Смех. История борьбы

skomoroh3

Смех. История борьбы

Смех для меня – дело серьезное, и, честно говоря, я его боюсь. А кто его не боится? Смех обнажает твое истинное нутро и голый зад, говорит, что ты человек, а не Бог со всем тем, что составляет твою природу, в том числе и низовую, которая обществом  табуируется и запрещается.

С детства я воспитывалась как серьезная и правильная девочка, как человек, который должен иметь серьезную цель,  серьезные намерения, вести себя серьезно, не быть легкомысленной и все делать серьезно. Кому это не внушали в наши серьезные советские времена?!

Это настолько въелось в меня, настолько стало моей натурой, что любое отклонение от нее, тем более ее осмеяние, рождали во мне чувство вины, если сама выходила за его рамки. Либо зависть к тем, кто умел смеяться, потому что сама не умела, либо злость, ненависть и стыд, если кто-то поднимал меня на смех.

Но серьезность меня не спасала, скорее наоборот, консервировала недостатки, превращая их в достоинства, каковыми они никогда не были. Потом я встретила человека, который по жизни выбрал совсем другую роль - роль шута, никогда ничего всерьез не воспринимавший. По крайней мере, внешне. И как мы с ним сошлись, до сих пор непонятно.

Он был еврей с грустными глазами, острым языком, язвительным умом и умевшим разрушать смехом любую серьезность. Я влюбилась, и это опять было серьезно, но  через пять лет он умер. Смех не спас ни меня, ни его, но тогда впервые поняла, что такое смех сквозь слезы, смех как соль на гниющую рану.

Он всегда смеялся, хотя был смертельно болен, всегда высмеивал мою серьезность, делав больную прививку против моей вечной серьезности. И чем больше он смеялся, тем больше понимала несерьезность серьезности и серьезность несерьезности.

skomoroh

Его смерть меня внешне вроде и не задела, но внутри что-то сломалось. Она привела меня к вере, Библии и в церковь. Я стала иначе относиться к евреям и еврейской культуре. Но чем больше я воцерковлялась, тем больше понимала, что здесь что-то не так и не то: в этом было слишком много серьезности, но не было смеха и радости.

Теперь я точно знаю, что самый главный признак нездоровья – отсутствие радости и смеха. Но одновременно понимаю, почему Русская церковь изгоняла смех, запрещая народные праздники, скоморошество и инициируя указы, запрещавшие скоморохов официально.

К чему все это говорю? Такое длинное предисловие к такой несерьезной теме, да еще в России, позиционирующей себя как страна традиционных ценностей, где все серьезно и никакому смеху места нет. Но, как мне видится, вопрос о скоморохах, народных праздниках и народных обрядах не такой простой и однозначный.

skomoroh6

Ответ на него ведет к ответу на другой вопрос: почему русский народ безмолвствует и утратил свои традиции. И даже в такие карнавально-праздничные дни, как Масленица, не происходит того, что должно происходить – раскрепощения и освобождения человека от повседневных забот, официальных  норм и социальной иерархии. Нет смеха и радости. Масленица стала таким же официальным мероприятием, как и все остальное, теряя свой настоящий смысл – спонтанность и импровизацию, смех и радость жизни.

М.М.Бахтин говорит, что в западной Европе количество карнавально-праздничных дней доходит до трех месяцев в году, в России их было 140 дней, т.е. примерно одна треть. И даже если предположить, что скоморохи участвовали не во всех праздниках, а только в половине, то понятно, почему против них шла такая борьба и понятна  значимость этой стороны народной жизни.

Однако, смена религии с языческой на христианскую существенно изменила взгляд и на народную жизнь, и на праздники. Спустя сто лет после принятия христианства на Руси появились первые увещевания церкви в адрес верующих, которых призывали отказаться от народных игрищ и срамных увеселений, упоминающие при этом виновников дьявольских сборищ (!) – скоморохов, которые хитростью и обманом прельщают и отвращают народ от церкви.

skomoroh5

Это было  начало борьбы, но не со скоморохами, а с народом. Пока  увещевания носили скорее воспитательный характер, не являясь запретительными и не требовавшими наказаний нарушителей церковных норм. Но прошло четыре века.

Борьба с народно-карнавальными проявлениями переходит в новую стадию. Церковь проигрывает борьбу  с народными увеселениями и традициями, которые проходят по тем же языческим лекалам. Храмы в дни святок, русалий и осеней стоят пустыми.

Первая половина XVI века полна документов, в которых упоминаются скоморохи и борьба с ними. Кульминацией стал Стоглавый собор 1551 года, в котором почти две трети постановлений связаны с запрещением скоморохов и неприличных народных гульбищ.

Официальная церковь фактически признала свое поражение в борьбе с правом народа на традиционные праздничные игрища и гуляния. Козлами отпущения стали скоморохи, которых обвиняли не только в совращении народа во время церковных праздников на непристойные плясования и хульные песнопения, но и в разбойных нападениях.

skomoroh4

Но интересно, что в народе нет ни одного сказания или просто упоминания о грабежах народа скоморохами. Наоборот, народ осуждает всякое недоброжелательство по отношению к ним. Появилась даже былина «Вавило и скоморохи». В народе считалось, что скоморохи всегда на стороне народа, добра и справедливости.

В борьбу церкви и скоморохов светская власть пока не вмешивается. Более того, многие князья и цари имеют при своих дворах скоморохов, любят их песни и шутовские розыгрыши, как, например, Иван Грозный.

Те примеры, которые приводит Стоглавый собор о якобы имевших место разбойничьих шайках скоморохов, результат того, что наместники, желая иметь скоморохов при дворе, однако, не желали их кормить, заставляя самим скоморохам добывать себе хлеб, отправляя их петь и плясать в села.

Скоморохов приглашали на любой народный праздник: на Троицкую родительскую субботу, русалии, Ивана Купалу, святки, радуницу, свадьбы, поминки, великий четверг… Тогда священники стали обращаться к Государю, чтобы он «извел» скоморохов, а попросту – запретил под страхом наказания. Прошло пять веков с момента крещения Руси, а скоморохи и народные праздники все еще живы.

skomoroh1

Прошло еще полвека. 1613 год, тяжелый период для России, переломный момент, смутное время только-только закончилось.  Усиливается влияние патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича. Выходит его указ о запрещении колядования в святки. Но борьба не прекращается.

Когда священники начинают напрямую вмешиваться в народные игрища, разбивать и крушить бубны скоморохов, народ всегда становится на их защиту. Так Иван Неронов, идеолог церковного раскола, вспоминает, как его в один из таких случаев люди до полусмерти избили и оставили на дороге умирать. Так люди защищали свое право на свои праздники.

Новый виток борьбы начался с приходом к власти Алексея Михайловича. В первый же год (1646) он издает «Окружной наказ» о соблюдении поста и церковного благочиния. Это уже совместный  документ церкви и государства, означающий, что светская власть и церковь объединились в борьбе с народной праздничной стихией и скоморохами.

На другой год выходит новый указ Алексея Михайловича – о почитании  воскресных и праздничных церковных дней. Наконец, кульминация – издание в декабре 1648 года по совету Никона указа о запрещении скоморохов и народных сборищ.

skomoroh8

Но перед этим в июле случилось в Москве народное восстание и государь вынужден был пойти народу  на уступки, за которые потом народ должен был заплатить - фактически отказом от своих праздников. Такова была цена царских уступок, которые со временем сошли вообще на нет.

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича окончательно оформляло крепостное право, регламентировало жизнь народа, а запретом скоморохов отменяло право народа на собственные праздники.

Борьба с народной стихией и народными традициями закончилась их полным поражением. После этого скоморошество  стало сходить на нет, переходя в  театральное пространство, где скоморохи становились  профессиональными актерами, музыкантами и циркачами.

Так в течение шести веков шел процесс изведения народных праздников. Сначала увещевания и обращения к народу (1068 г)) с просьбой прекратить бесовские плясования и пения, не имевшие для народа никакой юридической силы.

skomoroh2

Потом  закон для церковнослужителей всячески пресекать народные гульбища, вплоть до прямого физического вмешательства, который, однако,  не распространялся на мирян (1551 год). Наконец, царская грамота 1648 года для всех о запрете народных гуляний и скоморохов.

Борьба с народной стихией и народной инициативой закончилась. Советская власть продолжила эту линию. И теперь стоит ли удивляться вялотекущей Масленице  и утрате народных традиций, не только в городах, но и деревнях.

Церковь требует помнить Бога всегда и во всем, в народных весельях - это забывается. Церковь ставит человека один на один с Богом, отрывая его от общения с другими, народные праздники наоборот - объединяют, создают условия для общения всех со всеми. Церковь напоминает о ничтожестве человека перед Богом, праздник делает человека сильнее, дает ему возможность освободиться от повседневности, ощутить радость жизни и вспомнить, что он - человек.

Поэтому  священник всегда проигрывал скомороху, а праздники оставались душой народа. Западноевропейские государства и священство сохранили народные праздники и традиции, выделив им определенное время (Карнавал). Российское государство  вырвала эти традиции и праздники с корнем  и потому их вряд ли можно возродить.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged народные праздники. Bookmark the permalink.

18 Responses to Смех. История борьбы

  1. Спасибо за поддержку. Прочитала комментарии к тексту в группе «Мир искусства, творчества и красоты» и пожалела что разместила этот текст. Столько критики давно не читала и подумала: не надо было соблазнять своими мыслями тех, кто не готов к другому пониманию проблемы, обвинив меня в том, что я вовсе не имела в виду. Но так бывает. Поэтому Ваше понимание и поддержка очень важны для меня.

  2. Спасибо!!! Постараюсь надолго не пропадать. Только вот наберу воздуха в легкие — и снова за работу. А планов — много. А главное, я люблю своего читателя, благодарного и щедрого.

  3. Мила says:

    Пишите, пишите и не пропадайте! Здоровья.

  4. Спасибо за такую статью!

  5. Я болела, да еще Великий пост. Вот и пропала. Ушла вообще из Интеренте. Думала навсегда. Но вот через 2,5 месяца потянуло обратно. Моя пауза подходит к концу. Как Ваши дела? Скоро я снова буду писать как прежде.

  6. Какой замечательный совет дал Вам сын, Юра! Надо взять на заметку. Правда, я итак держу посты. Срываюсь только после Постов, особенно Великого. Нападает «жрачка» (извините за грубое слово, но именно так и тогда себя ненавижу, но поделать ничего с этим не могу). Только интересно, сколько же тогда длится обед, если так долго жевать?

  7. Елена, спасибо за Твит. Что Андрей? Я по нему скучаю. По его помощи и умным советам.

  8. Elena says:

    Это вы,Тина, верно подметили, что Масленица раньше была очень радостным праздником, настоящим событием и праздновалась широко, отсюда и название Широкая Масленица. Моя бабушка-сибирячка рассказывала как интересно, с выдумками, шутками и смехом праздновали, дурачились вволю. Сейчас, к сожалению, этого нет. «Там русский дух, там Русью пахнет» Надо возрождать всё это. Спасибо за статью! Твит

  9. Банья says:

    Притча : встретились два монаха — один худой и бледный постоянно плакал ; а другой был веселый и улыбался ! Каждый из них шел ко спасению своим путем — первый считал себя ничтожным и плакал а другой благодарил за все Бога и радовался ! батюшка Серафим говорил каждому приходящему : РАДОСТЬ МОЯ ! Церковь не напоминает о ничтожестве человека пред Богом ! Ибо каждый человек есть Образ Божий !

  10. yuriyapril says:

    Мне кажется, принуждение себя любимого и есть — грех!
    Когда — то сын предложил мне диету:
    Порезал все что можно в тарелке на кусочки, взял вилкой один кусочек, отправил в рот и жуешь — ( 20 — 25 ) раз и одновременно вилку кладешь на стол, прожевал — один, затем второй и т.д. Главное во время жевания — класть вилку на стол, не держать в руках!
    Отличный пост — в течении всей жизни…
    Но у меня не получается, постоянно срываюсь…
    А блины я тоже люблю, с икрой и под водочку! Здравствуй весна!

  11. Спасибо, Юра. Зашла, увидела. Буду слушать. Поздравляю с началом весны. Ем последние блины. С понедельника — Великий Пост. Тяжелое время. Поэтому набираюсь сил.

  12. yuriyapril says:

    часть 1 — я и потом все остальные, но это длинно — 4 части — около 1,5 часа…

    http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/audio/1120605.html?author

    А в Америку попадают разными путями, в основном пассионарные люди…, и разных национальностей, тут есть место… для многотомного романа!

  13. Зайду обязательно. Это новая запись? Старые я все Ваши тексты прошерстила. Дайте ссылку на это аудио, пжл.
    В 80 лет жениться — это да-а-а! Молодец. Да еще дал Вам и внуку такую интересную жизнь. Что тут скажешь. А я-то думала: как Вы попали в Америку? Это же сложно без родных и знакомых.

  14. yuriyapril says:

    Тина, мой папа исповедовал едиственную религию — коммунистическую… и был в конце своей карьеры — парторгом центральной скорой г.Одессы и окончил школу марксизма — ленинизма.
    Но когда во — второй раз женился, уже лет в 80 на еврейке, то прозрел и уехал с ней в Америку!
    А потом вызвал меня — какой умница!!!
    Позволил прожить мне и сыну моему — вторую жизнь
    ( в одном и том же теле)…

    Будет желание…, зайдите ко мне на {НГ} — там в четырех частях мой аудио — рассказ -» Начало » — и там весь я и мои родители…

  15. Да, мне кажется, что это два в принципе несоединимых характера. Украинца и еврея могу соединить, а русского с евреем — нет. Хотя в Вас есть и та, и другая кровь и, кажется, что соединимо. Ваш папа был чистокровным евреем? Имею в виду не только его родителей, но и веру иудейскую. Знал ли он молитвы еврейские, читал ли Библию. Вот знаю, что Мандельштам был таким, а Пастернак был хоть и евреем, но по вере и мировосприятию был христианином. Так что не кровь, а вера определяет. Так мне кажется. Раньше же так и разделяли — по вере. Ленин был по рождению еврей (правда наполовину, по материнской линии), а по вере? Наверное, христианин, но не уверена, был ли он крещен. У нас, в Татарии много крещен — крещенных татар. Но к евреям у меня отношение особое. Это особый разговор, но рада, что встретилась с евреем, который, хоть и был чистокровным (по отцу и по матери). но Библию не знал, еврейские обычаи — тоже. Т.е. не был ни с какой стороны евреем. Но зато когда встречал своих (евреев) он становился совершенно другим, просто преображался на глазах. А женился на мусульманке, потому что у нее был, как он сам говорил, первоначальный капитал (квартира, сад и т.д.). А дети его при получении паспорта записались как евреи, за что их бабушка-мусульманка сильно серчала.

  16. yuriyapril says:

    Не могу назвать себя вполне — евреем, мама у меня русская, а папа — еврей.
    Поэтому, в России я — суржик ( ни то ни сё…! ) В Израиле — точно русский ( потому как мама — не еврейка…) В Америке — точно русский, все кто из бывшего Советского Союза — все русские!
    Мне очень нравится сочетать в себе качества таких двух великих народов, иногда мне кажется, соедини их вместе…, и все остальные — сразу поблекнут…, но они…, к сожалению, соединяются пока только в моей душе и сознании… Об остальных я не могу говорить…

  17. Да, Юрий, и о Вас подумала тоже, потому что по аналогии с моим другом, очень тепло отношусь к Вам, потому что Вы тоже еврей, а евреям свойственно шутить, прежде всего над собой! Кроме того, мы меня всегда радуете смешными историями. За это я Вам тоже очень благодарна. Жаль, что в России смех ушел в подполье, ну или почти в подполье. Все больше серьезной показухи.

  18. yuriyapril says:

    Теперь я точно знаю, что самый главный признак нездоровья – отсутствие радости и смеха.
    _____________________________________________________________________________

    Тина, кажется после этой фразы, вы подумали обо мне, я надеюсь! ( или до написания…., не возражайте, знали вы, что это понравится именно мне!) Спасибо !
    Смех — это — СВОБОДА, выше её нет ничего.., ни попа, ни церкви…, ни бога…!
    Помните Заратустру — бог, который пляшет, поет разговаривает с цветами и животными…
    Вот это БОГ — ему единственному отдаю право на существование !!!!!!!!!!!!
    Смеха боятся, ибо он мгновенно убивает : страх, мрачность, злобу, зависть и рабство во взаимоотношениях! Смех — это радость и любовь, свобода и истина и бог и герой — ВСЕ!
    Медитация включает в себя смех — это о многом говорит!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *