Иконостас: история, смыслы, соблазны. Часть III.

Иконостас

Читать часть 2.

Смотри часть 2 (видеорассказ)

История иконостаса – это не только история его становления, роста богословских смыслов, но еще и история пререканий, и соблазнов. Отказ от иконостаса неизбежно повлечет за собой изменение сознания, как прихожан, так и священников. Поэтому так болезненно воспринимается священнослужителями критика в адрес иконостаса и стремления его устранить. Звучит она давно, во время революций 1917 г. и 1991 года она звучала особенно сильно.

Оживление церковной жизни всегда сопровождалось попытками отказа от иконостаса или уменьшением его высоты, как это случилось в начале прошлого века. Появились низкие однорядные иконостасы, как, например, во Владимирском соборе Киева, в Марфо-Мариинской обители Москвы,  в храме Воскресения Иконостас с. КленовоХристова в Сокольниках и других местах. И сегодня – во многих восстанавливаемых и вновь строящихся храмах, появляются чудные иконостасы, например, в храме святителя Николая с. Кленово Подольского района Московской области. В низком иконостасе выражена иная идея, чем в традиционно-высоком, идея единения священства и народа.

Приход развивается, меняется, становится грамотным, богословски более образованным, стремящимися не просто приходить и уходить на службы и со службы, но еще и участвовать в литургической жизни церкви. Процесс этот остановить невозможно, а значит, и отношение к иконостасу неизбежно будет меняться, критика старых подходов будет продолжаться. Новые реалии требуют нового отношения и переосмысления многих давно сложившихся, но устаревших стереотипов.

Вопрос об отношении к иконостасу является одним из программных пунктов всех выступающих за церковную реформу. Люди все больше и больше нуждаются в открытости литургической жизни, в живой связи алтаря и нёфа, в том, чтобы к ним относились как к взрослым и достойным чадам Церкви.

Поэтому в иконостасе часто поражает не его красота, хотя восторг от красиво украшенного и высокого иконостаса присутствует. Но, по мере воцерковления,  культурологический восторг сменятся досадой, ощущением второсортности, ненужности и даже обмана. Иконостас воспринимается как неприступность, глухота и немота, как граница, которую не перейти...

Икона новомучениковЯ мало видела тех, кто подходил к иконостасу до или после службы, чтобы понять, что же там изображено, а уж помыслить о глубинных богословских истинах, которыми нагружают иконостас священники и богословы, мало кому из простых прихожан придет в голову.
В связи с этим часто задумываясь, почему же во время революции 1917 года, народ не встал на защиту своей Церкви и храмов? Иерархия и священство остались один на один с безбожным государством, в одиночку отстаивая право церкви на жизнь. Низкий поклон им за это. Но причина того, что народ не пошел в те страшные дни за иерархами, а стал крушить православные святыни, кроется не в последнюю очередь и здесь, в отчуждении клира и прихода, закрепленного, в том числе, и иконостасом.
Сегодня, сделав виток, история начинает повторяться.

Тина Гай.

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged иконостас. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *