Записные книжки Фазиля Искандера

iskanderЧтобы никому не завидовать, надо быть личностью. Чувство личности - чувство внутренней полноты, не требующей никаких дополнений.

Потеря аппетита к жизни приводит к усилению аппетита к алкоголю.

Злоба - вдохновение от дьявола. В злобе мы чувствуем необыкновенный прилив сил, что создает соблазн действовать и стать победителем.

У писателя есть шанс стилем победить судьбу. А что делать человеку, если он не писатель? Стилем жизни побеждать. Не допускать сознательной подлости, и ты, как бы ни сложилась твоя жизнь, победишь судьбу.

Философия равенства подлая. В условиях равенства бездарный с потрохам
и сожрет талантливого, владея инструментом подлости. Духовный аристократизм необходим. Ничтожество надо четко отделить от того, кто выше его, хотя бы для того, чтобы удержать от соблазна преступления.

Терпимость хороша, но вспыльчивость полезней для здоровья.

Мне в молодости казалось, что на старых фотографиях люди значительнее тех, которых я вижу в окружающей жизни. Но, возможно, это тем объясняется, что фотография тогда была редким делом, и люди, снимаясь, внутренне больше сосредотачивались.

Я всегда полагал, что умение увидеть правду и критиковать неправду — это и есть содержание жизни писателя, содержание жизни всех думающих голов в стране.

Человека, у которого слишком развито чувство ответственности, редко увидишь в кино. Если бы был жив Достоевский, мы бы его в кинотеатре «Октябрь» не застали: он бы в это время работал.

iskander1

Глупость высмеивается не для того, чтобы истребить глупость — она неистребима. Это делается для того, чтобы поддержать дух разумных.

Я был так увлечен сочинительством, что не слишком замечал окружающую меня жизнь, даже своих детей. Думаю, воспитывал я их тем, что просто был самим собой.

Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствие окружающим.

То, что мы собираемся делать завтра, делает нас сегодня такими, какие мы есть.

Некоторые женщины, заболев, становятся нежными. Через несколько дней вдруг начинают покрикивать с постели. О! Значит, выздоравливают!

Мудрость не нуждается в информации, зато информация нуждается в мудрости, чтобы разобраться в самой себе. Возможно, поэтому меня так и не заинтересовал интернет. Информация нужна молодым, старики больше думают о том, что это она означает.

iskander2

Серебряная монета «Фазиль Искандер» номиналом 10 апсаров из серии «Выдающиеся личности Абхазии»

Общественный деятель — несмирившийся неудачник. Несчастную страну узнаешь по количеству общественных деятелей.

Во времена диктатуры начинают повсюду искать несовершенства. Несовершенство моего отца — за что он поплатился тюрьмой — состояло в том, что он был иностранный подданный: наполовину абхазец, наполовину перс.

Искусство развлечения всегда было, но оно должно занимать свое место. Расцвет индустрии развлечений свидетельствует о неправильно понятой свободе.

Когда ты вплотную приближаешься к собственной смерти, мысль о том, что ты всю жизнь трудился, успокаивает.

 Источник: http://esquire.ru/wil/fazil-iskander

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Притчи и афоризмы and tagged афоризмы, Любимые писатели и поэты. Bookmark the permalink.

6 Responses to Записные книжки Фазиля Искандера

  1. Потребительство стало философией многих, к сожалению. Мне кажется это оттого, что человек не почувствовал в свое время, что делать что-то самому, неважно что и как, гораздо интереснее, чем потреблять уже готовое. Нас, мое послевоенное поколение, воспитывали на этом. Потребительство считалось пороком. Сейчас все поменялось, но я благодарна, что нас воспитывали именно так. Иначе бы сейчас я просто умирала от тоски и скуки.

  2. Нина says:

    Еще один писатель в мою копилку, которого нужно почитать.
    Не согласна с мыслью насчет кино, ведь кино — это тоже искусство. Лучшие фильмы дали мне очень многое и фильмы режиссеров Антониони, Тарковского, Германа, Годара — буду пересматривать еще и не раз.
    А про развлечения — очень мудро. Труд — невероятно важен, к сожалению, моему поколению внушали другие ценности и многие так и застряли в этом вечном желании потребительства.

  3. Не скажу, чтобы я все читала в школе, что по программе, но большую часть книг все-таки читала, хотя и не понимала многого. Даже Чехов мне открылся значительно позднее, зато я очень любила Достоевского, взахлеб прочитала все его большие книги. Маленькие — нет. Уже в зрелом возрасте он мне показался совсем другим, я стала более трезво его оценивать. А вот «Мастера и Маргариту» долго не могла взять в руки. Сначала потому что ее трудно было достать, потом — потому что о ней много говорили и я боялась в ней разочароваться, потом, когда в конце концов прочитала, книга мне совершенно не понравилась. И сейчас отношусь к ней скорее отрицательно, чем положительно. Если вспомнить историю жизни Булгакова, то мне кажется, что в какой-то степени эта книга — предательство по отношению к его родителям. И это мне не дает принять ее. Использовать христианские мотивы в данном случае — как-то, мне кажется, нечестно.

    Что касается подачи материала, т.е. кто преподает, да, это очень важно. В школах редко встретишь учителя, который мог бы подать материал на соответствующем уровне, чтобы заинтересовать. Для этого надо самому быть пропитанным литературой, чтобы дети это чувствовали. А это каждый раз выворачиваться наизнанку. Кто на это готов? И сколько на это надо душевных сил? Нет, школьному учителю это не потянуть.

  4. valdis says:

    когда я учился в школе, так случилось, что я не читал те произведения которые мы проходили по литературе, мне сложно сказать почему (было, что читал отрывки, но так чтобы целиком…). помню, что целиком я прочитал только несколько произведений и одно из них это «Мастер и Маргарита» я был просто сражен, тем что прочитал… (несколько лет спустя я перечитывал его, но первое впечатление было самое сильное)… так вот, то, что я прочитал и то, что я слышал в школе об этом произведении очень сильно разнилось, т.е. если бы я не читал его и послушал бы, что говорили о нем в школе, то мне кажется желания прочитать данное произведение у меня бы не возникло. Я хочу сказать, что очень важна сама подача материала (естественно, вы правы, что есть книги «на вырост» и то, что понимание некоторых книг приходит позднее). Учитель должен не просто стандартно подавать материал, а… как бы сказать точнее… должен подавать его на той волне на которой находится класс…

  5. Валдис, Вы мой воскресный гость и я всегда жду, какую на этот раз притчу или афоризмы Вы выберете. В этот раз Ваш комментарий очень необычный: я с ним абсолютно согласна. Большинство людей не понимают то, что читают или то, что сделано не по их росту. До всего надо дойти самому. Есть вещи, которые объяснить невозможно: их можно только самому пережить, только тогда поймешь. Поэтому многие Учителя и Мудрецы не показывали всего своего знания, понимая, что не всякий может понять то, что они говорят. Другое дело — книги. Их каждый выбирает по себе и по тому уровню понимания, на который он способен подняться. Есть книги на вырост, до них нужно дожить, дойти своим опытом. Что толку в школе изучать «Анну Каренину» или «Преступление и наказание», да даже Пушкина. Их понимание приходит значительно позднее, а некоторые так и не понимают их до конца. Особенно Достоевского, да и Пушкин — не проще. Я его поняла уже после сорока и обливалась слезами над его жизнью и последними стихами.

    Да, до всего сам, путем собственных ошибок и мазолей.

  6. valdis says:

    Тина, здравствуйте. С творчеством Фазиля Искандера я не знаком. Сейчас вот прочитал ваш пост и познакомился с его высказываниями «из записных книжек», есть очень интересные. Это очень важно, когда человек начинает говорить о таких вещах. Но все равно всегда надо думать, обо всем самому. А еще, часто бывает так, что ты к чему-то приходишь и это тебя кажется очень ясно и просто, но другие этого не понимают. Ты пытаешься им что-то объяснить, но бесполезно. Просто люди находятся на разных уровнях развития и на том уровне вещи с другого уровня не понятны. Каждому ко всему надо прийти самому и только тогда все будет ясно. У меня так было тогда, когда я стал вегетарианцем, это была абсолютная радость которой мне хотелось делиться с окружающими, но им это было не нужно, они наоборот отговаривали меня и говорили, что я не прав. Я их убеждал, рассказывал почему это правильно, но все было бесполезно, только один человек это понял и с «моих слов» тоже стал вегетарианцем. С тех пор я понимаю почему люди пришедшие к чему-то не очень охотно этим делятся, они понимают, что каждый ко всему должен прийти сам.
    Но все равно я считаю, что говорить (писать) какие-то вещи надо и важно, поскольку даже если человек это и не поймет сейчас, это заложет где-то глубоко внутри него то зерно, которое потом может прорасти и дать плоды…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *