Очей очарованье у каждого свое, но когда произносишь эти слова, то всем становится понятно, что все-таки речь идет об осени. Осень связывают со смертью, увяданием, но и с полнотой исполнения - сбором урожая.
Осень в это время действительно становится очарованием очей: она сворачивает в себе и содержит всё ей предшествующее: зиму, весну, лето – весь год, подводящий черту осенью. Она любуется собой.
Но для меня осень меньше всего ассоциируется с концом, скорее с началом. В моей системе конец олицетворяет лето. Трехчастный цикл – осень, зима, весна - располагается перпендикулярно по отношению к природному календарю и не укладывается в гражданский год.
Его принято называть сезоном. Осенью открывают сезоны: театральный, политический, культурный, учебный. Завершаются они весной. И это не случайно. Сезоны – несут в себе иной заряд: не природный, а духовный, не естественный, а искусственный, творимый человеком и его деятельностью.
По законам этой деятельности летом всё умирает, ну, или почти всё: дети уходят на каникулы, преподаватели, журналисты, газетчики, парламентарии, политики и блоггеры, все, у кого есть возможность, уезжают в дальние края, на дачи и в деревни.
Телевидение и радио повторяют старые передачи и бесконечные сериалы, политическая жизнь замирает, хотя иногда преподносит сюрпризы, особенно
Мне такое понимание осени ближе. Наверное, потому что жила в последние годы учебными циклами: осень – начало, весна – завершение, лето - перерыв. Лето – пауза, чтобы набраться сил для нового рывка в новом сезоне.
Моя осень устремлена в будущее, несет надежду, что снова можно жить и работать, не задыхаясь в пыли городов и дорог, можно продолжать или начать все сначала. Мертвый сезон – лето - закончился.
Осень как точка пересечения двух систем координат (первая – для природников, вторая – для пневматиков, первая - для огородников, вторая – для философов), в которых она воспринимается и располагается по-разному.
В первой она завершение, время сбора урожая, последняя фаза круговорота природы, после которого наступает зимняя спячка, замирание и уход на временный покой. В осени природа получает свое завершение: в урожае, в твердых плодах, в закромах.
И поговорки о такой осени соответствующие:
Красна весна цветами, осень - снопами.
Осень хвастлива, весна справедлива.
Осенью и у кошки пирог.
Придет осень, за все спросит.
И по-другому осень воспринимается, когда открывает Новолетие. Тогда она несет надежду на обновление, Ренессанс, воплощение идей. И строятся планы на новые спектакли, новые книги, новые картины и новые выставки. Акцент на то, что будет.
Будет там, впереди, когда начнут составлять лонг- и шорт-листы, выдвигать лауреатов на всевозможные премии. А пока все только начинается и никто не знает, где он будет в конце этого пути.
Два понимания осени как Ветхий и Новый завет, как плотское и духовное, естественное и искусственное, природное и внеприродное, которые в календарях разведены по разным датам: в русском календаре природный новый год начинался 1 (14) марта, в христианском Новолетие начинается первого (по новому стилю четырнадцатого) сентября.
Такое разведение двух календарей неслучайно. Новолетие связано с победой Константина Великого над Максентием, которая случилась 1 сентября. После этого император издал указ о свободе вероисповедания и христианство обрело статус государственной религии.
Праздник был первоначально установлен в Византии, потом перешел в Россию и стал не только церковным, но и государственным. Но если новый год в церкви – Новолетие – сохраняется и по сей день, то русский новый год канул в Лету, когда был заменен Петром I на европейский Новый год.
И все-таки, несмотря на такую замену духовное, новозаветное значение осени косвенно сохранилось не только в церковной традиции, но и в тех сезонах, которые уже привычно открываются в сентябре.
Но если вернуться к первому – природному – пониманию осени, то оно по-прежнему вдохновляет художников на осенние сюжеты, музыкантов – на песни и пьесы, а поэтов на гениальные творения, соблазняя их своей, хоть и увядающей, но неповторимой красотой.
Как не вспомнить
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Или одно из моих любимых, Ахматовских
Три осени
Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду.
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.И первая — праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Всё влажно, пестро и светло.И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.Но эта бывает — чуть начата повесть.
Секунда, минута — и вот
Приходит вторая, бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.Все кажутся сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют,
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут...И в волнах холодных его фимиама
Закрыта высокая твердь,
Но ветер рванул, распахнулось — и прямо
Всем стало понятно: кончается драма,
И это не третья осень, а смерть.
6 ноября 1943
Или всем известное Тютчевское:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Но в череде стихов и восхищений первый и ближний по-прежнему
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят -- я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн -- таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Или вот это:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь -- весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Или еще:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
И, конечно, это:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса --
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И не умея объяснить свою любовь восклицает:
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Осень богата на православные праздники и приметы: в сентябре – Рождество Богородицы и Крестовоздвижение, в октябре – Покрова, а в ноябре – память иконы Божьей матери Казанской.
Осень – пора людей творческих, тонко чувствующих не только природу, но и движения человеческой души, осень – вдохновляет, потому что дает надежду и потому что не отвлекает, сосредотачивая тебя на работе.
Тина Гай