Православная и католическая икона. Часть 2.

Д.Веласкес. Коронация Богородицы. 1635-48

(Начало см.) Православная икона и католическая отличаются многим. Давайте, сравним. Вот перед нами католическая икона «Коронование девы Марии» Веласкеса, в которой Троица коронует Пресвятую Деву по Ее вознесении на Небо. В православии никто не скажет, что это икона. Ее немыслимо увидеть в православном храме.

Или всем известные росписи Сикстинской капеллы Микеланджело, иллюстрирующие библейскую историю от сотворения мира до  потопа. Перед ними тоже никто не будет молиться. Но давайте возьмем примеры, которые более ярко иллюстрируют разницу изображений в католической и православной традициях.

Например, праздник  Благовещения, который изображается на Царских вратах всех православных храмов. Праздник почитается на Востоке и Западе, и иконы (картины), посвященные этому событию евангельской истории, есть и там, и там.

Рассмотрим картину (она же икона)  Ботичелли «Благовещение» и православную икону Праздника школы Андрея Рублева. На католической картине изображена манерная Дева Мария, вполне земная красивая девушка, которой можно любоваться. Она смущенно потупила глаза, как бы отталкивая красивого юношу – Архангела Гавриила.

Их лица, одеяние, жесты рук   выписаны со всеми тонкостями живописных портретов. Четко видна  прямая перспектива, подчеркиваемая видом из окна (или картиной пейзажа) и клеточками пола:  чем дальше от зрителя, тем  меньше они по размерам. Другими словами, у картины, кроме высоты и ширины, есть третье измерение – глубина, чего никогда не встретишь в православной иконе.

Действие религиозной картины происходит внутри помещения, т.к. внутреннее пространство и внешнее строго разделены, которые в православной иконе никогда так четко не разделаются. Для того, чтобы обозначить место, где происходит событие – внутри здания – изображается  пейзаж улицы, окно и другие детали, указывающие на внешнее пространство, отделяющее его от внутреннего.

Фигуры на картине дают реальную тень: она падает от Архангела Гавриила и подола Богородицы. Нимбы, накладываемые поверх голов Девы и Архангела, смотрятся как инородные тела.

icona26

Благовещение. Слева - картина Ботичелли, справа - икона Благовещения  школы Андрея Рублева

В православной иконе нимбы всегда золотистые, исходящие от самих святых, светящиеся их внутренним светом. На католической картине нимбы коричневого цвета и их можно принять скорее за шляпы, чем нимбы. Вообще вся картина выполнена в темных тонах коричневого и черного цветов (напомним, что в православной иконе это цвета ада и тьмы).

Красный цвет одеяния Гавриила и хитона Богородицы скорее розовый, не локальный,  не четкий, ничего не символизирующий,  являющийся декоративным украшением картины. Обилие складок не делает фигуры невесомыми и воздушными, скорее наоборот, более тяжелыми.

А теперь обратимся к православной иконе XII века «Устюжское Благовещение» (рис. 3) школы Андрея Рублева. Разительная разница: фон иконы – золотистый, яркий, светящийся, подчеркивающий свет Царства Небесного, ибо все происходит в сакральном мире. Икона находится в  двумерном пространстве: есть верх – Небесное (вертикаль)  – и низ – земное (горизонталь). Третьего измерения – глубины - нет.

То, что событие Благовещения происходит в храме, показывает красный велум, накинутый на архитектурные сооружения, но все пространство – едино, не разделено на внешнее и внутреннее, так как событие происходит не в земной реальности, а в Небесной.

icona27

Андрей Рублев. Икона "Благовещение"

Это иное пространство – Божественное, где все совмещено и только некоторые детали, знание которых  говорит  молящемуся, что действие происходит внутри помещения, и не просто помещения, а внутри храма. Фигура Богородицы – в смиренном послушании принимает волю Божию: "Се, раба Господня".

Обратная перспектива иконы, в которой изображена подставка со  стоящим на ней креслом Богородицы и низ самого кресла,  дает возможность иконе войти в нас, а нам - слиться с ней и понять ее смысл. Все цвета иконы - чистые, локальные, имеющие четкий символический смысл. Пурпурное одеяние Приснодевы говорит о ее царственности и величавости.

Кресло, на котором Она восседает, золотистого цвета, что также подчеркивает Ее Царское достоинство. Архангел Гавриил изображен в зеленом цвете, означающем жизнь, возрождение, радостную весть, которая является  началом новой жизни.

Лики небожителей только чуть обозначены, нимбы золотистые, полные света, идущего от каждого из них. Жесты рук – смиренные у Девы Марии, и устремленные к Ней с благой вестью – у Архангела Гавриила. Архитектура вся устремлена к небу, ввысь, икона вытянута, что само по себе являет высоту момента. Вертикаль здесь явно преобладает над горизонталью.

Православная икона  – торжественно-смиренна, высоко-духовна и устремлена ввысь; католическая – чувственно-земная, подчеркивающая земную человеческую природу - горизонталь. Первая - воспевает  Богочеловечество, вторая – человекобожие. У православной иконы и католической - разные приоритеты, разное восприятие мира и разные акценты.

icona28

Икона "Воскресение Христово"

(продолжение здесь).

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, икона, Иконописцы, православное богослужение, художники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *