Даосская алхимия Гэ Хуна

ge_hunГэ Хун – даосский алхимик и философ, оставивший один из самых известных даосских трактатов, названных по его псевдониму «Баопу-цзы». В переводе это означает - «Мудрец, который объемлет Простоту».

Поначалу даосский алхимик хотел посвятить трактат исключительно внешним этико-политическим вопросам, критике  мнений своих оппонентов по вопросам государственного устройства.

Здесь  нет и намека на ту часть, которая была написана Гэ Хуном позднее и получившая название внутренней или эзотерической.

Собственно она и представляет собой наибольший интерес у специалистов-китаеведов и тех, кто пытается овладеть духовными и телесными практиками или узнать о них  больше. Написанная позднее первой части, именно  она стала главной.

Эзотерическая часть содержит богатые сведения о медицине, фармакологии, алхимии, астрологии, магии, дыхательных и сексуальных практиках, о бессмертии, изготовлении эликсира бессмертия и др.. Все это привлекает внимание многих, интересующихся вопросами продления жизни и здоровья. Кроме того, в ней содержится большой список источников, посвященных даосизму.

Фактически эта часть представляет собой  даосский трактат, в отличие от первой части, в которой автор предстает как респектабельный конфуцианец. В ней доступно и популярно излагается учение о Дао и о том, что надо сделать, чтобы следовать этому Пути.

Соединив искусственно первую и вторую части,  даосский алхимик утверждает, что корень бессмертия  –  даосизм, а конфуцианство – лишь внешние листочки, его видимая часть, которая без Дао не имеет никакого смысла.

Трактат написан живо и темпераментно, с большими словесными и стилистическими излишествами, легендами и историями. Предназначался трактат для аристократов и привлечения их интереса к даосизму. Такая популяризация дао и изысканность стиля сделали свое дело: трактат стал одним из самых любимых чтений интеллектуалов, аристократов и последователей даосизма.

ge_hun2Несколько слов о самом авторе. Даосский алхимик родился в конце III века и жил примерно в одно время с Константином Великим, сделавшим христианство государственной религией. Гэ Хун -  выходец из знатного аристократического рода, но с годами обедневшего. О себе философ пишет, что в детстве ему пришлось бедствовать и чуть ли не пасти овец.

Но семья была привержена даосской  алхимической традиции, их род владел искусством изготовления эликсиров бессмертия, магических обрядов, заговоров, изготовления амулетов, астрологических законов, дыхательной и сексуальных практик. Не случайно, все эти темы  присутствуют в трактате Гэ Хуна.

В молодости даосский алхимик получил конфуцианское образование, но очень рано стал заниматься  даосским оккультизмом и  магией. Женившись на дочери богатого и крупного государственного чиновника, принадлежавшего тоже к традиции даосизма, Гэ Хун продолжил погружение в алхимию и оккультные практики.

Однако, надо было обеспечивать себя и семью, и выходцу с юга Китая пришлось пробивать себе путь самостоятельно, поскольку  в то время  все основные государственные посты занимали северяне. Начал Гэ Хун с военной службы, участвуя в подавлении восстания крестьян на севере, за что ему  был пожалован титул маркиза,  однако, не принесший ему доходов.

После военной службы ученому-алхимику  удалось устроиться в канцелярию своего друга в качестве военного советника, а позднее помощником в имперской канцелярии. Именно в это время он пишет«Баопу-цзы».  Было ему тогда примерно 33-37 лет.

Но вскоре Гэ Хун решает окончательно оставить государственную службу и отправиться в глухое местечко на юге Китая, чтобы полностью посвятит себя даосской алхимии и магии. Но до назначенного места он не доходит, т.к. понравился одному из знатных мужей, оставившего его при себе. Ученый сопротивляться не стал, поселился в горах и продолжил алхимические опыты со своими учениками.

ge_hun3

Умер Гэ Хун в возрасте 81 года, но по легенде он воскрес, став бессмертным: тело его чудесным образом из гроба исчезло. И обнаружил это тот самый высокопоставленный губернатор, который пришел проводить своего друга в последний путь. Ученики мастера открыли гроб, чтобы друг усопшего мог попрощаться с ученым, но обнаружили, что тело исчезло. Не правда ли, это очень напоминает христианское учение о воскресении.

Но несмотря на все алхимические опыты, Гэ Хун не был мистиком или иррационалистом. Он был, прежде всего, ученым-естествоиспытателем, меньше всего верившим в «здравый смысл» обывателя, знахарство, суеверия  или шарлатанство, саркастически их высмеивая. И пользовался он далеко не травками и кореньями, а химией и фармакологией.

И доверять сегодня абсолютно всему, что рекомендует даосский алхимик вряд ли возможно, учитывая, что наука и медицина с четвертого века до двадцать первого прошла большой путь. Но тем не менее, к некоторым его советам не мешает прислушаться и сейчас.

Люди, видящие только мелкое, считают, что раз уж они узнали нечто одно, то и говорить больше не о чем. Они не понимают той истины, что хотя они и получили хороший способ, тем не менее, надо продолжать поиски, не прекращая их. Если и работу прекратить, и целый день выбросить без дела и таким образом всегда поступать, то и определенного смысла в этом не будет, и две потери окажутся налицо".

 * * *

Некто спросил: "Я слышал, что если заниматься искусством внутренних покоев (т.е. сексуальной практикой) и исчерпать этот путь, то можно достичь состояния святого-бессмертного, а заодно научиться предотвращать бедствия и злодеяния, превращать неудачи в счастье, поселиться в высоких чиновничьих хоромах и иметь выгоду в торговых делах. Это верно?"

Баопу-цзы ответил: "Это все речи из шаманских колдовских книг, морочащих людей. Если хорошее дело приукрасить, то и оно утратит свою суть. А иногда и развратники сочиняют фальшивые книги, распространяя вздор и заблуждения, чтобы таким образом обманывать и дурачить простых людей, скрывать начала и концы, чтобы получать награды, заманивать учеников и получать таким образом мирские выгоды.

Ведь искусство инь-ян достаточно высоко, чтобы с его помощью лечить незначительные недомогания, а также избегать пустой траты энергии, и все. Принцип этого искусства имеет свой предел. Как же можно с его помощью стать святым-бессмертным или, избегнув бедствий, обрести счастье?

ge_hun5

***

Направлять свои силы на то, что превосходит их, и тщетно пытаться поднять такой груз — вот, что вредно; тоска и печаль, горькие воспоминания — вот что вредно. Чрезмерные радость и веселье — вот, что вредно; долгая болтовня и смех — вот, что вредно. Валяться на постели и зря терять время — вот, что вредно; напиваться до беспамятства, а потом блевать — вот, что вредно.

Наедаться до отвала, а потом ложиться спать — вот, что вредно; задыхаться, будучи утомленным бегом и прыжками — вот, что вредно. Длительное отсутствие соединения инь и ян — вот, что вредно. Если эти приносящие вред поступки все присутствуют, то это ведет к ранней смерти. Ранняя смерть не есть Дао-Путь.

Таким образом, если говорить о способах пестования жизни, то они заключаются в том, чтобы не спать чрезмерно много, не ходить чрезмерно быстро, не утомлять слух напряженным вслушиванием, не утомлять зрение долгим всматриванием, не ложиться в чрезмерном утомлении, не кутаться до прихода холодов и не раздеваться до наступления тепла, не доводить себя до крайнего голода, не есть больше, чем нужно, чтобы насытиться, не доводить себя до крайней жажды и не пить больше, чем нужно, чтобы утолить жажду.

***

ge_hun6

Путь Гэ Хуна

 

Искусный мастер может научить людей пользоваться циркулем и угольником, но он не может научить людей таланту. Мудрый учитель может научить людей тому, что написано в книгах, но он не может научить вести себя так, как в этих книгах советуется.

Практика Дао-Пути подобна обработке поля, а достижение успеха в практике подобно сбору урожая. И земля может быть плодородной, и воды вдоволь, но погода выдаётся плохой или плуг с мотыгой не применят правильно - вот и получится так, что посеяли горы зерна, а не взошла ничего; и земли было вдоволь, а урожая никакого.

Обычные люди не понимают, что польза производит пользу. Не знают они и того, что ущерб тоже производит ущерб. А ведь об ущербе проще узнать и его легче устранить, а о пользе труднее узнать, и требуются усилия, чтобы её получить.

Если люди не могут сделать того, что легко, то как требовать от них, чтобы они делали то, что трудно. Ущерб напоминает процесс пожирания масла огнем светильника: никто не замечает, как это происходит, а вот уже масла и нет. А польза подобна тому, как всходят ростки на полях: никто не замечает этого, а поле вдруг оказывается густо покрыто зеленью.

Поэтому работа по поддержанию тела в порядке и по пестованию природной сущности должна быть тщательной и усердной: нельзя пренебрегать даже малой пользой и не стремиться получить её; нельзя допустить появления даже крохотного ущерба и не стремиться защититься от него.

Ведь малое собирается вместе, и получается большое, единицы слагаются друг с другом, и получаются миллиарды. И посему тот, кто умеет ценить малое и достигать успеха в мельчайшем, близко подходит к познанию Дао-Пути.

***

(Отрывки из трактата даются в переводе Е.А.Торчинова).

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Восток - дело тонкое, Мудрые мысли, философы. Bookmark the permalink.

2 Responses to Даосская алхимия Гэ Хуна

  1. А я о нем узнала совсем недавно. Китайскими практиками никогда не увлекалась. Мне кажется, что это так далеко от нас, хотя, наверное, потому что чужое и новое. И относишься к нему настороженно. Меня интересует философская сторона вопроса. А здесь много схожего, хотя и различий много.

  2. nadilel says:

    Вот Вам и завет Христа :» Верный в малом, верный и во многом »
    Спасибо Тина. Я вспомнила, как давно увлекалась Цигун, достала через-через в библиотеке академии, маленькую книжечку, долго и внимательно изучала…на этом все и закончилось ;), но вот основное запомнила, как и у Баопу-цзы, про вредности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *