Кьеркегор-4 Акт II. Регина Ольсен

kjerkegor15

Регина Ольсен

Начало здесь
Продолжение здесь

История  любви Кьеркегора и Регины обросла мифами, фильмами, книгами, исследованиями, аналитическими объяснениями и просто рассказами о том, как может случиться любовь на всю жизнь.

Регина действительно была девушкой незаурядной, она заняла в жизни и творчестве философа такое же место, как отец в жизни маленького Сёрена. Благодаря ей он и стал тем, кем стал.

Вся разница была только в том, что теперь он был в роли отца, а она – той юности, которую надо было наставить на путь истинный.

Всё, что он сделал и всё свое имущество, Кьеркегор завещал ей. Ближе нее у него никого и никогда не было, всё его творчество выросло из любви к ней.

Каждый день он вспоминал ее и надеялся, что вера сможет вернуть ее. И то, что она к нему не вернулась, он снова винил себя: значит, вера его не была столь сильна, как вера Авраама, которая спасла его от убийства сына.

После смерти отца Сёрен стал свободен и сказочно богат. Обманывать отца он уже не мог, исполнение  его наказа стало для него главным. Кьеркегор стал готовиться после десяти лет учебы завершить наконец свое теологическое образование и защитить магистерскую диссертацию. Кроме того, он готовился жениться.

Еще перед смертью отца Сёрен всерьез задумался о семье и хотел жить как все. Его невестой была совсем другая девушка, не Регина, а Болетта Рёрдам, дочь священнослужителя из почтенного копенгагенского семейства. Она уже имела жениха, но это его не смущало, он был уверен в своей победе над соперником.

kjerkegor4

Останавливало Кьеркегора только то, что он не мыслил брак без того, чтобы открыть своей будущей жене всю правду о себе: своих депрессиях, болезнях, сексуальных загулах и тайнах семьи, а значит и тайнах отца.

Но как только он собирался раскрыть все и сделать, наконец, ей предложение, ноги отказывались идти, комплексы перехватывали горло и перекрывали дыхание. И вот однажды, придя в дом невесты, он встретился с совсем юной девушкой, почти подростком, которой едва исполнилось четырнадцать. Ему было уже двадцать четыре.

Все развитие отношений с Региной, от первой встречи и до мучительного разрыва помолвки, описаны в первом крупном двухтомном произведении Кьеркегора «Или-или», с которым он приехал из Берлина, куда отправился сразу после разрыва.

Первая  часть - «Дневник соблазнителя» - посвящена не столько описанию техники обольщения Дон Жуаном молодой прелестницы, хотя и этому тоже, сколько рефлексии поведения эстетика, а в сущности - саморефлексии.

Эстетик – это человек, единственной целью которого является наслаждение, к которому он стремится любой ценой, даже ценой страданий другого человека. Эстетик играет, у него все просчитано и выверено. Игра в кошки-мышки доставляет ему истинное наслаждение, пусть даже в ней жертвой становится невинное дитя, непосредственное и неискушенное жизнью. Так даже интересней.

kjerkegor13

Регина Ольсен

Кьеркегор в поэтически-красивой форме жестко разделывается с эстетическим взглядом на мир (а фактически с самим собой), в котором есть только наслаждение, удовлетворение амбиций своего эгоистического «я», достигающего цели ценой манипуляции другим человеком.

Главное для эстетика - поймать добычу, заманить ее в свою сеть, а потом отпустить. И все это под веселый смех и радостное предвкушение победы. Стратегический план военной кампании рассчитывается по-шагово с продумыванием всех ходов и орудий борьбы, как в настоящей  военной операции.

Главное, чтобы это было весело и оригинально. Для него действительно не составило большого труда заманить юную Регину в расставленную для нее сеть: он давал ей книги, просил рассказывать, что она прочитала, он воспитывал ее шаг за шагом, приручая к себе и обволакивая ее своими речами и повадками обольстителя.

Вскоре она действительно влюбилась и поняла, что влюбилась в человека незаурядного, глубокого с ранимой душой. И все бы шло по плану Кьеркегора, если бы не случилось то, чего он меньше всего ожидал: он сам в нее влюбился.

kjerkegor37

Караваджо. Жертвоприношение Авраама

Воистину не рой чужому яму, сам в нее попадешь. Ровно это и произошло с Кьеркегором. Он влюбился со всей страстью своей души, безоглядно, окончательно и на всю жизнь. Когда Регине исполнилось семнадцать, состоялась их помолвка.

Но на другой же день он понял, что совершил ошибку. Трудно рационально объяснить, почему он сделал все, чтобы обручальное кольцо было возвращено. Это надо пережить самому.

Произошла внутренняя сшибка двух ипостасей личности: эстетической и этико-религиозной. Регина была как все: желала иметь семью, любимого и любящего мужа. Она находилась еще на стадии эстетической. Да и он, когда затевал игру с ней, не знал, что ему придется дорого заплатить за это и делать жестокий выбор.

Но он его сделал. Вера и ответственность перед своей жизнью оказались сильнее. Женись он на Регине, ему было бы теплее на какое-то время, но он бы этого себе никогда не простил, потому что настоящей его страстью была вера, а не любовь. Из двух зол он выбрал меньшее, написав:

«… женись, и ты об этом пожалеешь; не женись, и ты об этом пожалеешь; если ты женишься или не женишься, ты пожалеешь и о том, и о другом. Смейся над глупостью мира, и ты пожалеешь об этом; плачь над ней, и ты пожалеешь и о том, и о другом; независимо от того, поверишь ты женщине или нет, ты пожалеешь и о том, и о другом….Такова, господа, сущность и квинтэссенция всякой философии».

kjerkegor38

У меня был в жизни такой момент, когда могла бы выбрать: вернуться туда, откуда ушла, там мне было тепло, уютно, комфортно, была любовь. Но когда после расставания я села в автобус, у меня потекли тихие слезы, потому что поняла, что никогда не смогу вернуться.

Я должна была пройти свой путь сама, искупив свое предательство и боль до конца. Я часто потом жалела о сделанном выборе, но каким бы он ни был, все равно о нем пришлось бы жалеть.

Поэтому понимаю, почему Кьеркегор отказался от Регины. Компромисса между эстетическим и этическом быть не может.

Или-или. Вопросу выбора и тому, что последует за тем, когда точку выбора пройдешь или пропустишь, посвящена вторая часть работы «Или-или». Она значительнее мощнее, глубже первой части, в ней игриво-веселая тональность сменяется на философскую и серьезную.

Здесь собственно и начинается  экзистенциализм  Кьеркегора. К этой части первая («Дневник соблазнителя») - лишь прелюдия, нужная только затем, чтобы показать контраст между эстетическим и этическим, между притворством и маской эстетика, нуждающегося во внешнем, чтобы было что обольщать, и настоящей жизнью.

Настоящая жизнь требует внутреннего человека, она не позволит вечно с ней играть и шутить. А потому выбор между эстетическим и этическим неизбежен. В заключение хочу процитировать несколько строчек из второй части "Или-или":

«внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли, личность непрерывно и неудержимо стремится вперед, закладывая по пути основания то тому, то другому, и что, вследствие этого, выбор становится все труднее и труднее, - придется ведь разрушить ранее заложенные основания.

Представь себе корабль в ту минуту, когда он должен сделать тот или другой решительный поворот;  может быть, кормчий корабля  и скажет тебе: «я могу сделать то-то и то-то», но лишь плохой кормчий забудет, что корабль продолжает в это время нестись своим обычным ходом и что поэтому лишь на одно мгновение может быть безразлично, будет ли сделано то или другое.

То же самое и с человеком. Если он забудет принять в расчет обычный ход жизни, то наступит, наконец,  минута, когда более и речи быть не может о выборе, не потому что последний сделан, а потому что пропущен момент для него, иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, своё «я»».

Вот и все.

Через шесть лет Регина станет женой своего учителя Фрица Шлегеля. Кьеркегор, узнав из газет о замужестве, сравнил  известие с ударом. А позднее  написал ее мужу:

"В этой жизни она будет принадлежать вам. В историю она войдет рядом со мною". 

Так и случилось. Регина умерла в том же возрасте, что и отец Кьеркегора – в 82 года, пережив свою любовь на сорок лет. В конце жизни она написала, что он пожертвовал ее Богу.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged философия жизни, философы. Bookmark the permalink.

2 Responses to Кьеркегор-4 Акт II. Регина Ольсен

  1. «Дневник обольстителя» (так он называется в моем издании) — только часть его философии, которая развивается и дальше отрицает то, что было в «Дневнике…» главным. Читайте Кьеркегора больше, очень глубокий философ и переживший все, о чем пишет, на самом себе. Это чувствуется во всех его работах, это философ экзистенциальный.

  2. Александра says:

    Спасибо за статью. Она вывела меня из замешательства, в котором я оказалась, начав читать «Дневник искусителя». Честно признаюсь, книга не увлекла меня, не заинтриговала, появились сомнения, что я найду в ней что-то новое и ценное для себя. Мне даже стало неловко в какой-то момент, когда я читала Дневник в автобусе и заметила, что парень рядом заглядывает в книгу, любопытствуя. Выхваченные из контекста строчки напоминают женские романы… Теперь я знаю, что эта книга только часть чего-то большего. Пойду читать, чтобы скорее добраться до второй части…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *