История иконостаса – это не только история его становления, роста богословских смыслов, но еще и история пререканий, и соблазнов. Отказ от иконостаса неизбежно повлечет за собой изменение сознания, как прихожан, так и священников. Поэтому так болезненно воспринимается священнослужителями критика в адрес иконостаса и стремления его устранить. Звучит она давно, во время революций 1917 г. и 1991 года она звучала особенно сильно.
Оживление церковной жизни всегда сопровождалось попытками отказа от иконостаса или уменьшением его высоты, как это случилось в начале прошлого века. Появились низкие однорядные иконостасы, как, например, во Владимирском соборе Киева, в Марфо-Мариинской обители Москвы, в храме Воскресения
Приход развивается, меняется, становится грамотным, богословски более образованным, стремящимися не просто приходить и уходить на службы и со службы, но еще и участвовать в литургической жизни церкви. Процесс этот остановить невозможно, а значит, и отношение к иконостасу неизбежно будет меняться, критика старых подходов будет продолжаться. Новые реалии требуют нового отношения и переосмысления многих давно сложившихся, но устаревших стереотипов.
Вопрос об отношении к иконостасу является одним из программных пунктов всех выступающих за церковную реформу. Люди все больше и больше нуждаются в открытости литургической жизни, в живой связи алтаря и нёфа, в том, чтобы к ним относились как к взрослым и достойным чадам Церкви.
Поэтому в иконостасе часто поражает не его красота, хотя восторг от красиво украшенного и высокого иконостаса присутствует. Но, по мере воцерковления, культурологический восторг сменятся досадой, ощущением второсортности, ненужности и даже обмана. Иконостас воспринимается как неприступность, глухота и немота, как граница, которую не перейти...
В связи с этим часто задумываясь, почему же во время революции 1917 года, народ не встал на защиту своей Церкви и храмов? Иерархия и священство остались один на один с безбожным государством, в одиночку отстаивая право церкви на жизнь. Низкий поклон им за это. Но причина того, что народ не пошел в те страшные дни за иерархами, а стал крушить православные святыни, кроется не в последнюю очередь и здесь, в отчуждении клира и прихода, закрепленного, в том числе, и иконостасом.
Сегодня, сделав виток, история начинает повторяться.
Тина Гай.
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Иконостас: богословские и богослужебные смыслы
- Дорога к храму. Париж-13
- Иконостас. Структура и содержание. Часть I
- Иконостас. Структура и содержание. Часть III. Окончание
- Иконостас: история, смыслы, соблазны. Часть I
- Иконостас. Размышления мирянина.
- Иконостас. Структура и содержание. Часть II
- Иконостас: история, смыслы, соблазны. Часть II
- Белое Богоявление
- Дионисий. Русский маньерист