Карнавал

karnaval10

По мотивам Брейгеля Старшего "Битва Карнавал и Поста"

Карнавал, говорят, соответствует русской Масленице. И все-таки это скорее натяжка, чем реальность. Карнавал – европейская традиция, Масленица – славянская.

Первая уходит корнями в Римские сатурналии, дионисийские загулы и мистерии, вторая – в празднование весеннего равноденствия с проводами зимы и встречей весны.

Но и Карнавал, и Масленица – двери, фиксирующие временную и пространственную границу, являясь порогом одного времени года и входом в другое. Это - народные праздники переходного времени.

И сколько бы церковнослужители ни утверждали, что Масленица не имеет языческих корней, это не так.  Масленица отмечалась на Руси и тогда, когда христианство как государственная религия еще не восторжествовало, а карнавал имеет корни в древнеримской традиции праздника дураков.

Европейский Карнавал – это, прежде всего, театрализованное зрелище с обязательным шествием по улицам и площадям, с театрализованными сценками, насыщенным грубо-натуралистическим народным фольклором, обыгрывающим тему плодородия, зачатия и рождения новой жизни.

karnaval4

Naiveu,Matthys. Сцены карнавала

Масленица – тоже народное веселье, но с гораздо менее выраженными эротическими элементами, отсутствием театрализованных шествий и шутовства: скоморошество в России вырезалось огнем и мечом, а театр и актерство считались делом греховным.

Западноевропейский карнавал это - смех, радость, дурачество, шутовство, танцы и веселье, раскрепощение плоти с ее естественными потребностями: обжорством, любовными утехами, пьянством, площадной руганью и непристойными шутками.

В городах Европы  прямо на площадях разыгрывались сценки битвы Карнавала и Поста, излюбленным действом в жирный вторник, последний день перед постом. В этот день принято было есть жирную свиную голову или жирную курицу. Эти действия не вызывали негативной реакции ни со стороны властей, ни со стороны Церкви, все были вовлечены в народный хоровод.

karnaval11

Иероним Босх. Битва Карнавал и Поста

Карнавал ассоциируются у меня с именами Бахтина, Рабле, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего и других. Босх и Брейгель написали картины с одинаковым названием «Битва Карнавала и Поста». Художников объединяет не только манера письма и особый, отстраненный взгляд на человека и мир, но и загадочность их жизней, наполненных легендами и мистическими совпадениями.

Босх – последний средневековый художник, Брейгель, его последователь и ученик, первый художник Ренессанса. Но преемственность между ними видна даже не столько в манере письма и цветовой гамме, что не может не бросаться в глаза, сколько в восприятии мира и человека в философско-иронической и несколько отстраненной манере.

Босха называют лучшим знатоком внутреннего мира человека с его грехами, страстями и причудливыми желаниями, Брейгеля – лучшим знатоком народной жизни, смотрящим на человеческое сообщество скорее как биолог, изучающий человеческий муравейник с космической высоты.

karnaval7

Питер Брейгель Старший. Битва Карнавала и Поста

Героем почти всех картин Брейгеля Старшего является народ, в котором теряется отдельная личность и индивидуальность, а если и появляется, то скорее как маска. Этим он отличается от художников эпохи Возрождения с их вниманием к личности и индивидуальности.

Брейгель никогда не писал обнаженную натуру и портреты, свой интерес он находил в изучении и изображении народа, в котором вырос, который знал и понимал. Многие элементы его картин взяты из его собственной жизни и наблюдений. Картину «Битва Карнавала и Поста» называют энциклопедией народной жизни, так тщательно и точно в ней отражены традиции карнавала.

Некоторые исследователи говорят, что на его взгляды и творчество существенно повлиял Николай Коперник, сделавший центром Вселенной Солнце, указав Земле ее истинное место. Это давало право Брейгелю  говорить, что человек живет, не зная, что за ним наблюдают.

karnaval12

Питер Брейгель Старший. Игры детей

И действительно, мелкие и многочисленные фигурки людей, населяющие полотна Брейгеля, создают впечатление какого-то огромного человеческого муравейника, в котором все снуют и суетятся и где не сразу разберешь, кто есть кто,  где настоящая святость, а где зло. Иисус Христос, Дева Мария и Иуда живут вместе и рядом.

Но изображая народную жизнь, Брейгель видит ее добрыми и любящими глазами, привнося в нее элементы комического и иронического, в них нет злого сарказма. Художник смотрит на народ как на играющих детей с их слабостями и детской непосредственностью.

«Битва Поста и Карнавала» разделена на левую и правую сторону, на зло и добро. На одной стороне - обжорство, пьянство, любовные игры, смех и азартные игры, на другой - церковь, колодец с чистой водой, рыба, основная постная пища, милосердие и доброта. Но, глядя на ту и другую стороны, понимаешь, что добродетели здесь столь же условны и столь же смешны и греховны, как и человеческие пороки.

karnava1l

П.Брейгель. Фрагмент картины "Битва Карнавала и Поста". Левая сторона

Карнавал и Пост не олицетворяют добро и зло, это всего лишь маски в театральном действии, разыгрываемом на подмостках жизни. Средневековый человек  высшее и низшее, существующие в отрыве друг от друга, рассматривает равно греховными. Крайности сходятся, а добродетель уравнивается с пороком.

Приглядимся к героям картины. Жирный, веселый, довольный и наглый Карнавал, восседающий на винной бочке как на лошади, и тощий, бледно-зеленый Пост, восседающий на церковном стуле, на спинке которого видны четки из лука, одного из основных продуктов поста.

karnaval2

Питер Брейгель. "Битва Карнавала и Поста". Фрагмент - Правая сторона картины

В руках у Карнавала – рапира с нанизанной на ней головой свиньи и жирный кусок мяса. Это оружие, с которым он выступает против Поста. У Поста в руках печная лопата с двумя селедками, основной пищей первого дня Поста.

С той и с другой стороны каждого из них идет процессия, олицетворяющая греховный Карнавал и добродетельный Пост. Со стороны Карнавала - ряженые с кухонными предметами, которые используются в качестве музыкальных инструментов.

Толкает бочку шут в разноцветном колпаке, одновременно жонглирующий двумя сосудами. Слева от него человек с обмазанным мукой лицом, играющий ножом на решетке для жаркого. Справа – уродец со своим музыкальным инструментом: горшком, обтянутым свиным пузырем и палочкой. У повозки лежат игральные карты и кости, которыми развлекались в дни карнавала.

karnaval13

Фрагмент "Битвы Карнавала и Поста". Процессия за Карнавалом.

Сзади бочки с Карнавалом идет - отъевшийся священник в черной сутане с круглым столом на голове, на котором разложены основные яства праздника. В одной руке он держит светильник, в другой – стеклянный сосуд. Рядом идет тощий «кающийся», завернутый в одеяло с платком на голове. Контраст жирного священника и тощего грешника выглядит очень комично.

Справа от них - откормленный толстяк, играющий на мандолине, за которым следует "мадонна" с бусами из яичной скорлупы и в соломенном одеянии. Солома олицетворяет ветхое и отжившее, которое подлежит сожжению.

В ее руках блюдо с булочками. Слева от священника - женщина, которая печет из молока и яиц блины, символ благополучия. В нижнем углу – двое играют в кости, а замыкает процессию мальчик – Король карнавала.

karnaval3

Фрагмент "Битвы Карнавала и Поста". Вывеска харчевни "Голубая лодка" и задний план картины

За процессией видна харчевня с вывеской «Голубая лодка», которая символизирует корабль дураков, а жирный понедельник назывался голубым. Перед харчевней играется шутовская свадьба, олицетворяющая плодородие. После мясоеда празднование свадеб запрещалось.

На этой же стороне картины вдалеке видна гостиница, у которой разыгрывается детская сценка «избрания короля», между домами – процессия прокаженных с трещотками, оповещающими их приближение.

На площади - множество калек, нищих и попрошаек, которым никто не подает. Здесь же - играющие в горшки мужчины и пытающаяся их остановить жена. В самой глубине картины – костер, на котором сжигают солому и ветхие корзины, символизирующие сжигание чучела Зимы.

karnaval8

Фрагмент "Битвы Карнавала и Поста". Правая сторона картины - Пост и его процессия

Все это на левой стороне. Правая сторона - Поста – прямая ее противоположность: здесь царят милосердие, всем нищим подают, а для умерших собирают жертву. Здесь же - церковь, в которую входят молящиеся и выходят причастившиеся.

Каталку с Постом тащат двое изможденных - монах и монашка, на каталке – перевернутая корзина – символ голода, и сухие сушки. За ними идет процессия ребятишек с трещотками и их учитель, собирающий плату за учебу натурой. На лбу у детей и у Поста – крестики из пепла, которые наносились в пепельную среду – первый день поста.

Вдалеке на лестнице – женщина, моющая окно, а у порога – женщина, чистящая горшки. Это намек на Чистый понедельник, когда принято убираться в домах и встречать Великий Пост во всем чистом. Здесь же наверху трубочист. В пепельную среду они ходили по улицам и кидали в прохожих золу.

karnaval

Питер Брейгель. "Битва Карнавала и Поста"-2 вариант

Все эти мелочи и детали, так подробно рассказывающие о средневековом европейском карнавале, показывают жизнь людей как большую театральную сцену за которой наблюдают откуда-то сверху.

И все эти мелочи и приметы европейского карнавала мало знакомы русскому человеку, кроме разве что сжигания чучела Зимы. Для русских Масленица – это совсем другое. Но об этом – в следующий раз.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Великий Пост, народные праздники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *