Щедруха. Окончание

щедровщики ходят по домам

(Начало) Щедруха требовала угощения, такое же как в Рождество. Угощение должно было быть щедрым, чтобы весь год  для хозяев был щедрым и чтобы исполнились все величания, что пелись в щедровках. Щедровщиков считали Божьими посланниками, поэтому им оставляли от стола особую, сакральную, часть.

Щедрование, по поверью, приносило семье высокий урожай и большой приплод скота, поэтому щедровщики старались обойти все дома,кроме тех, где недавно кто-нибудь умер. Ходили кричать в основном мужчины: женщина считалась плохой приметой.

Щедрование старались закончить до первых петухов, также как гадания и игрища,  как в эту ночь, так и  на следующий день: боялись нечистой силы. По этой причине колядовщиков не везде пускали в дом, боясь, что они приведут с собой  нечистую силу.

щедрый новогодний стол

В этот вечер многое примечалось и обставлялось магическими обрядами. Так, например, если в этот вечер первым в дом заходил мужчина, он приносил добро и благополучие, если женщина, особенно девушка,- беду и несчастье. Поэтому девушки и женщины в этот вечер приходили только вслед за мужчинами.

Считалось, что в первый день года нельзя давать взаймы денег, брать – можно: первое сулило безденежье, второе – наоборот – прибыль. В домах делали Васильевский огарок.  Выбирали лучину и зажигали ее не от спички, а от старых углей.

Когда она обгорала, от нее возжигали светильники. Сам огарок после этого начинал обладать особой магической силой. При гадании, до его начала, девушки чертили им против солнца круг, и по окончании, по тому же месту, обводили тот же круг только уже по солнцу.

Так ограждались от нечисти. В этот вечер или на следующий день сжигали сноп, который ставили в рождественский сочельник в красный угол. Через  костер из рождественского снопа прыгали, очищаясь от нечистой силы. Остатки соломы от костра отдавали свиньям, чтобы они не болели.

В народе было очень распространено поверье о неразменном рубле, который вручал сатана раз в год в Щедруху, подобно тому, как раз в год в ночь на Ивана Купалу расцветал папоротник. Для этого надо было взять черного кота, завязать его в мешок на семь узлов и выйти в полночь с мешком на перекресток.

неразменный рубль

Там надо этот мешок оставить и бежать, что есть сил, домой. Считалось, что узлы мешка  будет развязывать черт и, если он успеет их развязать до того, как хозяин мешка добежит до дома,  он разорвет человека в клочья. Если нет, то в руках  окажется  неразменный рубль.

На этот рубль можно будет покупать что и сколько угодно, главное взять сдачу у продавца, хотя бы копеечку. В этот вечер и на следующий день ловили и сжигали воробьев, пепел сохраняли и весной разбрасывали  по полю.

Считалось, что тогда воробьи не будут клевать с поля зерно. Магическим было даже катание на санях: если проехал далеко, лен будет длинноволокнистым и крепким. И, конечно, следили за погодой, примечая, какой она будет весной и летом: каков  первый день в Новом году, такой будет и погода весь год.

Суть всех этих обрядов была в том, чтобы помочь силам природы и солнцу переродиться и вновь стать сильным, чтобы  в новом году было счастье, благополучие и большой урожай. Но даже в народе  игрища, гадания и щедрования все-таки считались делом нечистым.

Поэтому после них нельзя было в течение пяти дней, во избежание нечистого зачатия, вступать в сексуальные отношения, а в крещенский вечер надо было обязательно окатиться крещенской ледяной водой, смывающей всю нечисть и грязь страшной недели. Надо было очиститься и вновь вернуться от разгула к обычной жизни.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged народные праздники, Новый год, Рождество, фольклор. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *