Это не удивительно, так как само Дао есть то, что невыразимо словами. О нем можно говорить только притчами, которые каждый читает по-своему. В этой непрозрачности, непознаваемости и неуловимости и кроется суть Дао.
Читать трактат легко, понимать трудно. Это пространство неявных смыслов, ускользающих от слов, расплывающихся мыслей, непознаваемых идей, несущие универсальные духовные ценности,
которые являют частью мистической традиции Китая. В своей мистичности она сближается с западной традицией мистиков, столь же темных для непросветленных, как и Дао.
Великая Чистота спросила у Бесконечности: "Вы знаете Путь?" - "Нет, не знаю", — ответила Бесконечность. Потом Великая Чистота задала тот же вопрос Недеянию, и Недеяние сказало: "Я знаю Путь!" - "А есть ли у твоего знания число? — спросила Великая Чистота. - "Да, есть". - "Что же это за число?"
"Моё знание Пути может возвысить и может унизить, может связать и может развести. Вот как можно считать благодаря моему знанию".
Великая Чистота спросила об этих словах у Безначального: "Кто же прав: Бесконечность, которая не знала, или Недеяние, которое знало?" - "Незнание глубоко, знание поверхностно, — ответило Безначальное. — Не знать — это внутреннее, а знать — это внешнее".
Тут Великая Чистота вздохнула и сказала: "Значит, мы знаем благодаря незнанию? А не знаем из-за знания? Кто же знает знание, которое не знает?"
"Путь неслышим, а если мы что-то слышим — значит, это не Путь, — ответило Безначальное. — Путь незрим, а если мы что-то видим — значит, это не Путь. О Пути нельзя ничего сказать, а если о нём что-то говорят — значит это не Путь. Кто постиг Бесформенное, которое даёт формы формам, тот знает, что Пути нельзя дать имя".
И ещё Безначальное сказало: "Отвечать на вопрос о Пути — значит не знать Путь. А спрашивающий о Пути никогда не слышал о нём. О Пути нечего спрашивать, а спросишь о нём — не получишь ответа. Вопрошать о недоступном вопрошанию — значит спрашивать впустую.
Отвечать там, где не может быть ответа, — значит потерять внутреннее. Тот, кто утратил внутреннее и спрашивает впустую, вокруг себя не видит вселенной, а внутри себя не замечает Великое Начало. Поэтому он никогда не поднимется выше гор Куньлунь и не сможет странствовать в Великой Пустоте".
Тина Гай
Да, Башлачев знал, о чем пел. Потому что и сам был не из этого мира, и вызывал очень неоднозначное к себе отношение, как и вообще рок. Те, кто его любил, были с ним. Я о нем узнала совсем недавно.
… и этот ближний может быть совершенно не знакомым человеком. Вот тут то и появляется главный вопрос у человека, как? Тина, у Александра Башлачева есть песня «Тесто» и там он как раз говорит о тех вопросах, которые появляются у человека когда он слышит «возлюби ближнего своего»:
Тут дело простое — нет тех, кто не стоит,
Нет тех, кто не стоит любви.
Да как же любить их — таких неумытых,
Да бытом пробитых, да потом пропитых?
Да ладно там — друга, начальство, коллегу,
Ну ладно, случайно утешить калеку,
Дать всем,кто рискнул попросить.
А как всю округу — чужих, неизвестных,
Да так — как подругу, как дочь, как невесту?
Да как же, позвольте спросить?
Вот к пониманию этого надо идти каждому. Это знание доступно всем, надо просто стремиться это понять.
Да, Вы совершенно правы: то было слияние язычества и христианства. Народ христианство подстроил под свою веру: и священников не обидел, и свое оставил при себе. Любовь, самое главное — любовь к ближнему. Этому научиться невозможно, как мне кажется, это идет от сердца. Если любишь, то принимаешь человека всего — со всеми его достоинствами и недостатками.
… да, вот этом то вся и беда, что люди многого не знают, не понимают, и что самое плохое не хотят узнать.
Так всегда происходит… что-то должно было остаться и когда язычество «заменялось» христианством, то это была не замена, а «слияние», скорее так. Отсюда и суеверия.
Бог один, он един, дело же не в том как его называть, а совсем в другом… все дело в любви и прежде всего к ближнему, как помните сказано, как ты можешь любить бога, которого не видишь, а брата своего [человека] который подле тебя ненавидишь, лицемер.
Мир и любовь…
Да мне тоже очень близко. Мне кажется, что оно близко с христианским учением в его мистической части. Ведь христианство начиналось как мистическое учение. Потом его выхолостили, превратили больше в ритуал и какую-то народно-языческую веру. На самом деле — это глубоко таинственное и мистическое учение. Апофатическое — по Дионисию Ареопагиту. Большинство посещающих храм и не предполагают, что христианство — это гораздо глубже, чем просто посещение служб, которых многие уже давно перестали понимать. Отсюда и мой интерес к Дао. От близости его с христианством. Кстати с Дао я познакомилась гораздо раньше, чем пришла в церковь и крестилась. Сначала были Дао, суфизм, буддизм…
Дао Дэ Цзин уже давно моя настольная книга. Это величайшее учение. Естественный путь вещей без какого-либо внешнего вмешательства.
И это очень правильно, что среди христианских постов на вашем блоге есть и такие вот посты. Я не ищу противоречия в разных учениях, а дополняю их (беру то, что мне близко). Дао, мне очень близко…
Да, читала. Очень нравится настроение стихотворения, мне кажется оно мало похоже на Ваше обычное — оптимистическое. Мне меланхолия и одиночество ближе, поэтому очень нравится. Спасибо, что напомнили.
В «Дао Дэ Дзин» — безусловно есть все…
Мне кажется, если говорить «словами — объяснениями», — будет плохо, притчами, стихами, сказками — чуть лучше.., музыкой молчания — в самый раз….!
Когда — то я пытался словами…, вы это уже читали…
путь …, без пути…, кажется это и есть — Дао…