На западе разделение алтаря и храма со временем исчезло. В России же разделение нарастало: до монгольского нашествия иконостас был в основном одноярусным, сохраняя вид алтарной преграды и не являясь, собственно, иконостасом. К XV веку появился, по примеру греческого, трёхъярусный иконостас, а затем и классический - пятиярусный. В XVII-XVIII веках ряды иконостаса продолжали наращиваться до 7 и даже 9, но такие иконостасы не прижились.
Со временем архитектура иконостаса существенно менялась. Поначалу в качестве несущей основы устанавливались горизонтальные балки, на которых крепились сплошным рядом иконы. Позднее появились столбики, которые вкупе с горизонтальными перекрытиями превратились в рамки для икон.
Иконостас превращался в подобие райского сада, в котором пребывают небожители. Сами иконы сначала росли в размерах, потом стали уменьшаться, оставляя на иконостасе все больше места декоративной части.
Со временем появились иконостасы не только деревянные, но и каменные, фарфоровые, керамические. В петровские времена они превратились в символ имперского величия, поражая входящих своей красотой, пышностью и величием.
Сегодня иконостас в русском православном храме играет не просто большую - огромную - роль, являясь ключевой скрепой православного богослужения и православного богословия, а русский иконостас превратился в национальный символ, перекочевав из России в православные храмы других стран.
Вместе с иконостасом менялось и богослужение. Можно однозначно сказать: возникновение иконостаса внесло существенные изменения в литургический и архитектурный строй православного храма. Ушло много живых элементов: вход священника в храм, чтения посреди храма Священного Писания в общем собрании верующих.
За иконостасом полностью скрылась от прихожан первая часть литургии – проскомидия, подготовка Святых Даров, в которой миряне вообще не участвуют.
Зачастую они выпадают из литургической жизни, постепенно деградируя и смиряясь с отведенной им ролью статистов.
Так идея украшения храма стала перерастать себя, становясь не только декором, но и отражением глубинных негативных процессов, происходящих в храмах и церкви.
Иконостас превратился не только в символ единства церкви земной и небесной, но и в символ разделения паствы и священников.
Сколько бы ни говорилось о единстве находящихся по разные стороны границы, она все-таки разделяет.
Тина Гай.
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Иконостас. Размышления мирянина.
- Иконостас: богословские и богослужебные смыслы
- Иконостас. Структура и содержание. Часть II
- Иконостас. Структура и содержание. Часть I
- Дионисий. Русский маньерист
- Иконостас: история, смыслы, соблазны. Часть I
- Иконостас: история, смыслы, соблазны. Часть III.
- Дорога к храму. Париж-13
- Иконостас. Структура и содержание. Часть III. Окончание