Лет двадцать пять назад, когда многие были увлечены оргдеятельностными играми, помню, как Г.П.Щедровицкий в один из игровых дней рассказал историю о том, что такое бдительность и почему русские в бою всегда проигрывают японцам.
Японцы, приехавшие в Россию, чтобы дать несколько мастер-классов, советовали одно: в бою никогда не моргать, вообще не моргать и быть всегда начеку. Японец в считанные доли секунды может нанести роковой удар, в те самые доли, когда человек рассредоточивается. На востоке учат бдительности, прежде всего. Об этом - притча.
Бдительность
К одному очень старому Учителю пришел принц и сказал: «Меня послал отец. Он стар и не проживет долго. Он послал к Вам со срочной просьбой — подготовить меня, пока он жив. Ему хотелось бы увидеть меня с вашими рекомендациями. Я прекрасно владею многими боевыми искусствами: был на войне, имею награды. Еще я окончил университет с отличием.
Когда я вернулся к отцу и сказал: "Я готов", он ответил: "Нет, ты еще не готов, потому что упущена основная вещь. Ты должен пойти к одному Учителю, чтобы научиться у него медитации. Это даст возможность объединить всю твою предыдущую подготовку.
Пока ты не преуспеешь в этом, я не могу доверить тебе государство". И он назвал Ваше имя. Помолчав некоторое время, принц добавил: «Я готов выполнять все Ваши указания, но, торопитесь!»
Учитель сказал: «Мое первое требование в том, чтобы меня не связывали временем. Все зависит от Вас. Я буду стараться как можно лучше, ведь у меня тоже не так много времени. Я уже стар и не собирался брать учеников, но Вас послал император, он мой старый друг, мы с ним учились медитации у одного Мастера. Я не могу отказать ему. Ваше обучение начнется прямо сейчас».
Принц спросил: «Что мне нужно делать?» Старый Учитель сказал: «Вы будете делать самые обычные вещи: убирать, готовить, носить воду, рубить дрова. Но помните, я могу в любой момент ударить Вас сзади, так что оставайтесь бдительным».
Принц не ожидал такого поворота, он пожал плечами и сказал: «Что же это за обучение? Но раз отец послал меня к Вам, значит, все правильно. И его непрерывно били. Старик был по-настоящему великим, опытным человеком. Он подходил бесшумно, его шагов не было слышно. Неожиданно он выпрыгивал из ниоткуда и больно бил.
Через пятнадцать дне, все тело принца болело от побоев, но он был счастлив, потому что научился слышать шаги своего Учителя. Его сознательность возросла. Он рубил дрова, но его мысли были сконцентрированы на старике: "Откуда он появится и как себя защищать?"
Старик старался ударить его, а принц лишь перехватывал его бамбуковую палку. В таких условиях его осознанность должна была возрастать. Через три месяца старик уже не мог ни разу за целый день нанести удар. Принц был очень счастлив.
Он думал: "Настал великий день!" Он радовался своему телу, тому, как оно крепло под ударами. Теперь он понимал, что обрел некую силу, которой у него не было никогда раньше. Иногда, чувствуя, что старик подкрадывается, он кричал из своей комнаты: "И не пытайтесь. Я бдителен!"
Но на этом воспитание бдительности не закончилось. Однажды старик позвал его к себе и сказал: «Теперь начинается вторая ступень. До этого я бил тебя бамбуковой палкой. Начиная с завтрашнего дня, я буду бить тебя настоящим мечом!»
Он вынул свой меч и сказал: «Вот мой меч, посмотри на него. Следи за ним! Теперь он будет следовать за тобой постоянно». Это уже были не шутки, а вопрос жизни и смерти. Осознанность принца перед лицом настоящей опасности возросла как столб света.
Итак, старик начал пытаться ударить его, но не смог этого сделать на протяжении трех месяцев. Иногда, сидя в медитации, с закрытыми глазами, он чувствовал, как учитель подходил сзади, чтобы нанести удар, и, когда тот замахивался, он отпрыгивал в сторону, спасая себя.
Наступил день, когда Учитель снова позвал его и сказал: «Я счастлив. Вторая часть обучения закончена». Принц ответил: «Я тоже счастлив и бесконечно благодарен Вам. Я и не подозревал, что во мне есть такие способности. Даже малейший ветерок не может пронестись мимо меня, чтобы я не заметил его. Ни одна мысль не промелькнет в моем сознании бесконтрольно, и я счастлив, что еще есть чему учиться.
Сначала я сомневался и пришел сюда только потому, что меня послал отец. Но теперь я сам хочу учиться и больше не думаю ни о своем отце, ни о царстве, ни о чем другом. Все, о чем я думаю, так это как подвести мое сознание к его высочайшей вершине, и все это из-за той радости, которую я познал и о которой даже не подозревал и не мог мечтать. Так что давайте начнем третий этап».
Учитель сказал: «Третий этап такой: я буду бить тебя настоящим мечом ночью, когда ты спишь» . Принц сказал: «Хорошо». Учитель пытался ударить принца, но в тот момент, когда он входил в его комнату, тот просыпался. Он начал видеть себя спящим со стороны. Засыпая, он наблюдал за тем, как сон наваливается на него и овладевает телом. Поворачиваясь во сне, он видел со стороны, как его тело поворачивается с одного бока на другой.
Три месяца Учитель пытался нанести удар, но не смог. Осознанность ученика стала абсолютной. Однажды Учитель позвал принца, обнял его и передал свой меч, сказав: «Вот тебе моя рекомендация. Твой отец поймет, потому что он знает, что это меч нашего Учителя. Теперь ты можешь владеть им, потому что ты достиг высшего состояния осознанности; потребность в мече осталась далеко позади».
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Не у мам надо учиться, и не у младенцев, а надо стать «мамой» младенца 😉 Такому научишься… не только бдиельности, а еще и железному терпению, да житейской мудрости
Не согласна, Вольдемар! Младенец может научить свежести восприятия жизни, незашоренностью взгляда и непосредственности. У мам учиться поздно, потому что они уже несут в себе то, чему их научили кода-то другие: бабушки, учителя, окружающие. Мамы — это продукт воспитания, а младенцы — продукт любви и наследования. Человек может многое, но не всё. Человек — не Бог и у него есть границы. Кроме того, люди психологически очень разные: есть сильные и слабые, но это не значит, что первые лучше вторых. Иначе в обществе срабатывал бы закон выживания, как в джунглях: кто смел — тот и съел.
Практика, желание, хороший учитель и время — вот и всё. А у младенцев то чему учиться, это ж тогда нужно у мам. Младенец ничему не научит! Я одно время был почти слеп, так быстро научился ориентироваться, так как было желание не быть беспомощным. Бывало переломанный и не старался принимать лишнюю помощь — желание суметь самому. Всё от человека зависит. Человек всё может.
Эт-то точно! Помню, как совсем еще недавно, когда мой внук только-только народился ( а с тех пор прошло уже больше двадцати лет) я практически не могла спать, потому что просыпалась от каждого его всхлипа и вздоха. Уже не помню, как это было с моими собственными детьми, а вот с внуком — помню, как будто это было только что. Я выдержала только месяц, потом уехала к себе и вздохнула, что все позади.
Все мамы бдительны как самураи, они даже во сне слышат, что дитя повернулось на другой бок… Советую мужикам учиться не в Японии, а у младенцев ( не обязательно свой Уже после первого месяца занятий — бдительность будет как у принца из притчи ;))))))))
У меня в доме живет двумя этажами выше бывшая учительница, она почти ничего не видит. Но каждое утро, часов в семь, когда на улице мало народу, она идет на прогулку и вижу ее из окна. Летом это бывает и днем. Тогда иногда я с ней сталкиваюсь. Она безошибочно узнает, что с ней кто-то рядом, даже если не двигаешься. Я часто, наблюдая за ней, думаю о том же, о чем Вы сейчас написали.
Я тоже подумала, что это можно выработать только практикой. И проще об этом говорить, чем сделать. Много притч? Я нашла несколько, планирую их разместить в ближайшее время.
Да, китайский и китайское первоначально в Японии был таким же языковым и культурным кодом, как в Европе — латынь и все, что связано с Римом. Европейцы, что меня поразило в первую очередь, очень гордятся своим происхождением и называют себя латинянами. Мы же — греки, хотя исторически Рим был после Афин и греки сделали для культуры, в том числе и римской, то, что невозможно переоценить. Так и Китай — он сделал для Японии то, что невозможно переоценить.
Да, притча говорит о «наблюдателе» — который позволяет быть в постоянной осознанности…
Это относится к любым ситуациям…, по этому поводу имеется множество притч…
Человек — это «сущее» — ваше истинное Я, «личность» — продукт ума и воспитания, созданный обществом и временем… если вы понимаете, что вы не личность, но сущее…, вы можете установить наблюдателя, который позволит вам быть бдительным и осознанным…
Но об этом проще рассказывать, чем практиковать…, бдительность теряется мгновенно и по многим причинам…, вот тогда и следует возвращаться…к наблюдателю…
Это практика…
Забыл добавить, что в нашем случае многому можно и нужно учиться у незрячих, есть у них способность чувствовать самые малые движения ветра. О слухе не говорю, они слышат телом.
Зачем меч, если потребность в мече осталась далеко позади…
Не у мам надо учиться, и не у младенцев, а надо стать «мамой» младенца 😉 Такому научишься… не только бдиельности, а еще и железному терпению, да житейской мудрости
Не согласна, Вольдемар! Младенец может научить свежести восприятия жизни, незашоренностью взгляда и непосредственности. У мам учиться поздно, потому что они уже несут в себе то, чему их научили кода-то другие: бабушки, учителя, окружающие. Мамы — это продукт воспитания, а младенцы — продукт любви и наследования. Человек может многое, но не всё. Человек — не Бог и у него есть границы. Кроме того, люди психологически очень разные: есть сильные и слабые, но это не значит, что первые лучше вторых. Иначе в обществе срабатывал бы закон выживания, как в джунглях: кто смел — тот и съел.
Практика, желание, хороший учитель и время — вот и всё. А у младенцев то чему учиться, это ж тогда нужно у мам. Младенец ничему не научит! Я одно время был почти слеп, так быстро научился ориентироваться, так как было желание не быть беспомощным. Бывало переломанный и не старался принимать лишнюю помощь — желание суметь самому. Всё от человека зависит. Человек всё может.
Эт-то точно! Помню, как совсем еще недавно, когда мой внук только-только народился ( а с тех пор прошло уже больше двадцати лет) я практически не могла спать, потому что просыпалась от каждого его всхлипа и вздоха. Уже не помню, как это было с моими собственными детьми, а вот с внуком — помню, как будто это было только что. Я выдержала только месяц, потом уехала к себе и вздохнула, что все позади.
все так переплетено…
Все мамы бдительны как самураи, они даже во сне слышат, что дитя повернулось на другой бок… Советую мужикам учиться не в Японии, а у младенцев ( не обязательно свой Уже после первого месяца занятий — бдительность будет как у принца из притчи ;))))))))
У меня в доме живет двумя этажами выше бывшая учительница, она почти ничего не видит. Но каждое утро, часов в семь, когда на улице мало народу, она идет на прогулку и вижу ее из окна. Летом это бывает и днем. Тогда иногда я с ней сталкиваюсь. Она безошибочно узнает, что с ней кто-то рядом, даже если не двигаешься. Я часто, наблюдая за ней, думаю о том же, о чем Вы сейчас написали.
Я тоже подумала, что это можно выработать только практикой. И проще об этом говорить, чем сделать. Много притч? Я нашла несколько, планирую их разместить в ближайшее время.
Да, китайский и китайское первоначально в Японии был таким же языковым и культурным кодом, как в Европе — латынь и все, что связано с Римом. Европейцы, что меня поразило в первую очередь, очень гордятся своим происхождением и называют себя латинянами. Мы же — греки, хотя исторически Рим был после Афин и греки сделали для культуры, в том числе и римской, то, что невозможно переоценить. Так и Китай — он сделал для Японии то, что невозможно переоценить.
Да, притча говорит о «наблюдателе» — который позволяет быть в постоянной осознанности…
Это относится к любым ситуациям…, по этому поводу имеется множество притч…
Человек — это «сущее» — ваше истинное Я, «личность» — продукт ума и воспитания, созданный обществом и временем… если вы понимаете, что вы не личность, но сущее…, вы можете установить наблюдателя, который позволит вам быть бдительным и осознанным…
Но об этом проще рассказывать, чем практиковать…, бдительность теряется мгновенно и по многим причинам…, вот тогда и следует возвращаться…к наблюдателю…
Это практика…
Забыл добавить, что в нашем случае многому можно и нужно учиться у незрячих, есть у них способность чувствовать самые малые движения ветра. О слухе не говорю, они слышат телом.
Почему-то я думаю, что наука такого рода идет от китайцев. Японцы же переняли полезные качества бойца.