«Дегенеративное искусство» Германии

degenerativnoe_iskusstvo1В июле 1937 года, восемьдесят лет назад, в Мюнхене состоялась печально-известная выставка «Дегенеративное искусство», на которую было собрано семьсот сорок картин, книг, скульптур и графических работ ста двенадцати немецких художников, изъятых из 32 немецких музеев. Изъято было значительно больше, чем выставлено: более пяти тысяч.

Однако и это был не конец: после выставки «дегенеративные», с точки зрения властей, работы продолжали изымать. Всего к «вырождающемуся» искусству причислили и, соответственно, изъяли почти двадцать  тысяч произведений. Часть из них постигла печальная участь.

Среди работ, объявленных дегенеративными, оказались и картины 1200 художников других национальностей, в т.ч. Ван-Гога, А. Матисса, М. Шагала, П. Пикассо, В. Кандинского, А. Архипенко, но большая часть подвергшихся репрессиям картин были работами немецких художников-авангардистов.

degenerativnoe_iskusstvo2По замыслу устроителей выставки она должна была изжить большевистско-еврейский дух, проникший в Германию, и выработать иммунитет к любому виду нереалистического искусства, искажающего действительность. По иронии судьбы среди 112 немецких художников, объявленных «дегенератами», евреев было всего шесть.

К дегенеративному искусству причислили работы Людвига Майднера - за стремление изображать иудеев и библейские истории, Э. Нольде – за издевательство по отношению к религии, Э.Л. Кирхнера – за искажение натуры, Оскара  Кокошки - за утверждение в качестве идеала идиотов и кретинов, П.Клее - за безумные детские каракули и так далее…

Гитлер, будучи художником, правда, не состоявшимся, объявил, что Германия не место для модернистского экспериментаторства. Сам он признавал только классику – Леонардо да Винчи, Тициана, Микеланджело…. С его лёгкой руки в числе гонимых оказались кубизм, импрессионизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм,  сюрреализм, дадаизм, искусство Баухауза, к которому принадлежало творчество Василия Кандинского.

degenerativnoe_iskusstvo3Все модернистские направления рассматривались как результат генетической неполноценности художников и морального упадка общества. Проводилась параллель между модернизмом и психическими заболеваниями.

Художников немецкого авангарда объявили врагами народа и Германии, лишили права писать картины, а также где бы то ни было преподавать. В результате многие художники вынуждены были эмигрировать либо уйти во внутреннюю эмиграцию, переехав в маленькие города и деревни.

Выставка длилась 4,5 месяца (с середины июля до конца ноября), вход был свободным. Потом выставка совершила двухлетний тур по одиннадцати городам Австрии и Германии, где пользовалась огромным успехом. В самом Мюнхене выставку посетило более двух миллионов человек.

Но собирали эти произведения вовсе не для того, чтобы просвещать немецкий народ, а чтобы уничтожить их раз и навсегда. После турне работы рассортировали и стали продавать на аукционах Швейцарии (здесь цены были выше), четырнадцать картин с выставки попали в коллекцию Геринга (Мунк, Гоген, Ван-Гог, Сезанн, Синьяк). Но Европа была на пороге апокалипсиса и выручка от продаж была мизерной.

degenerativnoe_iskusstvo5Произведения, которые не удалось продать, а также те, что не участвовали в выставке (почти тринадцать тысяч), свезли на склад Берлина, откуда стали вывозить для распродажи иностранцам. Продавались по дешевке, практически даром, например,  шедевр М. Бекманна, Э. Л. Кирхнера или П. Клее можно было купить всего за двадцать долларов.

Непроданные работы решили сжечь, что и было приведено в исполнение в марте тридцать девятого. Сожгли почти пять тысяч акварелей, графики и рисунков. В сорок пятом при освобождении Берлина советские солдаты нашли часть работ запрещенного «дегенеративного искусства», которые не успели уничтожить.

Та же участь постигла многие картины из коллекций, реквизированных у евреев в Париже и из музеев Франции после ее оккупации в 1940-м году. Картины помечали особым знаком, свозили в хранилище галереи Жё-де-Пом, что в саду Тюильри, а потом сжигали. Всего за четыре года сожгли более шестисот произведений «дегенеративного искусства» Пикассо, Клее, Эрнста, Миро, Леже, Дали...

degenerativnoe_iskusstvo4К сожалению,  наш народ в своем большинстве тоже считает живопись авангардистов (немецких, русских, французских и т.д. …) дегенеративным, с чем каждый раз сталкиваюсь, когда пишу о ком-нибудь из художников современного искусства.

Сужу об этом по многочисленным отрицательным комментариям к текстам о Кандинском, Малевиче, Гончаровой, Ларионове, Филонове, Тышлере, Лентулове и других. Печально это…  Но судьба немецкого авангарда оказалась всё-таки печальнее: у нас картины не уничтожали, а скрывали в запасниках музеев.

Кто знал цену этому искусству, тот старался заполучить картины русских авангардистов в свои частные коллекции. Но, судя по интересу, который вызывают выставки этих художников сегодня, их время всё-таки пришло. Пусть пробивались они с трудом и с опозданием в полвека, но всё-таки пришли к массовому зрителю.

degenerativnoe_iskusstvo7О русском авангарде в России кое-что знают, и в музеях эти картины есть и никто их оттуда уже не изымает, наоборот - разыскивают не только по запасникам, но и по частным коллекциям. А вот с немецким авангардом в России мало кто знаком.

Поэтому, говоря о «дегенеративном искусстве» Германии, я преследовала еще одну цель - познакомить моих читателей с некоторыми из этих художников. Первый, с кого начну, Людвиг Майднер. Наверное, потому, что его творчество часто сравнивают с творчеством Павла Филонова, а лично мне он напоминает стиль любимого Хаима Сутина.

Людвиг Майднер - выходец из традиционной еврейской семьи. Родители хотели, чтобы он стал каменщиком, и отправили его учиться. Общаясь с рабочими, молодой человек заразился атеизмом и социалистическими идеями, а в девятнадцать порывает с родителями и навсегда уходит из дома. Вскоре он поступает в королевскую школу искусств в Польше, потом едет работать в Берлин, а заканчивает свое образование в Париже. Оттуда - снова Берлин и снова нищенская жизнь и случайные заработки.

degenerativnoe_iskusstvo6Перелом наступил после знакомства с художниками-экспрессионистами, которые позднее были причислены немецкой пропагандой  к "дегенеративному искусству". (Продолжение следует).

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged немецкий авангард, Русский авангард, современное искусство, художники. Bookmark the permalink.

8 Responses to «Дегенеративное искусство» Германии

  1. Спасибо, Лилли, за добрые пожелания. Читайте Майднера. На очереди Макс Бекман

  2. Lilly says:

    Заранее спасибо!
    Кстати, 12.02. у одного из представителей дегенеративной живописи, Макса Бекмана — день рождения…
    А я с удовольствием буду «читать Вас» !
    Замечательных февральских дней и солнышка Вам в душе, несмотря ни на что!

  3. Лилли! Как давно я не читала Ваших комментариев! Рада, что у Вас всё хорошо, что живете и радуетесь жизни, что Мюнхен Вам отвечает тем же. Да, продолжение будет сегодня, обязательно!

  4. Lilly says:

    Здравствуйте, уважаемая Тина!
    Ура! Какое начало прекрасного материала!
    Читаю с удовольствием!
    Жду продолжения с неменьшим! )
    И шлю пламенный привет из Мюнхена! Города, в котором столько за его историю случилось и печального и прекрасного! Замечательный, кстати, город, я в нем чувствую себя дома…уже давно..! Приезжайте!

  5. Спасибо, Надилель!!!! Я стараюсь выбирать то, что близко мне, что находит отклик в моем сердце. Мы с Вами похожи в своих предпочтениях. Жаль, что сегодня действительно, как Вы пишите, «источник чистой культуры й завален мусором». Будем разгребать по мере сил и возможностей. Всё остальное неинтересно и не стоит того, чтобы уделять ему время.

  6. К сожалению, Вы не одинок в этом. Увы, сталинские запреты на авангард не прошли даром. Чтобы понимать этих художников, надо исключить потребительский подход к искусству, включить мозги и думать.

  7. Игорь Герасимчук says:

    Тина, с Добрым Утром! Это искусство я просто не могу понять во всей глубине!

  8. nadilel says:

    Тина, ваши тексты, как глоток чистой культуры, источник которой завален мусором и вот, по чуть-чуть, вы, разгребая пласты забвения, вновь и вновь возвращаете меня к самой себе.
    Хаим Сутин тоже мне близок, не могу объяснить почему, и благодарна вам, что не позволяете мне предать забвению то, что действительно важно в нашем бренном мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *