Леон Кософф. Окончание

kossoff22

Леон Кософф. Автопортрет, 1967 г.

(Начало здесь)   Биография Леона Кософфа небогата событиями. Он прожил всю жизнь, за исключением эмиграции во время войны и службы в армии, в Лондоне.

Сегодня Кософф - символом города, создавший и воссоздавший прошлое Лондона из детских воспоминаний, бережно сохранив прошлое и вступив в диалог с современностью.

Родился Леон Кософф в 1926 году в русско-еврейской семье эмигрантов, бежавших в 1906-1907 годах из России (Украины) в Лондон от еврейских погромов.

Семья поселилась в Ист-Энде, Ислингтоне - районе,  знакомом по описаниям Чарльза Диккенса.

Оливер Твист говорит, что никогда не видел таких грязных улиц, как здесь. Это было место  трущоб и нищеты, которое противопоставлялось богатому и фешенебельному Вест-Энду.

В начале войны Леон Кософф был эвакуирован на восток Англии, в Норфолк, где прожил почти пять лет. В десять лет мальчик впервые увидел Рембрандта и навсегда влюбился в художника, возвращаясь к его картинам на протяжении всей жизни. В Норфолке мальчик начал  рисовать.

Во время войны район, где жила семья до эвакуации, подвергся бомбежкам, в числе прочих был разрушен и их дом. После возвращения в 1943 году в Ист-Энд семья переехала из Ислингтона в Спитлфилдс - район вечных эмигрантов: французов-гугенотов, российских евреев, бенгальских мусульман…

kossoff8

Церковь Христа в Спитлфилдсе

Вблизи места, где поселились семья, находилась Церковь Христа. Позднее и Спитлфилдс, и Церковь станут излюбленными объектами кисти Кософфа.

Церковь Христа на картинах Кософфа выглядит так, будто художник смотрит на нее глазами маленького мальчика, задравшего голову, глядя на уходящую в небо пирамиду храма с восторгом и нежностью,  погружаясь в далекие времена своего детства.

Его серия Церкви Христа  напоминает серию «Руанского собора» Клода Моне, «Горы Сент-Виктуар» Поля Сезанна и «Пейзажей Сере» Хаима Сутина.

Все взаимосвязано и все взаимоперекликается. Но серия Кософфа более личностная, более интимная и наполнена детскими впечатлениями.

В семнадцать лет Леон Кософф начинает профессиональную учебу  в школе искусств Св. Мартина, где учится до  призыва в армию. Служба начинающего художника продолжалась три года  и проходила в Италии, Бельгии, Голландии и Германии.

kossoff11

Леон Кософф. Церковь Христа. 1993 г.

После армии Кософф продолжает уроки рисования в школе искусств, параллельно посещая курсы Дэвида Бомберга.

Здесь он знакомится с будущим крупным художником Лондонской школы – Фрэнком Ауэрбахом,  который сильно повлиял на его манеру и стиль.

Потом - еще три года обучения в Королевском колледже Искусств. В общей сложности обучение  Леона продолжалось почти пятнадцать лет.

Во время учебы у него сформировалась своя тема, которой он остается верен на протяжении жизни.

Его интерес к человеческой фигуре  и Лондону - его прошлому, восстановлению, обновлению, заживлению послевоенных ран, эмоциональному настроению - нашли поддержку у его учителей, что утвердило художника в выбранном пути.

Диалог между старым и новым, между разрушением традиции и ее сохранением, между стабильностью и изменчивостью ландшафта города стал сквозным в творчестве мастера. Леон Кософф создает хронологию эволюции города в красках.

Школы, бассейны, улицы, железнодорожные вокзалы и поезда, кишащие людьми пешеходные переходы и подземные станции метро Лондона, повседневная городская жизнь – все  становится объектом изображения, наполненным особой аурой грусти и меланхолии, характерной, прежде всего, для первых лет творчества Леона Кософфа.

kossoff14

Леон Коссофф Отец, сидя в кресле, 1960 г.

Послевоенный период пятидесятых и шестидесятых годов отражает общий экзистенциальный кризис, отчаяние и потерю веры в человека, обозначенные наиболее ярко французской философией Сартра («Тошнота») и Камю («Посторонний»), а в живописи Фрэнсисом Бэконом. После всех ужасов войны художники считали невозможным вернуться к прежней традиции изображения человека. Необходимы были новые формы выражения.

В эти годы Леон Кософф пишет портреты близких, друзей,  родных, членов своей семьи: матери, отца, немногих постоянных моделей. Свою эмоциональную реакцию на мир и людей после войны художник выражает в технике письма, колорите и смазанности черт лица.

Палитра картин темная, в ней преобладают тревожные и мрачные тона:  лиловые, серо-зеленые, темно коричневые, серо-черные. Мазок - густой, тянущийся, слоистый. Наиболее характерными для того периода являются портреты матери, отца, больной, сидящей женщины, человека в инвалидной коляске и другие.

kossoff15

Леон Коссофф. Сидящая женщина, 1957 г.

Леон Кософф выражает свое экзистенциальное отчаяние и видение мира через серию городских картин со строительными площадками, сносами старых домов, старыми железнодорожными путями и вокзалами.

Леон Кософф пытается показать неоднозначность изменений, происходящих в Лондоне, его заботит забвение прошлого, наступление современности ценой разрушения прошлого, которое полно наивного обаяния и беззащитности перед агрессивным наступлением прогресса.

Он – на стороне традиции, в которой ищет духовное возрождение и возрождение веры. В его картинах нет новостроек и современных зданий, супермаркетов и дорожных знаков. Автомобили, поезда и одежда людей обезличены, в них тоже нет характерных особенностей современности.

kossoff16

Леон Кософф. Outside Kilburn Underground, Spring 1976 г.

Кософф концентрируется на прошлом, которое пытается запечатлеть, обновить, одухотворить и показать его красоту. Его здания – старые и невзрачные - противопоставлены новому миру. Они о том, что духовность  строится не на обещаниях прогресса и не на путях разрушения старого, а на искуплении прошлого, возвращении к вере, символом которой для Кософфа является Собор Святого Павла и Церковь Христа.

Художник выражает опасения многих жителей Лондона, что у традиции и прошлого не будет сил выстоять против террора современности. Его старые и невзрачные здания олицетворяют борьбу одиночек, противостоящих злу, гордо стоящих в одиночестве, не подчиняясь суматохе и опустошению.

А главное – люди. Они только поначалу кажутся одинокими и отчужденными, но в их лицах можно узнать близких и родных художника, которые являются попыткой очеловечить город. Другим способом очеловечивания  является изображение повседневной жизни простых людей, которым посвящены картины семидесятых.

kossoff18

Леон Кософф. Dalston Lane, Monday Morning, Spring 1974. (Далстон Лейн, утро понедельника, весна 1974 г.)

Люди трудятся и отдыхают, сидят на скамейках, кормят голубей, ходят по магазинам и гуляют с детскими колясками. Много внимания художник уделяет железным дорогам, которые для него являются воплощением прошлого.

Они уже не олицетворяют  прогресс, как это было в начале XXвека. Сегодня они превратились в живописную старину, живущую самостоятельной жизнью, которая требует бережного отношения.

Особенно романтична серия картин Леона Кософфа с железнодорожными станциями Willesden Junction, которая одной из первых получила признание критиков. В восьмидесятых годах он создает серию городка Виллсдена, которая насыщена особым ностальгическим свечением.

kossoff20

Леон Кософф. From Willesden Green, Autmn 1991 г. (От Уиллсден Грин, Осень, 1991)

Видение Леона Кософфа проникнуто гуманизмом, он не отрицает прогресса, но подчеркивает индивидуальность, которая присутствует в старых домах. Он против террора современности и за сохранения исторического наследия прошлого, даже если оно не так красиво внешне, потому что в нем живет дух старой Англии и интимный мир человека.

В девяностые и нулевые годы палитра Леона Кософфа становится светлой, он продолжает гуманистическую линию на поддержание прошлого и сохранение индивидуальности. Олицетворением этого периода является его серия с вишневым деревом, которое уже состарилось, но его ствол  любовно поддерживается и сохраняется. Вишневый сад должен продолжать жить, что бы вокруг ни происходило и какие бы времена ни наступали.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Еврейская страничка, художники. Bookmark the permalink.

6 Responses to Леон Кософф. Окончание

  1. Да, Валерий, я нашла о нем материал в своем «Энциклопедическом словаре по живописи». Этот художник мне интересен и близок. Спасибо за наводку. В Интернете еще не копалась, но представляю, сколько там материала! У него действительно много библейских сюжетов, но не только этим он мне интересен. В общем — внесла его себе в список имен, о которых обязательно надо написать. Есть у меня такой помянник.

  2. Валерий Стерлигов says:

    Первое представление о Руо по Гуглу:

    https://www.google.com/search?q=georges+rouault+paintings&oq=georges+rouault+paintings&aqs=chrome..69i57j0l5.1260j0j4&sourceid=chrome&ie=UTF-8
    А, вообще-то про него немало в интернете. И он — почти наш современник: умер в 1958 году.
    Он много писал библейских сюжетов и персонажей и эта его манера живописи, простая, но монументальная рождает ощущение ее адекватности стилю Библии. По крайней мере, мне так показалось.

  3. Валерий, я рада, что Вы нашли у меня что-то новое для себя. А я в свою очередь много узнаю нового от Вас. Например, про Ж.Руо слышу впервые, как и про Утрилло, с которым Вы меня познакомили. Но самое интересное — Ваши интерпретации вроде и знакомых художников, но, по-новому воспринятые, они приобретают другое измерение, которое раньше я, например, не замечала. Так, например, произошло с Василием Кандинским.

    Спасибо, что заметили особенность моих текстов: да, я стараюсь как можно больше связать творчество художника, писателя или поэта с его биографией. Многие считают, что здесь нет связи, а я считаю (и исхожу из этого), что творческие люди владеют талантом переплавлять свою жизненную историю в гениальные творения.

  4. Валерий Стерлигов says:

    Спасибо за пост о Кософфе, я его раньше не знал. Интересный художник. Вы знаете, мне кажется, что одним из Ваших следующих героев мог бы быть Жорж Руо (Georges Rouault, если я не ошибся по памяти). Дело в том, что идею использования тяжелых, черных контуров фигур, которая ясно читается в работах Кософфа, он развил еще дальше, сделал следующий шаг, и результат получился замечательным, фигуры Руо приобрели значительность, монументальность такую, которой я, пожалуй, не встречал ни у кого. Замечательно хороши его средневековые французские короли!

    Работы его я знаю уже давно, а вот с большим удовольствием бы прочитал подробную биографию с анализом, которым обычно характеризуются Ваши
    статьи.

  5. Светлана says:

    Спасибо большое. Вдохновляет. Жаль, серию с вишневым деревом не нашла.

  6. Мегаполис – это специфическое поселение людей, отделенное от хаоса и глубоко структурированное. В городе есть все культурные формы (храмы, театры, музеи, библиотеки, школы и т. д.). Здесь создаются свои «центры вращения» информации, деятельности, человеческого общения, регулирующие жизнь. В нем всякий человек обретает свою «нишу», в исходя из от образованности, специальности, уровня личной культуры, исторического прошлого. Любой мегаполис имеет свое «лицо», свои нравственные измерения, свою духовность, свой менталитет. Город – понятие глубоко культурологическое; это образ жизни людей и способ существования и развития ими культуры в условиях цивилизации.

    города америки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *