Чжан Сяоган. Окончание

chgan_siaogan16

Чжан Сяоган. Юный морячок. 2007

(Начало здесь) Постепенно Чжан Сяоган  выходит из депрессии, включается в новое движение молодых художников-авангардистов с новой философией, новым подходом к жизни и живописи, новым взглядом на китайскую историю и Культурную революцию.

Взгляд молодого художника больше основывается  на индивидуализме, чем  коллективизме,  в нем  сильны психологические и сюрреалистические мотивы.

Артгруппа молодых художников Китая, в число которых входил Чжан Сяоган, Лю Сяодун, Фан Лицзюнь и другие, понимая, что их работы не будут выставляться в государственных музеях и на выставках, финансируемых государством,

решили  организовывать свои выставки на собственные деньги. По-настоящему они заявили о себе выставкой 1989 года «Китай/ Avan-Garde» в Национальном художественном музее Китая.

Подъем волны нового искусства закончился разгоном студенческого восстания в 1989 году, после которого наступили разочарование и цинизм, как естественная реакция на идеализм и завышенные ожидания восьмидесятых. Тогда часть художников новой волны ушла в подполье, часть уехала за границу, большая часть оказалась в Гонконге.

chgan_siaogan7

Чжан Сяоган. Вечная любовь. 1988 г. Продана на аукционе Сотбис за 10,1 млн долларов.

Чжан Сяоган в 1992 году уезжает в Германию, где в течение трех месяцев знакомится с современным западным искусством, ищет свою тему и свой стиль. Здесь он увидел картины Магритта и Рихтера, которые оказали на него решающее влияние.

Магритт научил его смотреть на историю своей страны с определенного расстояния,  отстраняясь от капризной реальности, с которой сталкиваешься ежедневно. В то же время художник понял, как можно описать жизнь, не пренебрегая сердцем и построить мистическое царство, в котором будет место для отдохновения души.

С помощью Магритта Чжан Сяоган нашел способ, как соединить несоединимое в едином пространстве: монологи внешней жизни и внутренней, истории и личности, реальности и мечтательной иллюзии, частной жизни и публичной. Личный островной мир он соединил с большим внешним миром посредством публичного языка, в котором невысказанные общественные травмы нашли  выражение через маленькие секреты физических лиц.

chgan_siaogan12

Вернувшись домой из Германии, Сяоган начал рассматривать семейные фотографии, увидел молодое, красивое лицо матери времен Культурной революции, его захлестнула ностальгия и у него появилась идея, связанная с памятью, прошлым, историей. Так семейные фотографии и волна воспоминаний далекой поры детства неожиданно стали новой отправной точкой для его творчества.

На память пришли эксперименты с фотографиями Герхарда Рихтера шестидесятых годов, которые так  восхитили Чжан Сяогана. В них Рихтер соединил личные воспоминания, идеологию соцреализма ГДР и ценности запада ФРГ, куда художник бежал.

Так в тридцать пять лет Чжан Сяоган нашел то, что сегодня называется его феноменом и стало парадигмой современного коммерческого успеха.  В 1993 году появились первые семь картин серии «Bloodline: Big family». Большую роль в выборе тем истории, наследственности и судьбы сыграла и его личная судьба и семейная трагедия: психическое заболевание матери.

chgan_siaogan10

Образы серии двусмысленны, находятся на грани между реальностью и мистикой,  покоем и печалью, но под гладкой поверхностью картин и серой униформой живут живые души, которые борются за себя и друг друга, тщательно скрывая это от других. Блестящие глаза и размытые фигуры выдают напряженный диалог между двумя полюсами,  присутствущий во всех картинах Чжан Сяогана, в том числе и в последних сериях: «Амнезия и память», «Зеленая стена», «Площадь Тяньаньмэнь».

Следующие десять-пятнадцать  лет – с середины девяностых до середины двухтысячных – стали  для него триумфальными. Его картины выставляются в самых известных галереях мира и присутствуют на самых престижных аукционах. Художник смог выразить то, что многих волнует, и не только в Китае.

Чжан Сяоган – не политический художник, его больше волнуют метафизические и психологические проблемы: как происходит дегуманизация общества, как социальность стирает с лиц индивидуальность, как каждый старается выглядеть лучше, чем он есть, подводя глаза, садясь в самую красивую позу перед фотографом и принимая выражение, не свойственное человеку в обычной жизни. Человек все больше и больше становится  товаром.

chgan_siaogan13

Серия "Без названия". 2006 г.

Серия эволюционировала, менялись очертания фигур, лица становились неотличимы друг от друга, производными от образа его матери, которая и не подозревала о своей роли в его творчестве. Художник  почти никогда не говорил с родителями об искусстве, оно мало их интересовало  и они мало его понимают. Их интересует здоровье сына. Самый частый вопрос матери: «Как ты себя чувствуешь?»

Каждый год, почти двадцать лет, начиная с 1997 года, проходят персональные выставки Чжан Сяогана с картинами его знаменитых серий - «Bloodline: Big family», «Амнезия и память», "Площадь Тяньаньмэнь":  Париж, Нью-Йорк, Токио, Прага, Хельсинки, Австралия, Венеция.  Продолжается его участие и в групповых выставках. Пришло признание  на родине: в 2006 году состоялась персональная выставка в Пекине.

chgan_siaogan14

Амнезия и память. 2006

В новой серии «Амнезия и память» художник вновь ставит метафизическую и психологическую проблему - человеческой памяти. Память человека очень избирательна и ненадежна. В ней неожиданно что-то теряется или подменяется другим образом, независимо от самого человека. Срабатывает защита от социальности, которая старается всех унифицировать и подогнать под единый стандарт.

В последние годы художник пишет новые серии:  «Зеленая стена», «Площадь Тяньаньмэнь» и делает скульптурные изображения.

chgan_siaogan15

Серия "Площадь Тянбаньмэнь". 2007 г.

Да, пришли  награды, призы,  деньги,  известность, слава... Но сам художник говорит, что просто он оказался в нужное время  в нужном месте. Чжан Сяоган говорит, что он просто счастливчик, потому что делает то, что нравится ему и что востребовано другими. Но он никогда не будет следовать за рынком.

И если  нарисует что-нибудь, что рынок не примет, то это ничего не поменяет, потому что настанет время, когда он это примет. И потому каждый день продолжает он делать  то, что ему нравится больше всего: приходит в мастерскую и закрывается. Закрывается, чтобы сосредоточиться и продолжать работать.

Чжан Сяоган любит работать до глубокой ночи, любит хорошие гонконгские  сигареты, пить зеленый чай и слушать музыку...

Тина Гай

P.S. Автор благодарит Матвея Вайнмана за предоставленные материалы.

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Восток - дело тонкое, художники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *