщены они. И очень любопытна среда, в которой они существуют, эти плодоносящие вибрации, как бы порожденные их пальцами рук, худыми ключицами. Она и разъединяет, но и объединяет их, свое рода интермеццо.

    Эта идея ритмичности, музыкальной организации пронизывает практически все работы Филонова. Посмотрите на «Пир королей» все пять персонажей в верхней левой части полотна ритмично повторяют линии друг друга, сливаясь и пересекаясь в верхней части полотна. И в ту же точку схода увлечены оба персонажа в правой части картины. А внизу — другая, опять ритмичная вариация двух кресел, коленок, рук шута (если это шут?) И все эти движения-вариации-построения замечательно увязываются в одно целое. Знаете, что мне напомнила идея композиции этой картины? Троицу Рублева! Скажите мне, что я неправ…

    И еще, эта идея прорастания из хаоса, первоначального шума был подхвачена и развита в одном из направлений современного украинского художника Ивана Марчука, в его картинах, посвященных образам детства в селе, среди животных, птиц, рыб, природы

  5. виктор says:

    С крыш сбрасывали зажигательные бомбы-термитки, но ни в коем случае не фугасные…(см. вики и исправить ошибку((((: ) Спб за статью….

  6. Tkbpfdtnf says:

    Благодарю! Цитирую и с вашего позволения увеличила некоторые его работы.Ведь каждая его работа — это целый мир, целая эпоха…каждый миллиметр картины отражает его восприятие мира, события, людей…

  7. Да, Надилель, Вы очень точно выразили творчество этого великого художника.

  8. nadilel says:

    Спасибо Тина.
    Филонов удивительным образом отразил в своих картинах эпохальное время. Кажется, что каждый мазок отражает духовный холод напряжения и одновременно — веру в светлое…

  9. Спасибо! Странно, что Вам нравятся картины Филонова. Насколько помню, Вы не жаловали русский авангард.

  10. «Спрессованная экспрессия» — очень точно! Спасибо, Елена. Будет продолжение. О Филонове надо говорить много больше.

  11. Картины Филонова требуют подготовки, они не для украшения, а для размышления.

  12. Елена says:

    Спасибо, Тина! Какой точный взгляд у Филонова на его окружающий мир и время, какая многомерность картин и спрессованная в них экспрессия! Вы помогаете увидеть, насколько многолико искусство, как каждый художник показывает нам мир своими глазами и как это будит мысль и чувства.

  13. Игорь Герасимчук says:

    Тина, спасибо!
    Но жена моя боится его картин!

  14. Александр Васильевич Зиновьев says:

    Точечное мастерство,
    Без разбегу, без расчёта
    Всё, куда вела природа,
    Что само собой пришло.
    Кисти дней вполне суровых,
    Мысли в гуще бытия,
    Изузверилась от части,
    Богу душу отдала.
    И сидит себе вздыхая,
    Где песочные часы,
    Замеряя, отмеряя,
    Всё, что сделать не моги.
    И в платочке, как секретик,
    Выжившие пятаки,
    Пригорюнилась Планета,
    И запила от тоски.
    Кисти, краски, всё понятно…
    Не подняться, не взлететь,
    И всё также аккуратно,
    Бьёт в литавры медь.

    Ал. Зиновьев
    20.12.17г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *