Де Сад: плевелы и пшеница

de_sad12(Начало здесь) Обратимся к мыслям самого писателя, как сам де Сад объяснял свои поступки и слова. Надо помнить, что писал он, прежде всего, о разгуле, который внутри человека, о страхе и ужасе, который оставляет разгул, доведенный до вседозволенности.

Существует парадокс: когда агрессия и насилие выливаются наружу, то вместе с этим происходит бурный расцвет искусства и литературы, когда же воцаряются мир и порядок, иссякает и источник созидания. Достаточно вспомнить нашу революцию семнадцатого, чтобы понять, насколько это соответствует реальности.

Кандинский, Малевич, Шагал и Родченко, Хлебников, Блок, Белый и Есенин, Цветаева, Ахматова и Мандельштам, Стравинский, Рахманинов и Прокофьев, Эйзенштейн, Юткевич и Александров, Мейерхольд, Комиссаржевская и Евреинов… Этот список можно длить и длить.

Переломные эпохи, освобождая мощную энергию страсти, сметают старое с лица земли, одновременно освобождая площадку для созидания нового. Маркиз де Сад относился к числу великих разрушителей, вплоть до саморазрушения и желания самому исчезнуть с лица земли. В своем завещании он напишет подробную инструкцию о своём захоронении:

«Как только могила будет засыпана, поверх посадить желудей, дабы впоследствии поверхность означенной могилы оказалась засаженной лесными зарослями как прежде; и след бы моей могилы исчез с лица земли как память обо мне, я надеюсь, сотрется из памяти людей».

de_sadЖелающим читать де Сада один совет: не воспринимать его буквально, де Сад – писатель с двойным, тройным дном. Акцент на букве ничего не дает, наоборот, отвращает и отбивает желание читать дальше. Важно увидеть в нагромождении слов писателя одну ясную мысль:

«Ты хочешь, чтобы вся вселенная была добродетельной, и не чувствуешь, что всё погибло бы в тот самый миг, когда на земле остались бы одни добродетели, ты не хочешь понять, что поскольку пороки обязательно должны существовать, несправедливо было бы тебе их карать - это все равно, что смеяться над одноглазым...»

В этих словах присутствует так же мысль, что и в евангельской притче о плевелах и пшенице. Напомню, в ней говорится о том, как однажды человек посеял пшеницу, а вместе с ней выросла и сорная трава. На вопрос слуг домовладыки, не следует ли прополоть поле и очистить его от плевел, хозяин отвечает:

«Нет, потому что вместе с сорняками можно уничтожить и пшеницу. Лучше оставить всё до жатвы, тогда будет удобно отделить доброе семя от плевел». Другими словами, пока человек жив, в нём всё переплетено настолько, что отделить одно от другого не представляется возможным: зло - от добра, истину - от лжи, хорошее - от плохого. Человек часто не ведает, что творит. Это и есть ключ к пониманию де Сада:

«О, человек! разве тебе надлежит высказываться о том, что хорошо и что плохо... Ты хочешь исследовать законы природы, а твое сердце ... твое сердце, отмеченное ею, само по себе - загадка, решения которой ты не знаешь».

Де Сад ни в чем не был уверен и никого не судил, он – размышлял. Единственное, в чём он был абсолютно уверен, так это в том, что ни один человек не имеет право убивать другого, ни один закон не может лишать жизни человека. Он был по-рыцарски благороден, а почти тридцатилетнее заточение давало ему право так говорить. В 1791-м году в одном из писем, он напишет:

de_sad13

«Вы спрашиваете меня, каков ход моих мыслей, дабы следовать ему. Это явно самая деликатная часть вашего письма, но уверяю вас, что мне стоит немалого труда ответить на вашу просьбу. Прежде всего, у меня как у литератора есть обязанность (дающая моим суждениям подвижность, свойственную моей внутренней манере размышлять), которую я исполняю тут изо дня в день, работая то для одной партии, то для другой.

Хочется ли мне понять свои мысли до конца? В действительности я не привязан ни к одной партии, я как бы со всеми вместе. Я анти-якобинец, я смертельно их ненавижу; я обожаю короля, но не переношу старые правонарушения; мне нравится бесконечное число статей Конституции, однако некоторые меня возмущают; я хочу, чтобы дворянству вернули его былой блеск, отмена которого ни к чему не приведет;

я хочу, чтобы король был главой нации; я желаю не национального Собрания, а двухпалатную систему как в Англии, дающую королю умеренную власть, уравновешенную народом, непременно разделенным на два сословия - третье ни к чему, мне его не надо. Вот вам мой символ веры. Кто я сейчас? Аристократ или демократ? Скажите мне, пожалуйста... так как мне о себе ничего не известно».

de_sad14Философ и психоаналитик, старший брат художника Бальтюса, сравнил романы де Сада с молитвенными книгами, в которых есть одна логика - логика человека, стоящего перед Богом. И в конце – несколько афоризмов, которыми хочу закончить разговор о писателе, человеке, философе и великом гуманисте, превратившем Бастилию в горнило мысли, позволившей ему прожить свою мечту.

Грабеж устанавливает род равновесия, которое полностью разрушает имущественное неравенство.

***
Если действует материя, если Природа сама, за счет собственной энергии, способна создавать, производить, сохранять, поддерживать… то для чего искать какую-то постороннюю силу?

***
Люди осуждают страсти, забывая, что философия зажигает свой факел от их огня.

***
Можно заменить кровати, столы и комоды, но только не идеи. Их потеря невосполнима.

***
Моя манера мыслить не принесла мне несчастий. Их причиной стали мысли других.

***
de_sad17Не существует ни одного живущего человека, которому не захотелось бы сыграть деспота, если он обладает твердым характером.

***
Не только добродетель необходима природе и, наоборот, не только в преступлении она нуждается, но и утверждает себя в совершенном равновесии между тем и другим. В этом состоит ее бесконечная мудрость.

***
Тирания и религиозные предрассудки были взращены в одной и той же колыбели, они в равной мере дети фанатизма...

***
Тот, кто желает в одиночку бороться против общественных интересов, должен знать, что погибнет.

***
… законы нравственности являются относительными, обусловлены географическим положением и социальным устройством.

de_sad15

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Любимые писатели и поэты, общество и политика, психологи и психология, философия, философия жизни. Bookmark the permalink.

2 Responses to Де Сад: плевелы и пшеница

  1. Да, он завораживал и ужасал одновременно. Если даже в XXI веке его мало кто понимает, а больше говорят о его сексуальных извращениях, которые жили только в его голове, то что уж говорить о том, как это воспринималось двести лет назад. Де Сад не первый и не последний пал от рук добродетельных мамаш и судей. Поэтов и писателей судили и потом. Достаточно вспомнить Бодлера и Флобера.

  2. Игорь says:

    Здравствуйте, Тина. Спасибо за маркиза.
    Воистину, кто «… кто не жил до 93-го (1793) года, тот не знал радостей жизни…» — по расхожему замечанию галантных обитателей той далёкой эпохи.
    Гламур гламуром, но надвигалось нечто ужасное. Само время клокотало. Чуткие души пытались осязать грядущее…Выходило, вламывалось в сознание что-то страшное, ломающее все рамки «куртуазных» приличий, норм, писаных и неписанных правил.
    Читатели содрогнулись, но были заворожены новатором-маркизом..( чуть было не написал «марксистом»).
    Он был честен, а потому и актуален по сей день.
    Ждем продолжения о приключениях черепа философа и парадоксальных выводах френологов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *