Даосизм и конфуцианство – две противоположные философии: конфуцианство учит служению и ограничению, даосизм – покою и свободе.
Конфуцианство – это государство, общество, активность и «благородный муж», обеспечивающий благополучие государства, даосизм – ничем не неограниченная природа и следование ее естественному закону.
Конфуцианство – это польза, даосизм – бесполезность, конфуцианство – порядок, семья, регламент, прописанный и связанный с культом предков и религией; даосизм – беспорядок, свобода, безграничность и мудрость.
Конфуцианец – семьянин, даос – бродяга; конфуцианец борется за деньги и славу, даос живет в бедности и гуляет сам по себе; конфуцианец - блюститель добродетели и общего блага, даос – мудрец, покидающий мир ради поиска истины и единения с природой.
Трактат «Чжуан-Цзы» является основой даосской мудрости и величайший памятник китайской литературы и философии, это пространство мудреца.Притча - излюбленная форма Чжуан-Цзы, позволяющая сталкивать противоположности, переворачивать общепризнанное с ног на голову, высказывають неординарные мысли по поводу весьма банального. Притчи, афоризмы, воображение и фантазия - излюбленные приемы Чжуан-Цзы:
Легко не ходить, но невозможно ходить, не оставляя следов. Действуя, как человек, легко лицемерить; но действуя, как природа, невозможно лицемерить. Все наслышаны, что летает тот, кто обладает крыльями; но слыханное ли дело, чтобы летал тот, кто не обладает крыльями. Все наслышаны, что мудр тот, кто обладает знаниями; но слыханное ли дело, чтобы был мудр тот, кто не обладает знаниями.
***
Плотник Кремень направлялся в Ци и на повороте дороги, у алтаря Земли, увидел Дуб в сотню обхватов, такой огромный, что за ним могли бы укрыться много тысяч быков, высотою же – с гору. В восьмидесяти локтях над землей возвышалась его крона с десятком таких толстых ветвей, что каждой хватило бы на лодку.
Зеваки толпились, точно на ярмарке. А плотник, не останавливаясь и не оборачиваясь, прошел мимо. Ученики, вдоволь насмотревшись на Дуб, догнали плотника и спросили: «Почему вы, Учитель, прошли мимо, не останавливаясь, и не захотели даже взглянуть? Нам еще не приходилось видеть такого прекрасного материала с тех пор, как мы с топором и секирой последовали за вами».
«Замолчите!»– ответил им Плотник. «От него нет проку. Лодка из него – потонет, гроб или саркофаг – быстро сгниют, посуда – расколется. Сделаешь ворота или двери – из них будет сочиться сок, колонну – источат черви. Это дерево не строевое, ни на что не годное, оттого и живет долго.
***
Не поступай в услужение к славе, не становись сокровищницей замыслов, не давай делам власти над собой, не покоряйся знанию.
Постигая все до предела, будь бесконечен; странствуя, не оставляй следов; исчерпывая дарованное природой, ничего не приобретай; будь пустым и только.
Настоящий человек пользуется своим сердцем, словно зеркалом. Не следует за вещами, не идет им навстречу, им отвечает, но их не удерживает. Поэтому преодолевает вещи, но остается невредимым.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Живущий в уединении
- Антонен Арто. Жестокость как лекарство
- Китайская мудрость. Люй Бу-вэй
- Сергей Аверинцев
- Даосская алхимия Гэ Хуна
- Саранский отшельник
- Симона Вейль. Путь Креста
- Бенедикт Спиноза. Афоризмы
- Фридрих Ницше: Философия. Окончание.
- Правила жизни философа
Владимир, я абсолютно с Вами согласна! Европейская цивилизация слишком рациональна, а рациональность имеет свой предел, за которым она беспомощна. Я это поняла, когда занималась наукой, писала диссертацию. После защиты у меня все как оборвалось. К науке у меня выработался стойкий иммунитет: не принимаю ее ни в каком виде. Она мне оказалась противопоказана. Я долго отходила от нее и сейчас, как только начинаю читать любой научный текст, к горлу подступает тошнота. Сейчас я нахожу удовольствие и радость в совершенно противоположном науке: поэзии, музыке, философии, мистическом. Вы преподавали физику? Тогда, конечно, Вам известно, что фундаментальная физика, насколько мне известно из университетского курса, во многом строится на мистических положениях. А сейчас еще этот коллайдер с поиском частицы «Бога». Физики умудряются соединить мистику и рацио, научный мистицизм, как Вы пишите. Наверное, так можно назвать. Согласна.
В последние годы, начиная с 90-х прошлого века все чаще наука черпает как бы новые силы и знание из мистических сочинений прошлого. Примером тому является выдержавшая множество изданий книга Ф.Капры «Дао физики», где на глубоко исследуются параллели между научным мировоззрением и древним мистицизмом.В самом деле: уже в ритмах танца согласно индуистским представлениям о космическом божествен Шиве отражается многообразие движения Вселенной В древних Упанишадах об этом сказано следующее:
Тот, кто присутствуя во всех вещах,
Тем не менее , отличен от тих вещей;
Тот, кого не знает ни одна вещь;
Тот, кто телом своим все вещи объемлет;
Кто управляет всеми вещами изнутри —
Он — твоя душа, внутренний Господин,
Бессмертный.
Мышление мистика всегда было связано с его интуицией, возможностями медитации, слияния с природой . Европейская цивилизация пошла по пути разделения внутреннего сознания и внешнего для человека мира. Опыт преподавания физики говорит о том, что даже до недавнего времени при описании физических закономерностей выбирается статический случай, не используется такое фундаментальное понятие как изменение физической величины во времени. Подобное положение говорит о необходимости применения кардинально новых
фундаментальных законов физики при изучении закономерностей всего живого.
Научная мысль при разборе многообразия решений фундаментальных уравнений (Уравнение Шредингера) приближается в своем развитии и невозможности учесть все многообразие всех вариантов развития Вселенной к некому научному мистицизму — идее Всемирного Разума.
Юра, я скучала без Ваших комментариев, даже думала, что в Вашем отсутствии виноваты санкции, или я наскучила. Очень рада, что Вы откликнулись. Когда писала текст, поняла, что пишу о Вашей философии жизни и поняла, почему мы с Вами так спорили. Лао Цзы — это, конечно, про Вас, но он был философом, правда, китайским. Главное, что я поняла наши разногласия: даосизм — это единение с природой, жизнь по ее законам. Но даосизм мне тоже близок: непривязанность к обществу, независимость и свобода — это тоже про меня. Но почему мы так яростно с Вами спорим? Они оставили, однако немало трактатов, несмотря на нелюбовь, как Вы пишите, к разглагольствованиям. И трактаты их были немаленькими и не такими простыми.
Лао Цзы — это моё! Хорошо, что у древних было недоверие к философии…, потому что они не болтали и разглагольствовали ( кажется это одно и тоже), а напротив — они БЫЛИ!
Их предметом было существование, Бытие…
Ольга Дмитриевна! Спасибо за такую оценку моей скромной работе. Для меня это отдушина и моя жизнь. А жить всегда хочется по-настоящему. Спасибо Вам. Надеюсь, что Вы будете заходить ко мне почаще.
У вас нет поверхностных статей. Нет поддакивания в комментариях. С вашим мнением хочется соглашаться, иногда оно здорово задевает. С вами не скучно. Спасибо.
Лариса, всем свое время. Значит только сейчас мы готовы к восприятию мудрости. В молодости это бы не воспринималось так, потому что философия и мудрость приходят с жизненным опытом, он должен дойти до критической точки, чтобы перейти в другое качество — мудрость. Не у всех это получается. С философией попроще. Когда я училась на философском факультете, нам внушали мысль, что философия — это наука. Однако жизнь показывает, что это совсем не так, хотя, конечно, она выработала свой понятийный аппарат. Но это западная философия, а в древнем Китае, да и в других странах востока, философия принимала форму притч, изречений, трактатов, наполненных художественными образами. И вспомним Иисуса, который с народом тоже всегда говорил притчами, и только наедине с учениками трактовал их. Так что читая мудрецов мы интерпретируем свой жизненный опыт, а если его нет, то это просто слова и теория.
Согласна, это тип современного человека, но хорошо образованного и культурного. С последним у нас в России большие проблемы.
«Мне же нравятся сильные внутри , но внешне покладистые и дипломатичные».
Я согласна с Людмилой это очень приятный тип современного человека, умеющего решать важные задачи. Трудно быть или, или, мы в большинстве своем усреднены, не конфуцианты, ни даосисты. Ну, вот так мне кажется.
Спасибо, Тина! Да, не уважая достоинство природы, человек сам себя наказывает. До чего же интересна философия и как жаль, что поздно мы узнаем о мудрости, может и жизнь пошла бы по-другому, при понимании природы вещей
Сильные внутри не нуждаются во внешней силе. Абсолютно согласна. Сильными хотят многие просто казаться, защищаясь от агрессивности, которой в окружающем мире становится все больше. Они просто вынуждаются демонстрировать силу, хотя внутри по сути своей очень хрупкие и слабые.
Тина, здравствуйте! Вы, просто клад для меня!На эту тему можно говорить долго, наверно, много таких как я? Я понимаю, что всё не так и не моё, а изменить не могу! И у меня нет особого контакта с другими. Почитала ( опять же, благодаря Вам) о Елене Образцовой. Странно, что ей нравятся слабые.(ведь, она подразумевала в нашем понятии).Мне же нравятся сильные внутри , но внешне покладистые и дипломатичные. Спасибо, Вам.
Здесь у него обыгрывается принцип неслужения никому, природа сама по себе есть достоинство, она не должна рассматриваться с точки зрения полезности человеку. Более того, то, что полезно человеку, у Бог бесполезно. Я выкладываю ниже еще одну притчу Чжуан-Цзы, тоже про дерево. М.б. так будет понятнее.
Плотник Кремень направлялся в Ци и на повороте дороги у алтаря Земли увидел Дуб в сотню обхватов, такой огромный, что за ним могли бы укрыться много тысяч быков, высотою же – с гору. В восьмидесяти локтях над землей возвышалась его крона с десятком таких толстых ветвей, что каждой хватило бы на лодку.
Зеваки толпились, точно на ярмарке. А плотник, не останавливаясь и не оборачиваясь, прошел мимо. Ученики, вдоволь насмотревшись на Дуб, догнали плотника и спросили: «Почему вы, Учитель, прошли мимо, не останавливаясь, и не захотели даже взглянуть? Нам еще не приходилось видеть такого прекрасного материала с тех пор, как мы с топором и секирой последовали за вами».
«Замолчите!»– ответил им плотник. «От него нет проку. Лодка из него – потонет, гроб или саркофаг – быстро сгниют, посуда – расколется. Сделаешь ворота или двери – из них будет сочиться сок, колонну – ее источат черви. Это дерево не строевое, ни на что не годное, оттого и живет долго.
Когда Учитель вернулся домой, во сне ему привиделся тот Дуб у алтаря. «С какими деревьями ты хочешь меня сравнить?»– спросил Дуб. «С теми, что идут на украшения? Или с плодоносящими? Вот боярышник и груша, апельсиновое дерево и памела. Как только плоды созреют, их обирают, а обирая, оскорбляют: большие ветви ломают, маленькие – обрывают.
Из-за того что полезны, они страдают всю жизнь и гибнут преждевременно, не прожив отведенного природой срока. Это происходит со всеми с тех пор, как появился обычай сбивать плоды. Вот почему я давно уже стремился стать бесполезным, чуть не погиб, но теперь добился своего – и это принесло мне огромную пользу.
Разве вырос бы я таким высоким, если бы мог для чего-нибудь пригодиться? К тому же мы оба: и ты, и я – вещи. Разве может одна вещь судить о другой? Не тебе, смертному, бесполезному человеку, понять бесполезное дерево!»
Очнувшись, Учитель стал толковать свой сон, а ученики спросили: «Если Дуб стремился не приносить пользы, почему же он вырос у алтаря?» — «Не болтайте! Замолчите! – ответил Учитель. «Он вырос там и затем, чтобы невежды его не оскорбляли. Разве не срубили бы его, не будь здесь алтаря Земли? И все же он живет так долго по другой причине, чем все остальные. Не отдалимся ли мы от истины, меряя его обычной меркой? Полезное для людей, бесполезно для Бога.
Я читаю Лао-Дзы с комментариями и в этой философии многое понятно, но вот с дубом не поняла, чего-то в этой притче не хватает. Тина, помогите разобраться! Может это древо мудрости?
Вот и для меня это стало ясно, когда писала текст. Хотела добавить, что каждый может проверить себя, кому какая философия жизни ближе, но передумала. Итак, думаю, каждый будет примерять на себя. И не ошиблась. Я тяготею к даосизму, но большинство — к конфуцианству. Вы правы.
Вот, где оказывается ответ, на мучивший меня вопрос! Большинство людей-конфуцианцы?!