Маркиз де Сад. Ужасы свободы

de_sad8Живейший интерес, который вызывает де Сад у большинства читателей, исходит вовсе не из того, что он был глубоким философом, поставившим проблемы, ответа на которые  нет и сегодня, а как нечто отвратительное или наоборот – сладострастное, влекущее так же, как влечет к себе любой запретный плод.

Де Сад – яркий пример того, как буквальный уровень текста затемняет глубину его содержания, делая его недоступным, если только специально не задаться целью - докопаться до смыслов, утопленных в бесконечном количестве слов, описывающих всевозможные сексуальные извращения и кровавые оргии.

По этой причине книги «сумасшедшего» маркиза полтора столетия хранились в аду французских библиотек, как назывались помещения, специально предназначенные для хранения запрещенных для широкого круга читателей книг (спецхраны придуманы отнюдь не большевиками).

de_sad6Выход в 1791-м году в Голландии «Жюстины» повергло читателей в тихий ужас. С тех пор, вот уже более двухсот лет, книга продолжает оставаться самой скандальной из всех, когда-либо написанных, своего рода Абсолют, хотя мало кто из тех, кто взял ее однажды в руки, дочитал многостраничный фолиант с бесконечными повторами и кровожадными сценами до конца.

Да и судить о де Саде как о человеке по этим книгам вовсе не стоит, потому что в жизни он был совсем другим, не ангелом, конечно, но и не развратником, и не убийцей. Один из критиков проницательно заметил, что Жюстина с ее нежностью и потребностью любить это и есть де Сад.

Человек безграничной отваги, семь лет посвятивший военной службе и не раз смотревший в лицо смерти и побывавший не в одной кровавой бойне, знал, о чем говорил, когда писал о насилии и преступлениях и ненавидевший их больше всего. Особенно он ненавидел убийства по закону.

de_sad9Одно дело убить в пылу страсти, другое – хладнокровно вынести смертный приговор, взвесив все «за» и «против». Этого он никогда не мог понять, считая, что каждый, кто обрекает другого на смерть, должен заплатить за это жизнью, а уверовавшие в свою добродетель достойны только ненависти.

Но кажется, что двадцать семь лет заточения, проведенных де Садом в одиночных камерах по вине «нравственной» и «добродетельной» тёщи, которую он, кстати, спас от гильотины в годы французской революции, продолжаются и сегодня.

Руссо (тот еще моралист!), однажды сказавший, что девушка, которая осмелится прочесть хотя бы одну страницу из этой книги, будет обречена, утверждал,  что все люди рождаются добрыми, а портит их общество, следовательно, надо исправлять не человека, а общество. Вот и исправляем – всё больше войнами и революциями.

de_sad5Де Сад же утверждает, что человеку зло присуще так же, как и добро, он не ангел, а потому его инстинкты следует ограничивать обществом и государством. Почти по Достоевскому и по закону Божьему. Маркиз, как ни странно, по своим убеждениям был консерватором.

Это не мешало ему быть философом и литератором с мощным воображением, способным ставить мыслительные эксперименты, равные по силе утопическим теориям Фурье. Своими построениями он доказывал, что свобода не терпит никаких границ, являясь либо преступлением, либо вообще не являясь свободой. И ни о каком союзе свободы с добродетелью не может быть и речи.

Требование абсолютной свободы оборачивается порабощением большинства, которые, попадая в царство необходимости и не видя из него выхода, вынуждены с этим смириться. Безграничное желание одних приводит к отрицанию других, к отказу от жалости к ним, потому что они – всего лишь объекты эксперимента.

de_sad10Но чтобы это произошло, надо всего-то - отказаться от сердца, этой маленькой "слабости духа". В таких закрытых казематах (тоталитарных обществах и тоталитарных сектах) малая горстка людей, наделенных властью, решает судьбы миллионов, управляя их жизнью и смертью. Это состояние де Сад не воображал, а реально проживал, находясь в камере  Бастилии и Венсенского замка.

В своих мыслительных экспериментах де Сад отталкивается от того, что один из самых сильных инстинктов человека, сексуальный, олицетворяет крик Природы, а значит - стремление к обладанию другим, даже ценой его уничтожения. Другими словами, секс – это Природа и она  – разрушительна, но в разрушении она и созидательна.

В своих книгах философ доводит эту мысль до логического конца: если повиноваться только закону собственных желаний и влечений, то надо быть готовым к тому, что когда-нибудь и ты станешь объектом безграничных желаний, а право на разрушение другого требует признания того, что и ты можешь быть уничтожен.

de_sad11Чтобы этого не произошло, надо бороться за Власть, потому что в этом мире есть только один закон - силы, которая приходит вместе с Властью. Маркиз скрупулёзно описывает все возможные виды природной злости человека, создавая город, в котором действует право сильного, фактически моделируя закрытое тоталитарное общество.

В такой системе человек, чем больше убивает, тем больше ему хочется убивать, но тем больше он погружается в одиночество и пустоту, в отчаяние и депрессию. И чтобы покончить с этим, надо стать палачом Природы. Отсюда - этот крик отчаяния де Сада:

«Я ненавижу природу... Я хотел бы расстроить ее планы, преградить ей путь, остановить движение светил, сотрясти планеты, плавающие в космических пространствах, уничтожить всё, что служит природе и способствовать всему, что ей вредит, короче говоря, оскорбить природу в ее созданиях, но я не в состоянии этого добиться».

de_sad4

Торжество де Сада – только в мечтах, убийства – только в воображении. Он завершит жизнь в сумасшедшем доме, где будет показывать свои спектакли для умалишенных. Пятнадцать томов, наполненных насилием и жестокостью, на три четверти состоящих из философских рассуждений, написаны  им почти за тридцать лет тюремного одиночества. Это примирило его со смертью и стало памятником его вынужденной аскезе.

Он построил свой мир, фантастический и иллюзорный, потому что другого выбора у него не было.  Де Сад совершил свое собственное «нравственное преступление», впервые показав, к чему приводит бунт, тотальная замкнутость, цинизм, воля к уничтожению всего и вся. И всё это - цена неограниченной свободы.

Через слово маркиз направил энергию бунта в русло искусства, указав путь преодоления зла и жестокости, живущие в человеке изначально. Выплескивать энергию агрессии и насилия человек должен только  на сцене, в кино, в живописи, в музыке, но не в реальности.

Отсюда тот огромный авторитет и уважение, которые  де Сад имеет в среде творческой интеллигенции. Лотреамон, Дали и Арто, Апполинер и Фрейд, Фромм и Мисима, Камю и Феллини, Эрнст и Бретон – все они творческие наследники «сумасшедшего» маркиза де Сада, стоявшего у истоков трагедий XX века, предвидевший их еще двести лет назад…(Продолжение здесь)

de_sad3

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged книги, Любимые писатели и поэты, общество и политика, психологи и психология, философия, философия жизни. Bookmark the permalink.

28 Responses to Маркиз де Сад. Ужасы свободы

  1. Уверена, что «доползёте» и поучаствуете «в споре о высоком низком». Умный был этот маркиз, знал, чем зацепить человечество. Только прежде чем оно стало понимать, о чём ему толковал де Сад, это человечество засадило его в тюрьму на тридцать лет. Так, на всякий случай…

  2. nadilel says:

    Всё подбиралась к маркизу, да никак не добралась, а тут, вы, Тина, как всегда с таким словом, что уж точно — доползу.
    Жаль, что незнакома с его прозой, а то поучаствовала бы в споре о высоком низком…;)

  3. Хорошо бы еще поляки относились и к русским, как к немцам — с благодарностью за их освобождение от фашистов. А пока они немцев любят больше… Что касается влияния арабов на культуру Европы — полностью согласна. Об этом европейцы действительно предпочитают молчать, но арабская культура (математика, медицина, поэзия, философия и т.д.) — совершенно уникальная. Писала о ней немного http://sotvori-sebia-sam.ru/arabskaya-mudrost/. Но я сомневаюсь, что те арабы, что живут во Франции, сами много знают о своей культуре. Но это мое впечатление от них, в том числе и по Парижу. Правда в Париже есть институт Востока (если я не ошибаюсь), и французы многое сделали в области арабистики. Например, замечательный французский философ Ренэ Генон http://sotvori-sebia-sam.ru/rene-genon/, о котором тоже писала, вообще уехал из Франции и принял ислам. Его работы сильно повлияли тогда на французскую философию.
    _____________________________________________

    Развернули целый семинар по Парижу.
    ______________________________________________
    Странно, что сейчас я совершенно спокойно могу говорить об этом городе. Еще пять лет назад, когда писала свой Парижский дневник, это было очень волнительно. Теперь же спокойно воспринимаю и свою парижскую историю, и всё, что было с ним связано (больше, конечно, хорошего). Но Париж — это всё-таки что-то чужое, сейчас я уже не скажу: «Увидеть Париж и умереть». Но побывать в нем хоть раз, обязательно стоит. Но жить? Нет. В музее жить не будешь.
    __________________________________
    Изучать любой язык — полезно. И интересно. Так что завидую Вам, что у Вас есть такой сильный интерес к французскому. А меня больше интересует церковно-славянский, мои ученики с трудом справляются с чтением текстов на нём, хотя это очень важно для русского человека.

  4. F says:

    Да простят меня Ваши читатели!
    Это ничего, что мы развернули целый «семинар» по Парижу на ветке Маркиза де Сада?
    Хотя, он ведь тоже жил в Париже. Ну в тюрьме точно сидел в при-Парижье.

    Да, Вы правы , Тина, я не живу в России. Я жила в СССР…
    Но я русская. И, как говорила Настя Каменская: «гены пальцем не раздавишь»…
    Или это ее муж говорил? Неважно.

    Я не то чтобы восхищаюсь Парижем. Я его люблю. А это уже более спокойное чувство.
    У меня вообще есть подозрения, что в прошлой жизни я жила в этом городе.
    Я его чувствую на уровне интуиции. И только он вызывает у меня устойчивый интерес.
    Как Вы догадались, что: «недавняя Ваша поездка в Париж — не последняя»?
    Я ведь нынешнюю позиционировала, как последнюю в жизни. Проблемы со здоровьем и прочее… Но вернувшись — я полна сил. К тому же интерес к французскому языку получил подпитку в виде привезенных книг, ибо изучение языков должно иметь основой ИНТЕРЕС. Иначе скучно и не хочется…

    По языкам.
    Когда французы слышали несовершенство моего французского, они спрашивали какой язык я знаю. Я отвечала: «английский, испанский, французский «un peu». Но лучше на испанском.» — ибо испанское «un peu» доведено до автоматизма. Потому и гугл-переводчик я использую так же как Вы. Неточный перевод я легко восполняю собственным пониманием на основе текста на языке оригинала.

    Цитата:
    «Говорят, что Париж сегодня — это далеко не тот, каким он был в 93-м году, когда я там была. Много мусульман и стало грязно.»

    Я не была в Париже в 93-м. Моя первая встреча состоялась в 2009-м.
    А в 2013-м я с ужасом отшатнулась от спящих бомжей у церкви Трините, что недалеко от Гран Опера. Потом уже спокойно воспринимала спальные мешки в метро. Потому не сказала бы, что Париж стал намного хуже. Да, согласна — мусульман стало больше. Все реже слышится в метро это дивное «пардон — мерси», присущее только французам и стопроцентным парижанам. Но это не так, что Париж стал хуже и грязнее. Это не правда. Они много делают для города. Потому Париж не грязнее прежнего. Но, согласна, — темнее…
    Креолов стало тоже больше, как и индусов, как и арабов.
    Но дело не в этом. Креолы (темнокожие), как и прежде вызывают у меня симпатию. Они вежливы, любят Францию, отзывчивы, готовы помочь и очень часто красивы. С арабами сложнее. Но только с теми, что не так давно прибыли во Францию, ибо процесс ассимиляции — это длительный процесс независимо от национальности. Креолы в Париже давно. Это граждане Франции, получившие паспорта вместе с освобождением колоний. Они знают язык, знают историю Франции. А вот арабам предстоит пройти еще долгий путь. Но только тем, кто не является экстримистами. Для экстримистов финал понятен…
    Кстати в прошлой поездке я была в Большой парижской мечети, что построена в стиле Аль-Андалус. Там я видела совсем иных арабов. А в мечеть я пошла по одной причине. Годом раньше я делала тур для себя и сестры по Андалусии. Естественно глубоко изучала историю Андалусии и историю 800-летнего пребываия арабов на Перинейском полуострове.
    Европа очень многим обязана мусульманской культуре. Об этом европейцы долго молчали. Возможно это одна из причин нынешних проблем?…

    А что до арабов, то я всегда вспоминаю одну из своих групповых поездок. Мы были проездом в Варшаве. Экскурсию вела умная, приятная полька на русском языке. В конце она попросила задавать вопросы.
    Варшава была до тла разрушена во вторую мировую. Восстанавливали по картинам Каналетто. Я спросила кто давал деньги. Полька ответила: «Немцы».
    Следующий мой вопрос: «Как вы к этому относились?» И тогда она произнесла: «Сначала очень негативно. А потом мы поняли, что есть фашисты, а есть немцы». Поляки стали разделять эти понятия. Вот так и с арабами: есть экстримисты, а есть арабы…

  5. Да, я пользуюсь автопереводчиком, но только когда перевод с английского, потому что знаю его и могу неточный перевод восполнить собственным пониманием, основываясь на английском тексте. А вот когда перевод с немецкого или французского, которых я не знаю, то всё непонятно и я не рискую использовать автопереводчик. Когда мы готовились к командировке во Францию, нас учили английскому, а французскому — уже в самой Франции. Но я стала понимать французский со слуха, т.к. лекции нам читали французы на своём языке. У нас был русский переводчик, очень хороший. Так что понимание было уже после двух или трех месяцев общения. Вы, наверное, всё-таки владеете каким-то иностранным, т.к. живете, как я поняла, не в России. Это значительно облегчает задачу. Желаю Вам поскорее освоиться с языком, т.к. недавняя Ваша поездка в Париж — не последняя. Говорят, что Париж сегодня — это далеко не тот, каким он был в 93-м году, когда я там была. Много мусульман и стало грязно. О моих впечатлениях я достаточно подробно написала в своем парижском дневнике.

  6. О-о-о!!! Как здорово, что так подробно. Прямо настоящая инструкция по применению.

    Что касается флибуста, то, наверное, Вы правы: в России он не доступен. Я никогда не встречала этот ресурс. Но есть много других, где можно почитать книги маркиза де Сада. Достаточно набрать в поисковике «книги маркиза де Сада».

    Ваше восхищение Парижем мне понятно, потому что знакомо. Когда я вернулась оттуда, то долго не могла прийти в себя. Потребовался не год, и не два, а лет десять.

  7. F says:

    «Тогда русских еще было не так много в Париже, в основном англичане, так что Вам сейчас проще. Хотя сайт по Каллас — на французском. Значит, вы умеете читать по-французски. Языковой барьер мне, как ни странно, помогал — я СЛУШАЛА французский, а когда начинала понимать, то пропадала его музыкальная прелесть, и он становился обыденным. Так что язык лучше, по-моему, слушать, чем понимать. Но это моё личное мнение.»

    Согласна. Я тоже обожаю слушать звучание французской речи.
    А теперь уже и понимать начинаю.
    Нет, я не умею читать по-французски. ПОКА не умею.
    Но когда я прочту те две книги, что привезла, то буду уметь.
    Сейчас есть прекрасный инструмент: гугл-переводчик.
    Достаточно иметь навыки в иностранных языках (а я имею) и загоняя
    по абзацу в окно переводчика на выходе получаешь текст, который уже редактируешь. Вот и вся премудрость «чтения» по-французски. Единственная «проблема» состоит в том,
    что в одной из книг более 300 страниц. В другой — поменьше, поскольку это книга с фотографиями.
    Но я прочту. Потому что оно того стоит.
    К тому же написано хорошо — затягивает с первого же абзаца. Я о книге Роберта Сазерленда «Последнее турне». Ее написал пианист, который сопровождал Каллас и Ди Стефано в том самом турне-«призраке», как его называют, — двухгодичном турне по странам Европы, Америки и Дальнему Востоку. Завершилось оно в Японии, в Саппоро. Проходило в течение 1973-1974 годов. А 16 сентября 1977 года Каллас не стало…

  8. F says:

    Отвечу последовательно. Поскольку из-за технических моментов сообщений накопилось.
    1.Ну вот мы и получили ответ на вопрос, почему сообщения со ссылками не появляются в коментариях. Они просто попадают в спам.
    2.Ссылки я делаю без «htpp:» намеренно.Это один из способов «обмануть» проверку на наличие ссылок в сообщениях. На одном из ресурсов, где я когда-то принимала участие также не пропускались ссылки и мы применяли маленькую «хитрость», опуская аштипи. Номер проходил. Ваш же ресурс оказался более осторожным, распознавая ссылки и без этой приставки, отправляя их в спам.
    Тина, без разницы указывать ли ссылку с приставкой аштипи или без. Интернет сам дополнит недостающим. Главное, чтобы адрес ресурса был указан верно.
    3. Флибуста недоступна видимо только в России. В Испании она точно доступна. Я часто даю ссылки для скачивания книг сестре.
    4. Ваша фраза: «Я бы совсем по-другому прожила те месяцы» навела на мысль, что любой отрезок жизни мы прожили бы по другому имея тот опыт, который получили, живя первый раз тот самый отрезок…

    Да, раньше было непросто — ни инета, ни литературы. Сейчас информации валом — в инете особенно, книги доступны. Но кто может похвастаться, что активно используют эту возможность?
    5. На Ваш вопрос: «А как Вы решаете вопрос с проживанием и билетами? Сколько это выходит по деньгам?» отвечу: «Проживание — как у всех. Заказываю гостиницу. Как правило это Монмартр. И не потому что люблю, скорее наоборот. Просто традиционно русскоязычных туристов невысокого достатка размещают там.»
    Не совсем поняла что имеется ввиду под билетами. Уточните пожалуйста. Авиа? Или билеты в музеи? Если второе — то выгодно брать Пари-пас на 4 дня. На 6 — это уже перебор, но еще выгоднее. Билеты в другие города при выезде из Парижа? Брала у себя в городе в фирме, которая занимается продажей билетов на все виды транспорта в Европе. Хотя купить в кассах Парижа — не проблема, поезда идут полупустыми. Поездки по Иль-де-Франсу вообще не проблема при наличии проездного Navigo. Заливаете на 5 зон и катаетесь и в Фонтенбло, и в Провен, и в Мо, и в Понтуаз, и в Овер-сюр-Уаз — все это в пределах пяти зон. Париж — это 1-я и 2-я зоны. Только не забывайте валидировать.
    По деньгам. Все зависит от ваших запросов. Отдельный номер с ванной комнатой в более менее приличной гостинице не может быть дешевле 60-70 евро в сутки. Таков Париж. Но в Париже можно экономить на транспорте. О проездном я писала выше. Можно экономить на музеях. Тоже писала о Пари пас. Потому бюджет у каждого будет различным. Средняя цена входа в музей нынче в пределах 10-15 евро в зависимости от музея. Но есть программа мэрии города Парижа, которая включает ряд бесплатных музеев. И поверьте, от этого качество не хуже. Например в этот раз я получила несказанное удовольствие от посещения Квартиры Виктора Гюго — вход бесплатный. Понравился Дом-музей Бурделя. Скульптор. Еще было парочку музеев со свободным входом. Жаль, что в этот раз не удалось посетить Карнавале. Он на реставрации.
    И опять нескончаемый разговор о Париже :)))
    Замолкаю!

  9. Да пусть всё остается. Это не страшно.

  10. Ну, вот, остался последний из трех Ваших комментариев, на который я отвечаю. Я из своей командировки в Париж тоже привезла несколько книг: путеводитель по музею Пикассо, по Музею Орсе и по Версалю. Кроме того, книга с репродукциями картин Дали. Все — на английском языке. Тогда русских еще было не так много в Париже, в основном англичане, так что Вам сейчас проще. Хотя сайт по Каллас — на французском. Значит, вы умеете читать по-французски. Языковой барьер мне, как ни странно, помогал — я СЛУШАЛА французский, а когда начинала понимать, то пропадала его музыкальная прелесть, и он становился обыденным. Так что язык лучше, по-моему, слушать, чем понимать. Но это моё личное мнение.

  11. F says:

    Пардон.
    А нельзя два последних сообщения удалить, оставив только первое?
    Таки ссылки пропустил сайт.

  12. Флибуста закрыт для доступа, не знаю, почему. В Париже надо жить долго или сразу, или по частям, как делаете Вы. Я жила 4,5 месяца. Жаль, что тогда у меня не было столько информации о Париже, как сейчас. Я бы совсем по-другому прожила те месяцы. Да и подготовки особой не было. Интернета тоже не было. Поэтому хоть эти месяцы и не прошли даром, но с высоты сегодняшнего дня их можно было бы провести с большей пользой. Тематические экскурсии, конечно, полезнее. Я видела несколько таких на разных сайтах. Есть экскурсии по паркам Парижа, по замкам Луары, по музеям и т.д. Когда более или менее освоишься в Париже, можно уже самостоятельно ездить. А как Вы решаете вопрос с проживанием и билетами? Сколько это выходит по деньгам? М.б. кому-то это будет интересно и воспользуется Вашим опытом.

  13. Все Ваши пропавшие комментарии оказались в спаме. Я их оттуда сейчас вызволила. Ссылки Вы делаете не совсем точно (надо с htpp:), наверное, поэтому они не проходят. Вот ссылка flibusta.is/a/29315 показывает. что доступ к сайту закрыт. Так у меня. Вторая ссылка на Каллас http://www.hauts-de-seine.fr/actualite/loisirs/la-rentree-culturelle-dans-le-departement-devoilee-2525/ работающая, но видите, она у меня начинается с http: и сейчас она высветится. Так что всё нормально. В следующий раз я буду просматривать спам, чтобы удостовериться, что все Ваши комментарии прошли.

  14. F says:

    Видимо сайт не пропускает ссылки. Две попытки завершились неудачей.
    Пойдем иным путем.
    В гугл наберите «Флибуста — Книжное братство» и в списке Вы увидите ссылку.
    На самом ресурсе есть поиск. Набираете «Маркиз де Сад» и первый в списке будет он, далее книги о нем.

    Парижский дневник полистаю вечером. За ссылку спасибо!

    Париж. По-видимому любовь ДО рождения.
    Нет, я не живу в Париже. Ну разве что духовно и душевно.
    Было пять поездок. Первая — в 2009-м в групповом туре. Парижа было меньше трех дней и с гидом. Лишь пару часов наедине. Вот тогда и училась делать первые шаги…
    Через год — опять групповой, но на этот раз в Париж нырнула самостоятельно.
    Трехдневное «плаванье» придало уверенности.
    А уж после — полностью самостоятельные три поездки уже на пару недель. И каждая такая поездка тщательно готовилась и проходила под знаком определенной тематики:

    Первая — готическая, с однодневными выездами в города с знаменитыми (знаменательными) соборами.

    Вторая — импрессионистическая, с выездами в города Иль-де-Франса, связанными с импрессионистами.

    Третья (нынешняя) — посвящена арнуво и просто пожить в Париже. Без спешки и с наслаждением.
    Была еще одна тема. Я прилетела в день сорокалетия со дня смерти Марии Каллас. В этот день в Париже открылась замечательная выставка (она продлится до декабря) «Maria by Callas, l’exposition».

    С выставки привезла две книги. Теперь есть чем заняться…

  15. F says:

    Страннно ведет себя сайт. Сообщает о дубликате сообщения но при этом не публикует.
    Делаю вторую попытку: Кратенько.
    Парижский дневник полистаю вечером. За ссылку спасибо!
    Флибуста — Книжное братство
    flibusta.is
    Маркиз де Сад здесь: flibusta.is/a/29315

    Париж. По-видимому любовь ДО рождения.
    Нет, я не живу в Париже. Ну разве что духовно и душевно.
    Было пять поездок. Первая — в 2009-м в групповом туре. Парижа было меньше трех дней и с гидом. Лишь пару часов наедине. Вот тогда и училась делать первые шаги…
    Через год — опять групповой, но на этот раз в Париж нырнула самостоятельно.
    Трехдневное «плаванье» придало уверенности.
    А уж после — полностью самостоятельные три поездки уже на пару недель. И каждая такая поездка тщательно готовилась и проходила под знаком определенной тематики:

    Первая — готическая, с однодневными выездами в города с знаменитыми (знаменательными) соборами.

    Вторая — импрессионистическая, с выездами в города Иль-де-Франса, связанными с импрессионистами.

    Третья (нынешняя) — посвящена арнуво и просто пожить в Париже. Без спешки и с наслаждением.
    Была еще одна тема. Я прилетела в день сорокалетия со дня смерти Марии Каллас. В этот день в Париже открылась замечательная выставка (она продлится до декабря) «Maria by Callas, l’exposition».
    Если интересно, здесь: hauts-de-seine.fr/actualite/loisirs/la-rentree-culturelle-dans-le-departement-devoilee-2525/
    (страничку прокрутите вниз немного)
    С выставки привезла две книги. Теперь есть чем заняться…

  16. F says:

    Кратенько.
    Парижский дневник полистаю вечером. За ссылку спасибо!
    Флибуста — Книжное братство
    flibusta.is
    Маркиз де Сад здесь: flibusta.is/a/29315

    Париж. По-видимому любовь ДО рождения.
    Нет, я не живу в Париже. Ну разве что духовно и душевно.
    Было пять поездок. Первая — в 2009-м в групповом туре. Парижа было меньше трех дней и с гидом. Лишь пару часов наедине. Вот тогда и училась делать первые шаги…
    Через год — опять групповой, но на этот раз в Париж нырнула самостоятельно.
    Трехдневное «плаванье» придало уверенности.
    А уж после — полностью самостоятельные три поездки уже на пару недель. И каждая такая поездка тщательно готовилась и проходила под знаком определенной тематики:

    Первая — готическая, с однодневными выездами в города с знаменитыми (знаменательными) соборами.

    Вторая — импрессионистическая, с выездами в города Иль-де-Франса, связанными с импрессионистами.

    Третья (нынешняя) — посвящена арнуво и просто пожить в Париже. Без спешки и с наслаждением.
    Была еще одна тема. Я прилетела в день сорокалетия со дня смерти Марии Каллас. В этот день в Париже открылась замечательная выставка (она продлится до декабря) «Maria by Callas, l’exposition».
    Если интересно, здесь: hauts-de-seine.fr/actualite/loisirs/la-rentree-culturelle-dans-le-departement-devoilee-2525/
    (страничку прокрутите вниз немного)
    С выставки привезла две книги. Теперь есть чем заняться…

  17. Ни одного фильма о маркизе де Саде не смотрела. Думаю, что разочаровалась бы.

  18. Нет, Олеся, на сайте хозяйка только я, но я не модерирую, т.е. не удаляю комменты, удаляю только спам. Это так работает техника. Вы не первая, кто жалуется на то, что комментарии пропадают. Ничего не могу с этим поделать. Мне очень жаль, что и Вы столкнулись с этой проблемой. Спасибо, что нашли возможность снова написать комментарий. Хорошо бы Вы дали ссылку на флибуст. Я, например, ничего не знала об этом ресурсе. Рада, что возможно, кто-то еще начнет искать книги де Сада и читать их. Не обещаю, что это будет большим удовольствием, потому что он делал всё, чтобы разрушить потребительское отношение к чтению и к книге. И ему это удалось, раз его книги спрятали подальше от человеческих глаз, да и его самого сочли сумасшедшим, упрятав сначала в тюрьму, а потом и вовсе — в сумасшедший дом.
    ___________________________________________________
    О Монтене. Я его очень люблю, читала и перечитывала раньше много раз, только в последнее время к нему не обращаюсь: пропала острота проблемы, с которой столкнулась на переломе своей жизни. Спасибо, что вспомнили о нем, я обязательно и с удовольствием напишу об этом замечательном человеке и писателе. Вот кто кладезь мыслей и афоризмов!
    ___________________________________________________
    Французские парки — это действительно особая тема. О некоторых из них писала в своем Парижском дневнике http://sotvori-sebia-sam.ru/tag/parizhskij-dnevnik/, но это такой мизер по сравнению с тем, что есть на самом деле. Парижские садоводы сотворили чудо, у них богатые традиции в области садового ландшафта. Еще со времен средневековья. Ни один замок не обходится без сада. У нас эта культура только-только начинает прививаться. Она была развита у монахов, но в светском обиходе, в городах их очень и очень немного. У нас, например, в полумиллионном городе, формально три парка, но в действительности — ни одного. Только в прошлом году как-то начали облагораживать парк Победы, в котором гуляю каждый день. Но сравнить его с парижским парком, даже с самым скромным, язык не поворачивается. В Москве и Питере, конечно, с этим получше, особенно в Петербурге, где очень постарался Петр.

    О Париже можно действительно писать бесконечно. Очень красивый город, в котором есть что посмотреть и чему позавидовать. У меня в связи с Парижем к Вам вопрос: Вы живете в этом городе, или есть возможность часто в него ездить?

  19. Читать его сложно, прямо скажу. У него очень много сексуальных сцен насилия. Это правда. Сквозь них надо пробираться как сквозь непроходимые заросли. Поэтому и сложился стереотип сексуальноозабоченного маньяка-садиста. Но это всё надо воспринимать иносказательно. Он выбрал такие образы насилия и жестокости, которые сами по себе могут иметь разные значения, но важно одно, что любое насилие приводит человека к краху и разрушению, каким бы всесильным он ни был.

  20. Елена says:

    Как часто мы оказываемся в плену стереотипов! Благодаря Вам, Тина, какие-то из них разрушаются. Важно убедиться в своем невежестве, для того чтобы понять: нельзя судить о предмете понаслышке. Захотелось прочитать хотя бы фрагменты указанных сочинений Де Сада. Большое спасибо Вам за это.

  21. F says:

    Видимо на сайте есть модерация.
    Оставленное днем сообщение со ссылкой не прошло.
    Повторюсь вкратце.
    Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д достаточно подробно представлен на флибусте. Порядка тридцати книг. Так что почитать есть что. Найти бы время на все это. Но благодаря Вашему эссе о Де Саде интерес пробужден, а значит что-то да прочту из того списка.

    Тина, а нет ли у Вас о моем любимом Мишеле Монтене, книга которого «Опыты» и по сей день занимает почетное место на моей книжной полке?

    По Венсену.
    В этот раз в планах стоял зоопарк, что тоже расположен в Венсенском лесу.
    Оставляла на случай, если в Париже уж совсем нечем будет заняться. Но подобное из области фантастики. Нечем заняться? В Париже? Как всегда не хватило времени даже на обязательную программу.

    Ссылку Вашу на Сад цветов посмотрела с удовольствием. И тут же вспомнился розарий в Булонском лесу, Шато в Шантильи где впридачу несколько парков: во французском стиле, английский парк, японский и что-то напоминающее деревню Марии Антуанетты в Версале. Да и сам Париж изобилует парками и сквериками где только можно было их приткнуть:
    Вер-Галан на «носу» острова Сите, парк Монсо, Бют-Шомон, всем известный Люксимбургский сад. А я люблю посидеть у фонтана в Пале-Рояль среди французов греющихся на солнышке. Люблю и пляс де Вож (по-нашему: площадь Вогезов), где на лужайке нежится молодежь, а в песочнице осваивают основы градостроительства юные парижане…
    Бесконечно можно писать о Париже. Там у каждой мерии своя клумба, на которой можно увидеть что угодно из флоры — вплоть до ботвы буряка и зарослей укропа. Я обожаю все эти французские композиции из полевых и культурных растений. Впервые увидев это чудо в Версале я долго не могла отойти от Ленотровской стриженой «грядки», из которой торчали хаотично (на самом деле продуманно) посаженные цветы. Это целая наука. Основоположником считают Андре Ленотра. Но думаю он был не единственный кому гран мерси за французкие парки.

  22. F says:

    Согласна, Тина — читать Де Сада надо. И не только его. Читать надо все, что было написано умно, глубоко за все времена, ибо только то, что умно и глубоко написано способно сохранится через века. Однако написали много. Всего не осилить — так быстротечна жизнь.
    Заглянула на мою любимую флибусту: http://flibusta.is/a/29315 , где
    Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д представлен приличным списком произведений. Есть что почитать.

    По Венсенскому направлению.
    Перед поездкой планировала, если уж совсем нечем будет заняться в Париже, то съезжу в зоопарк, который находится тоже в Венсенском лесу.
    Но чтобы в Париже нечем было заняться — это из области фантастики :)))
    Опять не хватило времени на большую часть запланированного.

    Не знала, что Сад цветов так выглядит. Хотя знала что и он в Венсене — карту-то Парижа уже наизусть знаю :))).
    Рассматривая Ваши фотографии Сада цветов невольно вспомнился Шантильи с его четырьмя парками, Деревня Марии Антуанетты в Версале, да и просто небольшие парки самого Парижа, которых множество: Бют-Шамон, Люксембургский сад, парк Монсо и т.д.
    Париж — такое чудо! Там и в Palais Royal можно, окинув взглядом ландшафт, присесть у фонтана, наслаждаясь полуденным солнышком. А можно и в сквере Вер-Галан полежать на травке. И чем не прекрасна башня Сен-Жак с раскинувшимся вокруг на пятачке маленьким сквериком, где наследники Ленотра так же любовно создают цветочные композиции из всего подряд — вплоть до ботвы буряка и укропа.
    Париж и Франция — неиссякаемая тема для беседы.

    Тина, а есть у Вас в блоге что-нибудь о моем любимом Мишеле Монтене?

  23. Да, Вы правы, Олеся: во все времена были жестокость и насилие, отличавшиеся только разновидностью и размахом. Изобретение средств массового уничтожения людей, неизмеримо увеличило масштабы убийства. Поэтому размах насилия в Средневековье был гораздо меньше, чем в XX и XXI веке. Я была в Венсентском замке, точнее рядом — в Саду цветов: замечательное место. Впечатлений от него — масса http://sotvori-sebia-sam.ru/sad-cvetov/.
    Читать Де Сада надо, воспринимая его как прививку от жестокости, ни в коем случае не воспринимая игру разума в сексуальных извращениях как реально происходящее. Здесь всё — иносказательно. Надо подходить к неме с философской позиции или психологической. Это одна из форм сублимации сексуальной энергии. Очень надеюсь, что Вы правильно его поймете. В моей библиотеке две книги «Жюстина» и «Жульетта». Честно скажу, что одолеть их до конца я так и не смогла. При чтении я пропускала сцены насилия, читая только философские размышления о традициях в разных странах, о природе и обществе, о естественных инстинктах и их ограничениях в разных социальных сообществах.

  24. F says:

    » (спецхраны придуманы отнюдь не большевиками).»
    Революция 1917 — тоже не большевиками. Они учились у Великой французской …

    Опять мои любимые французы и моя любимая Франция.

    Доброе утро, Тина!
    Спасибо! Спасибо! Спасибо!
    И за философию Де Сада — сразу захотелось почитать Маркиза.
    И за фотографию Венсенского замка — тут же вспомнилась поездка 2013-го во Францию: Париж + Иль де Франс…

    О Маркизе смотрела художественный фильм с Даниэлем Отоем. Уже тогда было ясно, что садизм Маркиза — лишь миф. Они все тогда — философы и революционеры, — были ужасными. Время было такое. А предшествующее Средневековье разве было лучше?
    Сложно все это…

  25. Меня поражает уровень Вашей неосведомленности. Как много в жизни упущено, хотя, м.б., у Вас и не было возможности читать. Это простительно.

  26. Думаю, что когда Вы начнете его читать, то он Вас скорее разочарует, поскольку в него надо вчитаться, чтобы понять. На первый раз в глаза бросаются всякие неприличия и жестокость. Но я, когда его читала, пропускала эти сцены, останавливаясь на философских размышлениях, которых у него очень много. А все жестокости, которые он описывает, это иносказания насилия государственной машины над человеком вообще, и над ним — в частности. Это был человек в высшей степени благородный, искренне ненавидевший насилие, от кого бы оно ни исходило.

  27. Игорь Герасимчук says:

    Тина, с Добрым Утром!
    О Саде ничего не знал, благодарю!

  28. Валерий Стерлигов says:

    Большое спасибо, очень интересный материал. Никогда его раньше не читал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *