Первый Спас: Мокрый

pervij_spas6Ну, вот и пришли праздники урожаев, подведение итогов прожитого года, которые открывает Первый Спас. Одиннадцатого августа в Карабахе после сбора урожая отмечают  народный новый год - Навасард, а в России с четырнадцатого августа начинаются спасские праздники –  освящения первых плодов нового урожая.

А поскольку плоды разные и созревают они в разное время, то и августовских Спасов – три: Первый Спас, медовый, четырнадцатого августа; Второй, яблочный, девятнадцатого; Третий, ореховый, двадцать девятого. Но это все народные названия, опоэтизированные и потерявшие связь с историческими событиями, послужившими основанием для установления Спасов.

Так случилось со всеми церковными праздниками: народ поглощает церковную память, «о-язычивая» христианские праздники, а церковь воцерковляет языческие, искореняя славянскую мифологию. Но в полной мере ни то, ни другое не удалось, зато двустороннее движение с противоположной направленностью породило симбиоз – церковно-народные праздники, в котором мирно  уживаются и христианство, и язычество.

pervij_spas7

Икона "Крещение Руси"

Спасы относятся к числу таких смешанных полуязыческих-полуцерковных праздников, где к настоящему времени, судя по обилию текстов в Интернете,  первое победило второе. Но вернемся к изначальной истории, в которой  Спасы  связаны не с народными традициями освящения плодов, а с конкретными историческими событиями.

В этом смысле Первый Спас - самый насыщенный, вобравший в себя несколько эпох и важных исторических событий.  Самое важное  из них, по которому он получил  название Мокрого или Спаса-на-воде, связано с крещением Руси в 988 году князем Владимиром. Об этом сохранилась запись в хронографах XVI века.

В честь этого события Русская церковь постановила проводить каждый год первого августа (14 – по н.с.) крестные ходы на водные источники. В Киеве в этот день на месте, где сегодня находится Крещатик,  собиралось множество народа: мужчины одевались в казацкую одежду,  остальной люд - в одежду новую, не ношенную. И все вместе они шли на водный источник, где проходила служба малого освящения воды в воспоминание крещения.

pervij_spas10

Икона "Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня"

В Москве со времен царствования Алексея Михайловича, любившего всякие чины, этот день тоже проходил очень торжественно. Вечером, в канун первого августа по старому стилю, Государь въезжал в Симонов монастырь и участвовал в вечернем богослужении, а в сам праздник  – на утренней службе.

Напротив монастыря на Москва-реке устраивалась  Иордань, такая же, как на праздник Крещения. Туда после литургии под звон колоколов царь со своей свитой направлялся  для участия в водосвятном молебне. После него он погружался в Москва-реку, потом прикладывался к кресту и подходил за благословением к патриарху.

pervij_spas9

Икона "Пресвятая Богородица"

Освященной водой кропились знамена и войска, а все желающие - омывались в источнике, а потом набирали воду для своих нужд. Поле этого начинались народные гуляния, от которых произошли знаменитые спасские ярмарки.

Такой размах праздник получил не сразу. Кроме крещения Руси, первого августа случились и другие знаменательные события: в этот день 1164 года произошли  две битвы, в одной из которых одержал победу князь Боголюбский -  над волжскими булгарами, а во второй – император византийский Мануил - над сарацинами.

В том и другом случае было знамение: от икон Божьей Матери и Спаса Всемилостивого, которые князь взял с собой, начали исходить яркие лучи, осенявшие русское войско.  Такой же знак получил перед своей битвой и византийский император, взявший с собой Крест, от которого тоже исходили лучи.

pervij_spas

Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня на источник (уральская икона, XIX век)

В память об этих победах, знамениях и в честь трех святынь князь учредил праздник, приуроченный к дню Крещения Руси. Немного позднее к этому дню был приурочен еще один праздник -

Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Дело в том, что в IX веке в Константинополе существовал обычай: проводить, начиная с первого августа и до Успения, крестные ходы по городу и его окрестностям с выходом на источники. Считалось, что это предотвращает  эпидемии и болезни. Крестные ходы совершались с частицами Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса. В Россию это праздник пришел позднее, только в XIV веке

«для освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго».

pervij_spas2

В.Бабадин "Сцена у колодца"

Так первого августа стали вспоминать три церковных события. А в народе церковный Первый Спас объединился с языческими поверьями о чудотворной и сверхъестественной силе воды. Этот день можно считать праздником воды и колодцев, к которым  на Руси всегда было особое отношение. Колодцы чистили, освящали, вокруг них высаживали деревья, водили хороводы, устраивали жертвоприношения, проводили ритуальные обряды и устраивали свадьбы.

Самым тяжким преступлением считалось осквернение колодца. О колодцах народ складывал легенды. Вспомним хотя бы известное сказание  в «Повести временных лет» о белгородских колодцах, спасших жителей города от неминуемой смерти от голода, когда его осадили печенеги в надежде вынудить сдаться на милость врагу.

Кроме того, считалось, что копать колодцы надо только в августе и святить их тоже в августе – на Первый Спас. Рассказывают, что как-то жители одного поселка решили ставить у себя во дворе колодец и пригласили старого-престарого деда, который всю жизнь копал колодцы и знал в этом толк. Он не отказался, сказав только, что придет к ним в августе, т.к. тогда уровень воды будет самый низкий и можно будет копать.

pervij_spas1

Сарьян Мартирос Сергеевич - У колодца. Жаркий день 1908.

В народе существует много  способов определения мест для колодцев, например, с помощью ивовых прутьев или клока шерсти, который накрывали кастрюлей и оставляли на ночь. Если утром клок был мокрый, значит место для колодца подходящее, если сухой, то - нет.  Или и другой способ:

«По траве определяли. Она же растет неодинаково. Где гуще, зеленее, там забивали ивовый кол на шесть-семь дней. Если он не засыхал, копали там колодец. Когда засыхал — место непригодное, искали дальше. А если была засуха и трава выгорала, то брали дядьки тот ивовый кол, ходили и стучали по земле. А среди них был такой человек, который много знал, так он слушал и по звуку определял, где кол вбивать. Если через неделю кол был мокрым, еще и листочек выбросил, то место считали подходящим, чтобы копать колодец».

Освящали колодец ивами, ими же их обсаживали, потому что по поверью ива предохраняет колодцы в жаркие дни, отгоняет от них злых духов и привлекает добрых духов воды. Существовали особые правила, по которым следовало копать колодец: обязательно при растущей луне, рано утром и прежде выкопать на месте будущего колодца крест, в центр которого налить освященную воду.

pervij_spas3

Колодец 1877 г.

Накануне освящения мужчины вычищали дно колодца, а девушки украшали его края венками и бросали в воду пахучий аир для изгнания из нее злых духов. Освящение было особым сакральным действием, в котором участвовало все селение. Впереди процессии с колокольчиками бежали дети, за ними шли музыканты со свирелями, потом – остальные.

У колодца уже стояли застланные белыми скатертями два праздничных стола: на первом – хлеб и соль с зажженной свечой, на втором – коливо, святая вода и тоже свеча. Коливо – для духов и предков. Парни высаживали деревья или втыкали около колодца свежие ветви. Многие из этих традиций уже утрачены, как немногие помнят и о поверьях, связанных с колодцами.

Но сохранилось предание, что странник обязательно должен оставить у колодца какую-нибудь вещь, что поможет ему  благополучно добраться до следующего колодца. Или другое поверье: если воин выкинет после похода оружие в колодец, то его военная служба на этом закончится.

pervij_spas11

У колодца

Известно также, что во время войн и бедствий люди выбрасывали все самое ценное в колодцы в надежде, что они там сохранятся и потом их можно будет достать. Со временем драгоценностей, оружия и икон  становилось на дне колодцев так много, что появились желающие нырнуть за ними, и не всегда это были их владельцы.

И в конце, возвращаясь к Первому Спасу, вспомним Тараса Шевченко, писавшего:

На то лето
колодец святили
На самого Маковея,
И дуб посадили.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged народные праздники, православные праздники. Bookmark the permalink.

4 Responses to Первый Спас: Мокрый

  1. Здорово!!! Я встречала в Интернете эту фамилию, как раз, когда читала о празднике навасард. Да, у Вас каждый день — Новый год.

  2. nadilel says:

    Спасибо Тина. Этот праздник у нас широко не справляется, потому как не является христианским. А для меня вообще каждый день — праздник, тем более, что фамилия моя Навасардян :))))))))))

  3. Спасибо, nadilel! Я прочитала несколько текстов про этот праздник, но поскольку я не чувствую Ваших реалий, то мало что поняла, а потому только обмолвилась об этом празднике. И очень рада, что Вы дополнили и расширили. И поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам, чтобы Ваш стол был всегда полон хлеба, вина и фруктов, чтобы жизнь Вас чаще радовала, чем огорчала, чтобы дети и внуки не болели и радовали свою маму и бабушку!!! Счастья Вам, здоровья и добра!

  4. nadilel says:

    Ежегодно 11 августа в Армении отмечается важный праздник — День национальной идентичности (Навасард), установленный в качестве государственного в 2009 году Парламентом Армении…
    11 августа, как утверждают древние армянские хроники, в 2492 году до Рождества Христова прародитель армян Айк победил Бэла, открыв возможность своим потомкам для свободного существования и развития.
    Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные блюда. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Армяне на стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок — в Навасард нельзя брать в долг хлеба — является результатом этих традиций. И поэтому всегда старались на праздник положить хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками.
    Есть и другая древняя поговорка: «Без вина придет новый год, без нгатзахика — запоздает». В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Масиса (Арарата). Его собирали и сушили армяне, живущие в районах Масйацотна и Тжакатка, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Навасард он всегда имел нгатзахик. Эта традиция (применять в новогодних блюдах сушоный нгатзахик) была символом национального единения армян. Нгатзахик связывал всех армян с Масисом — сердцем Родины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *