Сдвиженьё. По направлению к зиме

sdvigenje

Сдвиженьё – так в народе называют праздник Крестовоздвижения (воздвижение - возношение, возвышение).

Крестовоздвижение – чисто церковный праздник, в котором вспоминаются события обретения в IV веке в Иерусалиме креста Господнего.

Народ же, праздновал его по-своему, плохо понимая христианское значение праздника.

Поэтому он переквалифицировал

праздник и его название на свой лад, связывая его с тем, что происходит в природе.

Так у праздника появилось специфически народное окончание и новое название, несущее в себе совершенной иной смысл, связанный не с Господом или с тем, что
произошло в IV веке, а с тем, что всегда и каждый год происходит в природе: осенью все с-двигается к зиме.

Народ опускал духовный смысл Крестовоздвиженья с вертикали на горизонталь, на грешную землю, давая празднику соответствующее название. Сдвиженьё обозначало границу между осенью и зимой, начало переходному периоду в хозяйстве и природе.

sdvigenje1

Икона Крестовоздвижение

 

Но любой переход от одного времени года к другому размыт во времени и в пространстве и отмечается в народе особыми приметами, связанными с соединением земли с низом и верхом, подземным миром и небесным, с тем, что было «до» и что будет «после». Начинается битва миров, старого и нового.

Битва правды и неправды, между "честью" и "нечестью", одна сила воздигается на другую , святая на несвятую. Победу одерживает с помощью Креста Господа, поднимающегося из земли, правда. Так на народный лад переиначивается история обретения Креста Господнего в IV веке св. Еленой. И верилось, что именно в честь победы солнце играло в этот день на небе, радуясь ей, как на Пасху оно радовалось победе жизни над смертью.

sdvigenje4

Славянская нечисть

 

Сдвиженьё - это точка бифуркации, точка перелома, в которой некоторое время все находится в равновесии, словно ожидая команды: «Начали». Точка, в которой пока силы равны и ни одна не имеет перевеса. И приходится она на 27 сентября.

Существует и промежуточное название праздника, промежуточное между народным и церковным: старинное  - день Креста или день Ставра от stauros – крест (по-гречески). Так один и тот же день получил три разных названия, каждый из которых несет свой особый смысл.

Крестовоздвижение - исторический, отмечаемый в церкви. Ставров день - день Креста, уже не привязанный к историческим событиям далекого четвертого века, а связанный с традициями церковной жизни.

В этот день принято воздвигать кресты на строящихся храмах, строить обетованные (обещанные) часовенки и храмы, устраивать крестные ходы во избежание напастей и бед, молиться о болящих, о будущем урожае, ходить с крестными ходами на поля. Свиженьё несет в себе природно-языческий смысл, связанный в том числе и с хозяйственными работами. В народе была такая поговорка:

sdvigenje3

"Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит ".

Земля к этому дню освобождается от хлеба, с полей сдвигается последний сноп; открываются овины; зверье уходит в берлоги и на зимние квартиры; лешие и нечисть устраивает в этот день последний сход, залегая потом в свои норы; птицы улетают; змеи уползают к своей матери под землю. С Покрова уже все в природе окончательно замирает. Но движение от лета по направлению к зиме проходит через эту точку – точку Сдвиженья.

По церковному календарю Крестовоздвиженье длится семь дней, Сдвиженьё длится две недели, вплоть до Покрова, так же, как зимние святки длятся до Крещения. Природа замирает, а люди оживают, начинаются другие, зимние, работы. Все, что собрано с полей и огородов требует переработки: лен надо прясть, капусту рубить, снопы сушить и хлеб молотить. Но все начиналось с капусты. Поэтому Сдвиженьё называлось капустиным праздником.

"На Воздвиженье первая барыня - капуста".

sdvigenje5

В этот день соседи собирались вместе, поздравляли друг друга с капустиным праздником, вместе рубили капусту, а сделав работу, устраивали вечеринки - капустники или капустные праздники. Угощали на празднике капустным пирогом.

Молодежь не отставала. Открывая капустинские вечера, она сначала ходила по домам, колядуя и собирая угощения, помогала рубить капусту, а потом, наряжаясь и семь раз помолясь о хорошем женихе, шла в избу, чтобы найти себе пару: осень – время свадеб. Танцы, песни, хороводы и веселье продолжались все две недели и не только в деревнях, но и в городах.

Сдвиженьё было также овинным праздником, овинными именинами, праздником молотильщиков: печь в овине в этот день не разжигали, окна овина украшались вышитым полотенцем, молоть прекращали.

И вообще в этот день принято было отдыхать и не начинать никаких серьезных дел.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged народные праздники, православные праздники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *