Жена и преданный друг, она прикрывала его и давала возможность писать стихи, просто писать, пусть даже в стол. В одном из последних своих стихотворений, посвященных жене, Георгий Николаевич Оболдуев, напишет:
Е. А. Б.
Нелюдимо наше горе:
Одиночество, как тьма,
Обживается тем скоре,
Чем слабей огонь ума.Нелюдима радость наша:
Бред угрюмый, сон больной...
Жизни выпитая чаша –
Бесприютный непокой.И когда проходит мимо –
Ни обычно, ни ново –
Наше счастье: нелюдимо,
Потому что нет его.
(Нелюдимо. Сентябрь 1948)
При жизни Георгия Оболдуева было напечатано единственное, и не самое лучшее, стихотворение. Нет, он не был открытым врагом советской власти, не выступал против нее, он просто был не с ней, не вписывался и не хотел вписываться в ту культуру. То было не его время и не та культура, в которой он хотел бы и мог существовать.
Впрочем, поначалу, он несколько раз пытался отдать свои стихи в печать, но каждый раз какая-то сила его останавливала у самого порога редакций. Одни говорят о его патологической застенчивости, другие – что он был очень требователен к себе и по-дворянски щепетилен, боясь попасть в ряды проныр, всеми правдами и неправдами стремящимися напечататься, засветиться, прославиться. Он хотел оставаться в ряду простаков, не опускаясь до уровня пронырливых пошляков.
Он – странен, как старый крестьянин
Поблизости с конферансье –
Любой пустяковиной ранен
В своём раскалённом житье.
Как карканье древней Кассандры,
Всё – тянет в безвестную тьму,
Всё давит. Хотя оркестранты
Поют славословья ему.
(Поэт, отрывок. Февраль 1947)
Музыкой занимался серьезно, играл на фортепьяно, выступал с концертами в студенческие годы и позднее, зарабатывая музыкой на жизнь. По окончании гимназии, поступил в Московский университет, отказавшись от музыкальной карьеры. В 1918 призван в Красную армию, где, по его словам, «служил на культурно-просветительском фронте» до 1922 года.
Двадцатые годы – время экспериментов, время Хлебникова, Хармса, Мандельштама, Маяковского, русского авангарда, поэтов-футуристов, имажинистов, конструктивистов. С последними и сблизился Оболдуев. В начале тридцатых на его квартире собиралась молодежь, любившая стихи и музыку. Здесь они читали свои стихи, дурачились, веселились. И он знал, что когда-нибудь его стихи обязательно дойдут до потомков.
Я — не отпетый алфавит
Укладывал в огонь и лед:
Так что, коль время подождет,
Твой правнук мной заговорит.А ты, заткнувший гнев и стыд
За пазуху своих невзгод,
Будешь иметь неважный вид,
Хоть нынче он тебе идет.Довольно хитрости и лжи,
Довольно правил и доброт.
Ты нe жил, но зато я жил:
И жизнь от жизни заживет.
Приговорён к ссылке, которую отбывал на строительстве Беломорканала и в Карелии, в Медвежьегорске. Обычное дело, учитывая не только «распространение» запрещенных антисоветских стихов, но и дворянское происхождение поэта. В тридцатые годы Оболдуев создает замечательные циклы «Обозрений»: «Живописное», «Людское», «Поэтическое», «Устойчивое неравновесье», которое позднее и было напечатано в Мюнхене в 1979-м.
В «Обозрениях» проявилась неистощимая фантазия поэта на метафоры, сравнения, необычные сопоставления и описания, которые выстраиваются в цепочки прилагательных при полном отсутствии глаголов и сюжета. Но, несмотря на это, стихотворения не теряют своей динамики, уподобляясь карнавальному кружению образов.
Буйное вундеркиндство тополей;
Угарная острота черёмух;
Утрированные колпачки каштанов;
Шершавые подмышки бузин;
Земляная сочность сиреней;
Огуречная свежесть жасминов;
Лёгонькие крылышки шиповников;
Ювелирные подвески боярышников;
Озябшее шушуканье осин;
Льстивые диваны ив;
Тёмная гордость ольх;
Узорчатая горечь берёз;
Ржавые ноги рябин;
Крепкое шуршанье дубов;
Сухая размеренность сосен;
Просмолённая прелость ёлок;
Непролазные заросли орешников;
Сладкая гарь лип.
(«Живописное обозрение». Отрывок. 1927)
Музыкальность его поэзии поразительна и запоминается скорее, чем сам стих. Особенно это проявилось в его поздней поэме-романе «Я видел», написанной с оглядкой на «Евгения Онегина».
Меняется легко
Всё в жизни нашей.
Вот было молоко:
Хвать - простокваша.
Уж слишком человечны
Горя, болезни:
Живешь себе беспечно -
Ан, тут и тресни...
Ждешь самородков сплошь -
Ан, вышел шлак...
И сам себе поешь:
Дуррак!
(«Я видел», отрывок, 1948)
В ссылке Георгий Оболдуев работает дирижером и концертмейстером в театре, где было много ссыльных артистов-профессионалов из Ленинграда, Москвы и других городов. Возвращение из пятилетней ссылки было безрадостным: в Москву не пускали, работы не было, были мытарства, беззащитность и неустроенность.
А вскоре началась война. В 1943-м поэта мобилизуют на фронт, где он воюет в разведке, так как хорошо знал немецкий. После контузии находился в запасном полку. Война навсегда оставила отметину не только в памяти, но и на теле: тяжелая контузия привела к сильнейшим головным болям и гипертонии, от которой он и скончался в 1954 году, прямо за шахматной доской. Ему было пятьдесят шесть...
Но сороковые годы в поэзии Оболдуева стали лучшими, это была его болдинская осень. Он пишет трагические стихи о войне, заканчивает (в 1952) начатую в сорок первом уже упоминавшуюся поэму «Я видел», рассказывающую о жизни одной дворянской семьи в начале XX века и во времена гражданской войны.
Поэма - вершина его поэтического творчества, хотя многие критики считают поэму неудачной. В ней Георгию Оболдуеву удалось достичь гармонии, в которой соединились новаторство с традицией, авангард – с классикой, чему способствовала не в последнюю очередь его врождённая музыкальность и занятия музыкой.
На жизнь зарабатывает переводами с туркменского, грузинского, литовского, белорусского, польского, английского, пишет романсы и либретто. Пытается несколько раз напечатать поэму, но безрезультатно. Так и прожил он свою поэтическую жизнь в подполье и безвестности, стоиком и аскетом. Последние стихи Георгия Оболдуева безрадостны, в них много отчаяния и слышны явно загробные интонации.
Ништо, мой друг, ништо: мы выпрем,
Протянем очередь звена.
Не зря мы закалёны вихрем,
Которому не грош цена.Не зря мы были, есть и будем —
Бездельники и колдуны.
Без нас неинтересны людям
Избытки собственной мошны.Спокойно бодрствуй на причале:
Ещё настанет час весны...
Не зря два мира нас рожали,
Не зря долбали две войны.
("Не зря". 1950)
Тина Гай
Это верно, Георгий Оболдуев принимал жизнь такой, какой она была. На фотографии действительно его нет, но есть те, кто посещал его посиделки. По поводу того, был ли он скрытым врагом советской власти или скрытым — не в этом дело, он был точно не с ней.
1
групповая фотография не имеет отношения к Оболдуеву, на ней его нет.
2
«не был открытым врагом советской власти» — но он не был и скрытым врагом с.в.
там было сложнее
это с.в. объявляла своими врагами многих людей…
Да, поэт очень необычный и мало известный. Серебряный век не закончился сразу, он еще длился…
Еще одна фамилия поэта
легла в копилку зАбытых имён,
сегодня стала достояньем света
так голос истины восстановлён!
Да, мне тоже очень нравится рассказывать о неизвестных поэтах и писателях, радоваться самой открытиям и радовать их своих читателей.
Благодарю вас! Очень интересно открывать для себя новое поэтическое имя!
Это имя для многих — открытие. Вы — не исключение.
Для меня это открытие!