«Дегенеративное искусство»: Людвиг Майднер

degenerativnoe_iskusstvo8(Начало здесь) Задолго до начала войны Людвига Майднера  начинают преследовать видения и  кошмары, навеянными библейскими пророчествами, к немецкой действительности, казалось, не имеющими отношения: в то время в Германии большинство искренне верит, что если случится война, если «завтра в поход», то обязательно всё закончится победой немецкого оружия.

Видения апокалиптических ландшафтов с пылающими городами, разрушенными и шатающимися домами, бегущими в страхе людьми и растерзанными телами, оказались реальностью только два года спустя. Но провидческие картины Людвига Майднера 1911-1913 годов, предсказавшие катастрофу Германии задолго до того, как она случилась, поразительно точны даже в деталях, не говоря уже об их эмоциональном воздействии.

С навязчивостью повторяются искаженные фантастически композиции, хаос, разруха, взрывы, стремительно летящие по небу кометы и прочие атрибуты коллапса. Картины, задуманные как иллюстрации к библейским сюжетам о гибели древнего Иерусалима, оказались иллюстрациями будущей гибели Берлина.

degenerativnoe_iskusstvo9Людвиг Майднер как  тонкий сейсмограф сумел уловить едва различимые подземные толчки, предвещающие катаклизмы. И вовсе не случайно выставка, приуроченная к пятидесятилетию со дня смерти художника (1966 г.), названа «Людвиг Майднер – сейсмограф».

Первая мировая  в общей сложности унесла семьдесят миллионов солдатских жизней  в Европе, Азии и Африке. Эти годы завершали прошлую эпоху и открывали новую с новыми утопиями и новыми иллюзиями. Художники-авангардисты, к числу которых принадлежал Майднер, сражались на своем поле боя, показывая ужасы войны

Майднер вместе со своими друзьями создает группу «Патетики», которую объединяют левые идеи ницшеанский пафос. Названия картин Людвига того  периода говорят сами за себя: «Апокалиптический пейзаж» (1912), «Революция» (1912),  «Я и город» (1913), «Пылающий город» (1913).  После  начала войны Майднер продолжает рисовать сцены ужасов. Так  дрезденский период (1913-14 гг)  отмечен серией графических работ под общим названием «Война» .

degenerativnoe_iskusstvo10Нервный, вибрирующий, чрезвычайно экспрессивный стиль художника с эсхатологическими видениями и ужасами войны представляет собой синтез идей иудаизма, социализма и экстатизма, рожденный апокалиптическим опытом Первой мировой и болезненным пафосом революции.

Эти картины считаются лучшими, но широкому зрителю Людвиг Майднер больше известен как автор многочисленные (около сорока) автопортретов, которые он делал, подражая Рембрандту, на протяжении всей жизни. Чисто экспрессионистский период длился всего пять лет:  после шестнадцатого года, когда был написан последний апокалиптический пейзаж, к теме войны  Людвиг Майднер больше не возвращался.

Война внесла раскол в ряды художников: одни отходили от прежних друзей-товарищей, как это произошло с Майднером, другие – становились ура-патриотами, третьи старались найти другие темы для творчества, четвёртые уходили в абстракцию. Все искали выход из тупиков старой культуры и  двадцатые годы оказались годами возникновения новых направлений.

degenerativnoe_iskusstvo12Многие художники отходили от красивости, от реализма, пытаясь исследовать  глубины бытия и психологии художника.  К числу таких художников относились Эдвард Мунк, Эмиль Нольде, Оскара Кокошку, Эрих Хеккель, Эрнст Людвиг Киршнер. К их числу принадлежал и Людвиг Майднер.

Но он постепенно отдаляется от прежнего круга своего общения, возвращается к еврейским корням, погружается в иудаизм и библейскую историю. Общительность сменяются замкнутостью, богемный образ жизни – молитвенной сосредоточенностью,  прежние работы подвергаются резкой критике, а апокалиптические пейзажи – изображениями пророков и патриархов.

«Сейчас я думаю о самых интересных вещах: апокалиптических видениях, библейских пророках, меня интересует дух,  потому что он - всё,  природа ничего для меня не значит». Пора юношеского увлечения городом,  городским обществом и цивилизацией сменяется углубленностью в психологию художника.

degenerativnoe_iskusstvo13Так появляется серия выразительных автопортретов и портретов немецкой элиты начала прошлого века: литераторов, артистов, политиков, журналистов, художников и деятелей театра и кино. Среди них Белла Шагал, больше известная не как литератор, а как жена Марка Шагала, Карл Либкнехт, поэт и будущий министр культуры ГДР Иоханнес Р. Бехер, писатель-экспрессионист Теодор Дойблер, поэт и художник Йоахим Рингельнатц и другие.

За три года (с 1919 по 1922 годы) Майднер сделал 415 гравюр и оказался очень остроумным портретистом, свои модели он изображал в экспрессивной манере, искаженно и утрированно, при этом сохраняя сходство с оригиналом. В этих портретах наиболее ярко проявился его талант графика, умеющего по нескольким чертам  угадывать будущее своих героев.

По его портретам можно изучать культуру и искусство Германии времен Веймарской республики. Правда, большинство этих имен русскому читателю ни о чем не говорят, но для примера приведу стихи поэта, писателя и художника Йоахима Рингельнатца, очень напоминающие стихи Игоря Северянина:

degenerativnoe_iskusstvo14

Сударыня, покорнейше прошу
развеять тучи, что меня печалят.
Сударыня, я Вам стихи пишу,
хоть знаю, что любовь не вымогают.

Я ночь не сплю — которую подряд —
и в темноте теряю мыслей нити.
Подайте слово или добрый взгляд,
Вы пустяком себя не разорите.

Своим прикосновеньем или вздохом
Вы можете спасти меня одним.
В моем дому не прибрано и плохо,
и из трубы давно не вьется дым.

Сударыня, высок Ваш небосвод —
без чувств земных и без забот.
1934
(Пер. с нем. Марины Науйокс)

degenerativnoe_iskusstvo15Войну Людвиг Майднер заканчивает переводчиком с французского в военном лагере. Здесь он начинает писать стихи, прозу и рисовать. Приход к власти Гитлера стал началом заката известности художника: его отстраняют от преподавания в Берлине, он вынужден уехать в Кёльн, где появилась возможность преподавать в еврейской школе.

Восемьдесят четыре его картины изымаются из немецких музеев: Майднер включен в список  «дегенеративных художников», его работы выставлены на выставке «Дегенеративное искусство». Антисемитизм усиливается, семья решает бежать в Англию, где у его жены родственники.

Сначала уезжает жена с детьми, позднее к ней присоединяется и Людвиг Майднер. Почти пятнадцать лет,  прожитых в Англии, не сделали его англичанином. После войны художник  решает вернуться, не зная, как его примут и будет ли оправданным его возвращение. Но иначе он не мог:

degenerativnoe_iskusstvo16

«не знаю, остается ли Германия местом, где евреи еще существуют в большом числе и могут работать, но сам я могу жить лишь там, где говорят и пишут по-немецки, и с этим ничего не поделать», - писал он в письме другу.

В Германии Людвиг Майднер продолжает упорно работать, постепенно признание возвращается:  он снова выставляется, в 1964-м году получает орден «За заслуги» ФРГ, его принимают в Берлинскую академию искусств, а за месяц до смерти выходит большая монография, посвященная его творчеству.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged немецкий авангард, Русский авангард, художники. Bookmark the permalink.

One Response to «Дегенеративное искусство»: Людвиг Майднер

  1. Ermentrud says:

    Самый прикольный портал знакомств. Именно здесь вы однозначно подыщите себе парня или девушку — хоть на одну ночь хоть на всю жизнь! подробнее здесь jduen.tk

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *