Григорий Померанц. Избранные цитаты

Григорий ПомеранцГригорий Померанц - литератор и писатель, культуролог и философ - умер на девяносто пятом году жизни шестнадцатого февраля 2013.

Григорий Померанц дважды пытался защитить диссертацию, но дважды не защитившийся: по указке сверху по политическим мотивам его диссертации снимали с обсуждения в ученом совете или считали тему не актуальной.

Автореферат второй диссертации был уже напечатан и ее активно использовал в картине "Сталкер" Андрей Тарковский.

В начале пятидесятых Григория Померанца исключили из партии, осудили за антисоветскую деятельность на пять лет лагерей, он неоднократно подвергался репрессиям за диссидентскую деятельность.

Григорий Померанц

Григорий Померанц полемизировал с Солженицином, отстаивая право личности на автономность в противовес почвенничеству и национализму автора книги "Архипелаг ГУЛАГ".

Он был противником всяких утопий и мифологем, наукообразных идеологических схем, приводящих к гибели тысяч и миллионов, что не сравнимо ни с какими жертвами маньяков-убийц.

Основой человеческого бытия Григорий Соломонович считал глубинную внутреннюю философию и религию.

С конца восьмидесятых и до последнего времени Григорий Соломонович Померанц получил возможность выступать с публичными лекциями, писать и издавать в открытой печати статьи и книги, вести семинары.

Он был одним из последних русских интеллигентов, до конца отстаивающих право личности на свободу, выражение собственного мнения и противостояние пошлости.

Высказывания Григория Соломоновича говорят о нем больше, чем все статьи о нем.

Тина Гай

Любовь так тесно связана с болью, что без готовности терпеть боль и страх боли она совсем невозможна.

Без способности поставить себя на второе место, без способности умалиться – все дары становятся жерновами на шее.

В пространстве и времени Бог может найти себя лишь в глубине человеческого сердца, но только в самой последней его глубине. И вот когда человек достигает последней глубины, он чувствует некий дух, который подсказывает ему, что такое хорошо и что такое плохо.

В обстановке, когда тон задают пошлость и хамство, очень трудно собрать вместе ту часть образованного общества, что пробилась к глубинам, открытым русской и мировой культурой. Не вижу здесь более эффективного пути, чем путь индивидуального развития. Только способность самому дойти до уровня, на котором станут родными вершины и глубины (в данном случае верх и низ — метафоры) мировой культуры и мы в какой-то степени ощутим себя их наследниками.

Интеллигентность — это внутренняя готовность к внешней свободе и готовность защищать эту свободу от покушения извне, и от внутренних пороков, от превращения свободы во вседозволенность.

Опыт последних веков показал, как опасно доверять логике, не поверяя ее сердцем и духовным опытом. Ум, ставший практической силой, опасен. Опасен научный ум со своими открытиями и изобретениями. Опасен политический ум со своими реформами. Нужны системы защиты от разрушительных сил ума, как на АЭС — от атомного взрыва. Ни один злодей, разбойник, садист не совершили столько зла, сколько энтузиасты благородных идей, прогрессивных идей, целенаправленного добра… Миллионы людей убивала идея окончательного решения, окончательного выхода из всех кризисов, идея прыжка из царства необходимости в царство свободы (или в другую утопию).

Все в мире несовершенно, болезненно, неустойчиво, трудно. Но увидеть это, не цепляться за устойчивость, за нетрудность, за комфорт — первый шаг к устойчивости в пустоте. Мое ничтожное положение стало моей почвой.

Григорий Померанц с женой Зинаидой Миркиной

Всякая личность начинается тогда, когда чувствуешь потребность выйти из толпы и ищешь какие-то твердые основания своего личного бытия, твердый стержень, твердую основу.

В 1970 году, вдумываясь, почему Достоевский мало кого убедил своими “Бесами”, я сформулировал догмат полемики: «Дьявол начинается с пены на губах ангела… Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца».

В полемике 70-х годов я упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену и сформулировал второй догмат: «Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию»

Именно в грязи и лежат самородки, а не на выметенном тротуаре

«Сущность мировоззрения определяется скорее интерпретацией ценности, чем ее условным знаком. Мы все за добро, но все по-разному его понимаем.»

«Вера говорит: вспоминай свой грех. Вспоминай свою тоску, которая выталкивает тебя из греха (или из жизни, если иначе не выходит). Вспоминай свое отвращение. Это тоска по Богу. И она приведет тебя к Богу, если будет достаточно сильной.

Каждый из нас — Раскольников. У каждого из нас есть свой тайный грех. И каждому из нас открыта бездна Бога. Но мы ее боимся. Мы не готовы вступить в нее. И потому предпочитаем забывать грехи. Это норма. И то, что нарушает норму, мы называем болезнью. Болезненным стремлением копаться в душевной грязи.»

Способность к счастью — признак гармонической личности, свободной от страха, суеты, запутанности в заботах, личности, способной брать от жизни то, что жизнь даёт, и давать ей всё, что жизнь требует.

Когда человек, достигнув цели, не чувствует себя счастливым, это значит, что он стремился к ложной, второстепенной цели, приняв её за истинную (главную), а главную упустил.

Смерть человека в возрасте 89 лет нельзя назвать безвременной. Но для многих из нас это случилось безвременно. Хотелось, чтобы он нас пережил, а не мы его.

Наше спасение — в глубине, где вовсе не каждый миг высший. На этой глубине человек, отбросив иллюзии, остается один на один с проклятыми вопросами, со страданием и смертью. Но я не променяю зарю, которую надо ждать, на электричество, вспыхивающее от нажатия кнопки. Я верю в зарю, и я не раз видел ее.

Счастье — это не суррогат жизни. Это сама жизнь, открытая глубине, со всеми ее бедами, но и с той силой, которую дает глубина. Бог, скрытый в глубине, не страхует нас от несчастий, но он дает силу переносить несчастья и, потеряв всё, начинать жизнь заново. Продолжая путь, мы опять должны войти в темное ущелье, но знаем, что выйдем снова на свет и обрадуемся свету и эту радость будем нести сквозь тьму — до следующего взрыва света. 

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Мысли вслух and tagged афоризмы, философия, философия жизни, философы. Bookmark the permalink.

15 Responses to Григорий Померанц. Избранные цитаты

  1. Владимир says:

    Таких же взглядов, как и Померанц, придерживался на склоне лет Герцен.
    См. https://openrussia.org/post/view/9695/#comments

  2. Как Вы кстати вспомнили Дмитрия Сергеевича. Сейчас читаю его «Воспоминания» и «Письма о добром». Одна интонация уже настраивает на особый лад. Поразила его родословная, и то, что он помнит ее до своего прадеда. Такие люди действительно в России оставались после Октября на перечет. Я верю в Россию и в то, что медленно, но верно тонкий слой интеллигенции восстановится, хотя на это уйдут годы. Закваска Лихачевская живет хотя бы в том же Пушкинском доме, где Д.С.Л. прослужил почти всю свою жизнь.

  3. Сергей says:

    Когда умер Дмитрий Сергеевич Лихачёв, мне казалось, что умер наш последний интеллигент. Что пошлость и разнузданность побеждает. И я очень рад, что закваска есть! И будет! Большое Вам спасибо!

  4. Да, Вы правы, хотя Ваша теория конфликта Лирика и Банкира изложена слишком резко,хотя по большому счету — все верно. Но если посмотреть назад, то так было всегда. Лирики всегда были в меньшинстве. И в конечном итоге малое стадо побеждало и оплодотворяло общество. Для закваски достаточно и этого малого. Банкиры были, есть и будут. И лирики не менее жизнестойкие, потому что у них есть идея. И ради нее они будут возделывать свой сад и насыпать свой остров в океане невежества. В конечном итоге, все равно побеждают они.

  5. Alexander says:

    Конфликт этого человека с обществом я называю конфликт Лирика и … (нет не Физика) — Банкира*
    (В этой статье я вольно использую слова русского общественного языка с целью как можно более рельефно изложить самое главное в своей идее: найти корень, причину деградации общества и физически уничтожить его — создать технологию защиты от деградации. технология защиты — это читабельный, понятный текст на некотором языке (в данном случае — вольном русском), который легко тиражируется, не является догматом — может быть усовершенствован читателем (слова можно менять, подбирать под контекст своей картины мира), не обязан к исполнению, как закон природы или уголовный закон,..)

    …В обывателе того времени уже был практически уничтожен Физик — разумная логика с беспристрастным расчетом — Доверие к Знаниям и Методам Системного Математического Анализа. начиналась эпоха брежневизма-рейганизма… когда интеллект политических авторитетов опустили «ниже плинтуса». Общество всей планеты в своих массах приняло предложеное «Сверху» тогдашнее представление о «достаточно умном человеке» и начало множится бесчисленное количество невежество во всех формах от воровства в сверх-гипер-особо крупных размерах до все более бесстыдного и наглеющего в своей бесстыдности надувательства в СМИ.
    Для описания кто именно опустил интеллект общества я и ввел понятие: Банкир.
    Банкир в моем контексте это персона с застывшей культурой древнего Египта и других стран ближнего востока — зародыша нашей европейской цивилизации. Разбогатевшие в те времена ростовщики элитировались — отделились от общества и лишили себя Эволюции. Лишенная статистики Естественного Отбора Потребностями (и обмена с эволюционирующим обществом) Эволюция той/этой элиты практически остановилась — у них все уже было есть и, они полагают, будет.
    Сегодня эта реликтовая элита ведет себя ничуть ни более цивилизованно, чем их предки три тысячи лет назад.
    Общество подчиняется ей поскольку духовная культура не передается «в генах» (убеждение Физика, дающего преимущество опыту перед своей интуицией). Ее надо выращивать в каждом новом ребенке персонально. Каждая личность в своем персональном развитии должно пройти всю эволюцию своей культуры, так-сказать теоретически. на ошибках других — своих предков в очень ограниченный детско-юношеский период.
    Стать современным человеком становится все более и более трудно: надо усвоить лавинно возрастающий поток культурных и (!!!!) научных ценностей. Невежество же — «дано нам от рождения». Каждая персона, в детстве-юношестве сошедшая с пути познания становится членом Быдла.
    Но Быдло очень похоже на нормально развитого Человека: Лирика или Физика. Те же две руки, две ноги, шляпа, галстук,… и очки.
    Лирик, единственным инструментом которого является его память, уже не способен сопротивляться идиотизму быдла в среде политических авторитетов, которые используют для своего размножения (читай самоуспокоения собой личности уже в детском возрасте) мощь современных СМИ Интернета, ОМУ*, соц.сетей,… и других избранных Банкиром достижений науки и искусства. (Сам Банкир никогда ничего толком делать не умеет: взять любого Царя, Президента, Главу правительства, Депутата парламента, Финансового олигарха,…все это сегодня вообще самое настоящее невежественное Быдло, вершиной интеллектуальности которого является ложь, лицемерие и подлые закулисные игры,.. все остальное, удобное для паразитирования)
    ———-
    *ОМУ — оружие массового уничтожения и не только физического уничтожения тел, но и генной памяти людей, культурной памяти общества,.. словом культуры цивилизации. ОМУ производят и используют люди, внутри тела которых бактерия стала хозяином поведения. Бактерии составляют 80% биомассы Земли и имеют серьезные претензии на звание Царь Природы. Бактерии объединяются в многоклеточные организмы, но можно сказать «тоскуют» по своей свободной форме массе индивидуалов — Инфекции.

  6. Про Григория Померанца я написала сразу, когда он умер. Только сейчас в группе решила разместить старые свои записи. Они попались Вам. А вообще-то у меня, если посмотрите по содержанию, много чего есть, только я стараюсь размещать новое, но, видимо, настала пора и старым записям.

  7. Тина, вот это человек и автор !!!!!!!!!!!
    Это делает вам честь…, упомянуть о нем…
    Вообще он и Зинаида Миркина ( жена) — удивительная пара !!
    Какие у Миркиной сказки — притчи !!! Восторг!!!
    Жаль…, и замечательные люди — тоже уходят !!!

  8. Наверное. У каждого свое мнение.

  9. Константин says:

    Самое интересное как он описал конфликты войны на поверхности и гармонию всего этого на глубине

  10. Наталия! Да, такую жизнь прожить, выстоять и остаться интеллигентом — не каждому под силу! Пусть земля ему будет пухом.

  11. GABBI, спасибо большое за комментарий! Я тоже Померанца читаю с расстановками, потому что нужно вчитываться в его мысли и обдумывать их. Поэтому медленно, по кусочкам «грызу».

  12. Анна! Вам спасибо, что читаете и комментируете

  13. GABBI says:

    Спасибо за интересную статью!
    Высказывания Померанца нужно обдумывать!
    Я возвращаюсь к ним вновь и вновь!
    Еще раз БЛАГОДАРЮ!

  14. Анна says:

    Спасибо!!!!!!!!!!!!!

  15. Наталия says:

    Благодарю!) НастоЯщий был Человек, Интеллигент…Тронуло…Пронзающее Слово выстраданной Мудрости…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *