Исихасты говорят

isihastyИсихасты – это молчальники, практикующие умную молитву и уединение. Сегодня хочу поделиться их притчами. Они - особенные, потому что все, о чем они говорят, иносказательно, но испробовано на собственном опыте. Монахи говорят притчами, подражая Спасителю.

О простеце и наследстве

Один простец получил наследство – несколько сот золотых монет. Об  этом узнал ловкач и сказал простецу, что тот может удвоить наследство. – «Неужели? А как?» - Поразился простец неожиданной удаче. – «Есть в скале, неподалеку, отверстие, - начал рассказывать ловкач. – Если бросить туда одну золотую монету, то оттуда выскакивают две золотые монеты!»

«Не может быть!» - Усомнился простец. – «Что ж, иди, проверь сам!» - Сделав вид, что обиделся, сказал ловкач. – Говорю тебе, это чистая правда!» Простец взял свои золотые монеты и отправился к заветной скале. Но ловкач добрался туда быстрее, пролез в скалу по узкому лазу, и спрятался внутри.

isihasty1

Вскоре пришел простец и кинул в отверстие золотую монету. И тут, к своей великой радости, он увидел, как обратно, одна за другой, выскочили две золотые монеты. – «Верно! – обрадовался простец. – Чистую правду сказал мне тот добрый человек!»

Он высыпал из мешка все золотые монеты,  быстренько побросал их в чудесное отверстие и с нетерпением подставил мешок. Но, увы! Обратно их он уже не дождался.

К погоне за богатством неизбежно присоединяется жадность, а плод жадности – потеря и того, что имеешь: Жадность обуяла – Пиши пропало.

isihasty3

О воде и колодце

Некий человек, испытывая недостаток воды, стал просить Бога даровать ему воду. Долго он докучал Богу своей просьбой. Наконец, он услышал голос Божий: «Я могу дать тебе воду, много воды. Но во что ты примешь ее и в чем сохранишь? Вначале выкопай колодец. И Я наполню его чистой, прохладной водой! Вода – Моя, а колодец – твой».

Сделай сердце глубоким и благодать не замедлит появиться в нем: Благодать любит сердечную глубину, а сердце – благодатную тишину.

isihasty4

О пловце

Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец, утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега.

Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал.

Все несчастья начинаются с нас самих. Но если ты наведешь порядок в мыслях, в тебе эти несчастья и закончатся: Когда наведешь порядок в уме – спасешься и в миру, и в монастыре.

isihasty5

Заяц и лиса

Зайца преследовала голодная лиса. Убегая от нее, заяц наткнулся на волка и попросил у него помощи. Волк отогнал лису, но так как сам был голоден, то вознамерился съесть зайца. Неожиданно заяц заметил охотника и бросился к нему за помощью. Охотник тут же застрелил волка, но потребовал у зайца услугу – заячью шкуру.

Пока охотник был занят волком, заяц успел передохнуть и дал такого стрекача, что охотник даже не успел в него выстрелить! – «А где же твоя благодарность?», - в гневе закричал охотник вдогонку. – «Отблагодарю как-нибудь попозже…», - отвечал заяц, не оборачиваясь.

Мир помогает нам жить, но помогает нам ценой нашей собственной жизни: Мир помогает, но шкуру снимает.

isihasty6

О раках

На огне стояла кастрюля с кипящей водой. Рядом в миске лежали раки и мирно беседовали друг с другом: откуда произошел этот странный мир и почему он так устроен? Одни говорили одно, другие – другое. Тот, кто попал в кастрюлю первым, считал себя самым умным. Он только начал речь, но мгновенно покраснел и замолчал.

А в это время в миску упало еще несколько раков. «О чем спор?» - Спросили они. – «Мы спорим о том, откуда, зачем и почему произошел этот странный мир», - ответили им раки. – «А кто из вас самый ученый?», - спросили вновь прибывшие гости. «Вон тот, красный рак, который плавает в кастрюле», - дружно закричали раки и важно зашевелили усами. Но здесь их бросили в кипяток и они тоже покраснели.

Когда многознание проходит проверку жизнью, оно не в силах помочь людям, ибо утратило всякую связь с нею: От большого самомнения, мало толку для Спасения

isihasty7

Грабитель и добрые дела

Однажды поймали на большой дороге грабителя. Грабил он людей немилосердно. Отнимал все до последней нитки, но отпускал живыми, и то ладно.

Но, вот, поймали его, привели к судье. Тот спрашивает грабителя: «Грабил?» - «Грабил, господин судья!» - «Знаешь, что за это бывает?» - «Знаю, господин судья!» - «Так зачем же грабил?» - «Хотел строить монастыри, храмы и делать людям добро, господин судья! Прошу учесть!»- «А мы судим тебя не за монастыри и храмы, а за грабеж!» - Ответил судья...

Если полюбишь Добро, Оно не даст тебе делать зло, даже ради самого Добра: Зло – хитро, а добро – мудро.

isihasty8

Картины с сайта isihast.ru

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Притчи и афоризмы and tagged Притчи, философия жизни. Bookmark the permalink.

12 Responses to Исихасты говорят

  1. Да, Сергей, хорошие у меня читатели и комментарии — соответствующие.

  2. Сергей says:

    Притчи хороши и комментарии отличны. Приятно было почитать то и другое. Хорошая у вас компания, Тина!

  3. Замечательная притча-сказка. И впрямь глупец — счастье к нему само шло в руки, а он почему-то решил, что оно где-то впереди. Спасибо, Надилель. Вы нас тоже просвещаете армянскими традициями и сказками. Я в одном из комментариев похвасталась этим.

  4. nadilel says:

    Есть у меня любимая, армянская сказка «Счастье глупца »
    Жил когда-то бедняк. Как ни трудился он, как ни бился — всё никак не мог выбиться из нужды.

    И вот дошёл он до отчаяния и решил: «Пойду-ка я разыскивать Бога. Разыщу и узнаю, долго ли мне маяться. Да тут же и выпрошу чего-нибудь для себя».

    По дороге повстречался он с волком.

    — Добрый путь, братец-человек! Куда ты идёшь? — спросил волк.

    — Иду к Богу, — ответил бедняк, — горе своё хочу ему поведать.

    — Как доберёшься до бога, скажи ему: есть, мол, на свете один голодный волк, день-деньской рыщет он по горам и долинам, а пропитания, найти не может. Спроси: долго ли тому волку голодать? И ещё скажи: если ты сотворил его, так и кормить должен.

    — Ладно, — молвил бедняк и продолжал путь.

    Много ли, мало ли он прошёл — встретил красавицу-девушку.

    — Куда идёшь, братец? — спросила девушка.

    — К Богу иду.

    — Как увидишь бога, — взмолилась красавица, — скажи ему: есть одна девушка — молодая здоровая, богатая, а ни радости, ни счастья не знает. Как ей быть?

    — Скажу, — пообещал бедняк и пошёл своей дорогой.

    Встретилось ему дерево. Хоть оно и стояло у самой реки, но совсем засохло.

    — Куда ты идёшь, эй, путник? — спросил дерево.

    — К Богу иду.

    — Тогда погоди, передай Богу и мои слова. Скажи ему: слыхано ли такое дело — расту я у самой речки, а круглый год стою сухим! Когда же я зазеленею?

    Выслушал бедняк жалобу дерева и продол жал свой путь.

    Шёл он, шёл, пока не дошёл до Бога.

    Видит — восседает Бог в образе седовласого старца под высокой горой, прислонясь к утёсу.

    — Добрый день! — молвил бедняк, став перед Богом.

    — Добро пожаловать, — ответил Бог. — Чего тебе надо?

    — Хочется мне, чтобы ты ко всем людям относился одинаково — не давал бы одному всё, другому ничего. Вот я — сколько ни бьюсь, сколько ни тружусь, а всё из нищеты не выбьюсь, многие же вдвое меньше меня работают, а живут в достатке и покое.

    — Ладно, ступай, скоро разбогатеешь. Я пошлю тебе счастье. Живи и наслаждайся.

    — У меня к тебе ещё дело, господи, — сказал бедняк и поведал Богу о жалобах голодного волка, красивой девушки и засохшего дерева.

    Бог дал ответы на все вопросы. Бедняк поблагодарил его и ушёл.

    На обратном пути подошёл он к засохшему дереву.

    — Что сказал про меня Бог? — спрашивает засохшее дерево.

    — Сказал, что под тобою зарыто золото. Покуда его не откопают и не дадут твоим корням простор, тебе не зазеленеть.

    — Так куда же ты уходишь? Выкопай золото, оно нам обоим пойдёт впрок: ты разбогатеешь, а я зазеленею.

    — Нет, некогда мне, я тороплюсь. Бог даровал мне счастье, я должен поскорее найти его и наслаждаться, — ответил бедняк и ушёл.

    Идёт он, а красавица-девушка дорогу ему преградила:

    — Какую весточку для меня несёшь?

    — Бог сказал: Ты должна найти себе хорошего мужа. Тогда тоска отступится от тебя и заживёшь Ты в радости и счастье.

    — Ну, если так, то будь ты моим дорогим мужем.

    — Вот ещё! Некогда мне. Бог обещал мне счастье, надо найти его поскорее и наслаждаться, — сказал бедняк и зашагал дальше.

    На дороге поджидал его голодный волк.

    Только завидел он бедняка — кинулся к нему:

    — Ну, что сказал тебе Бог?

    — Братец ты мой, после тебя встретил я ещё красавицу-девушку и засохшее дерево. Девушка хотела знать, отчего её жизнь так безрадостна, а дерево — почему оно весной и летом не может зазеленеть. Рассказал я Богу, а он и говорит: «Девушка пусть найдёт себе друга»

    — А про меня что сказал Бог? — спросил голодный волк.

    — А про тебя он сказал, что ты будешь рыскать голодным до тех пор, пока не найдёшь глупца. Как сожрёшь его, так и насытишься.

    — Глупее тебя мне никого не сыскать, — промолвил волк и съел глупца.

  5. Я очень рада, что притчи понравились не только мне. Их действительно стоит перечитывать, хотя бы время от времени, чтобы подпитываться и не закисать.

  6. Спасибо, Лариса.

  7. Короткие, но смысл — глубокий. Я очень люблю исихастов, когда-то ими болела, читала про них много. Но увы, я не смогла продвинуться на этом пути даже не миллиметр.

  8. Спасибо, Игорь. Я не знала эту притчу. Да еще в такой форме.

  9. Игорь says:

    Исихасты и суффии очень близки друг к другу. Мистики — созерцатели.
    Вот ещё оч. актуальная притча Руми:

    РАССКАЗ ОБ УКРАДЕННОМ БАРАНЕ
    Барана горожанин за собой
    Тащил с базара,- видно, на убой,

    И вдруг в толпе остался налегке
    С веревкой перерезанной в руке.

    Барана нет. Добычею воров
    Овчина стала, и курдюк, и плов.

    Тот человек, в пропаже убедясь,
    Забегал, бестолково суетясь.

    А вор возле колодца, в стороне,
    Вопил и причитал: «Ой, горе мне!»

    «О чем ты?» — обворованный спросил.
    «Я кошелек в колодец уронил.

    Все, что имел я, — сто динаров там!
    Достанешь — я в награду двадцать дам».

    А тот: «Да это целая казна!
    Ведь десяти баранов в ней цена.

    Я одного барана потерял,
    Но Бог взамен верблюда мне послал!»

    В колодец он с молитвою полез,
    А вор с его одеждою исчез.

    О друг, по неизвестному пути
    Ты должен осмотрительно идти..

    Но жадность заведет в колодец бед
    Того, в ком осмотрительности нет.

  10. Игорь says:

    Исихасты говорят? — «…о чём нельзя говорить, о том следует молчать..» ( фраза приписывается Витг-ну, но это базовый принцип исихазма, когда внутри сердца зазвучат невыразимые, невысказываемые Слова…оглушая тишиной.)
    Притчи лишь тени смыслов…
    Притчи замечательные.

  11. Лариса says:

    Замечательные притчи.

  12. Все несчастья начинаются с нас самих…разве это не так!Замечательные притчи…некоторым иногда бы их перечитывать…можно и отыскать причину той или иной ситуации в жизни…Спасибо,Тина!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *