В православном богослужении нет ничего лишнего. Алтарь, храм, притвор, действия священнослужителей – все имеет смысл, не только телесный, физический, но и символический.
Иконостас (в переводе - «место для поставления икон»), как неотъемлемая часть православного храма, тоже имеет богослужебное назначение, а значит, явные и скрытые смыслы, заложенные в него по умолчанию.
Иконостас - воплощенное единство церкви живых и мертвых, тех, кто видимо участвует в богослужении и кто невидимо сослужит в алтаре. Образы иконостаса, по выражению Павла Флоренского, окна, свозь которые мы можем видеть святых и небожителей. Убрав иконостас, мы сделаем храм слепым и глухим, исчезнет свет, по которому духовно незрячие могут видеть телесным взором мир иной. Невидимый мир является через изображения святых, ритм, упорядоченность, содержание иконостаса.
История показывает, что в раннехристианские времена, вплоть до IV века, в иконостасе не было нужды. В катакомбах, где совершались таинства, все были едины: и священники, и верующие. Евхаристия совершалась открыто. Первые сообщения о появлении подобия преграды в виде завесы относятся к IV веку, когда христианство превратилось в государственную религию. В православном храме завеса сохранилась, она находится за царскими вратами, открываясь и закрываясь по ходу богослужения.
Позднее появилась резная, богато декорированная перегородка, на которую можно было облокачиваться. Крест постепенно заменился иконой Иисуса Христа, расширенной до трехсоставной иконы – деисиса (в русской традиции – деисус) – «моление». Деисус писался на продолговатой длинной доске и размещался между столбами на верхней балке. В середине алтарной преграды стали отстраивать врата – центральный вход в алтарь и боковые дьяконские двери, через которые входили и выходили священнослужители. Но проемы между колоннами оставались все еще открытыми и алтарь по-прежнему просматривался.
Тина Гай.
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Иконостас. Структура и содержание. Часть II
- Дорога к храму. Париж-13
- Иконостас. Структура и содержание. Часть I
- Белое Богоявление
- Иконостас: история, смыслы, соблазны. Часть III.
- Иконостас. Структура и содержание. Часть III. Окончание
- Иконостас: богословские и богослужебные смыслы
- Дионисий. Русский маньерист
- Иконостас: история, смыслы, соблазны. Часть II