Октябрь наполнен поэзией. Наверное, поэтому в нем рождено столько поэтов, напоминающих своей жизнью и поэзией грустную, печальную, проникновенную осень.
Новелла Матвеева, Марина Цветаева, Артюр Рембо, Сергей Есенин, Михаил Лермонтов, Саша Черный. А есть еще Бунин, Галич, Кольцов, Кузмин, Белый, Коржавин, Алигер.
Любимые, разные, каждый со своей жизненной трагедией. И с каждым из этих имен всплывает в памяти какой-то кусочек моей жизни. Они не просто любимые, они мои, пропитанные моей судьбой и моим временем.
Новелла Матвеева вошла в мою жизнь вместе с юностью и студенчеством, В нашей маленькой студенческой комнатке на три человека было две любимых пластинки, которые появились неизвестно откуда, но почти каждый день из комнаты раздавались два удивительных голоса: Новеллы Матвеевой и Изабеллы Юрьевой.
Новеллу Матвееву по ее голосу и тому, о чем она пела, никак не могла представить взрослой и живой. Она была сказочным персонажем, потому что пела так и о том, о чем взрослый не может петь, никогда. Детский, тоненький, нежный голосок Новеллы Матвеевой мог принадлежать только сказочному существу, эльфу или ангелу.
Он разливался по комнате тихо, уютно, навевая мечты и грёзы из гриновского мира. Они убаюкивали и словно заговаривали ту реальность, что жила по другую сторону студенческого общежития. Это было то, что мне всегда и до сих пор не хватает: голос любви и поэзии, романтики и детского счастья, голос неосуществленной мечты и далекой звезды.
Колыбельные мелодии сменялись сказочными, в которых жили Золушка, Ассоль, Шарманщик и Кораблики. И хотелось под ее пение спрятаться, как когда-то в детстве, за печкой, в единственном месте, где всегда было тепло и уютно.
Под ее пение могла представлять себя той девушкой из харчевни, которой было довольно гвоздя, и мечтала о любви, которой довольно было следа, чтобы любить. Золушкой, которую можно найти только за печкой, и корабликом, который сам себя построил и был сам себе боцман и капитан.
Не знаю, но сейчас думаю, может быть, эта встреча в юности с Новеллой Матвеевой запрограммировала меня и на такую любовь, и на такое отношение к жизни, и на такое понимание счастья.
Не пиши, не пиши, не печатай
Хриплых книг, восславляющих плоть!
От козлиной струны волосатой
Упаси твою лиру господь!Не записывай рык на пластинки
И не шли к отдалённой звезде,
В серебристую дымку
Инстинкты
И бурчанья в твоём животе.
Есть в жизни такие встречи с писателями и поэтами, которые роковым образом определяют судьбу надолго, если не навсегда. У меня в начале пути стояли Федор Достоевский и Новелла Матвеева. Наверное, этого достаточно, чтобы нарисовать и представить мой психологический портрет и мой жизненный путь.
Все остальные поэты, так или иначе входившие в мою жизнь уже в сознательном возрасте, не влияли на меня так сильно. За исключением тех, которые встречались в мои кризисные годы. Таким поэтом стала
На ее поэзию душа откликнулась значительно позднее. Когда жизнь стала в одночасье мрачной, серой, пустой, когда после защиты, съевшей меня изнутри до конца, я не знала, куда себя деть. И постепенно сама защита стала проблематизироваться, как и вся прожитая жизнь. Тридцать шесть, кризис середины жизни. На помощь пришла она, Марина Ивановна.
Я утонула в ее стихах: читала, учила, пыталась понять ее судьбу, жалела, что архивы откроются только в 2000-м. Я болела ею, я становилась ею, я жила с нею и ее поэзий. Так было примерно шесть лет.
И хотя жизнь потом развернулась совсем в другую от поэзии сторону, но Цветаева осталась олицетворением всего настоящего, страстного, женственного, неукорененного в этой жизни, но которая вопреки всему и всем писала и жила. Жила, пока были силы и смысл…
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Потом был Есенин. Он вошел в мою жизнь скорее по сопричастности к теме о судьбе России. Тогда, в период перестройки, стало выходить много материалов о русской истории, напечатали Карамзина и Ключевского, стала выходить серия «Из истории отечественной философской мысли»,
И Россия стала приобретать объем, разворачиваться как кинопленка, как древний папирус, вместивший так много того, что было неведомо нам, от чего были отлучены, хотя и изучали историю России не один раз.
Но сейчас она развернулась по-иному, целостностью и тысячелетней историей. В руки попола удивительная книга Юрия Мамлеева «Россия вечная» с подборкой лучших стихотворений о России.
Вот тогда Есенин и достал. Читая его стихи о России, вспомнила свою мать, всю безнадежность жизни и судьбы в России. Стало обидно за все: за страну, которая оказалась в состоянии развала, за русских, сначала бедных, а потом обворованных, за тех, кто защищал страну, и не только в Отечественную, и оказался в конце жизни ни с чем. Есенин, хоть и жил в другое время, но сумел выразить эту боль и обиду, как никто.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
А потом были проклятые поэты и самый любимых из них - октябрьский - Артюр Рембо, пленивший своей историей, «Впечатлением», «Пьяным кораблем» и «Искательницами вшей». Потому что в мою жизнь вошел Париж с парками, музыкой, музеями, свободой, любовью и поэзией.
Рембо – самый поразительный поэт, самый несносный, самый непредсказуемый, самый утонченный, самый волшебный из всей плеяды проклятых поэтов Франции. Хотя закончил он писать тогда, когда другие поэты только начинают. К 19 годам он написал уже все. И исчез...
Вернулся во Францию только в 36, где умер через год после ампутации ноги из-за раковой опухоли. Были и другие французские поэты, но Рембо - поэт, выходящий за рамки даже исключительности.
Октябрь живет не только в природе, но и в поэтах, которые, родившись в октябре, несут на себе его отметины.
Тина Гай
Да, Татьяна, я всегда чувствую Вашу поддержку. Но к себе я отношусь очень критически. Чем больше пишешь и читаешь, тем меньше нравится то, что пишу. Это все так, чтобы, как говорится, заживить червячка жизни. Спасибо большое за все комментарии, которые Вы написали, мне все, оставляющие свои комментарии, очень помогают. Хотя люди разные, но подавляющее большинство очень по-доброму относятся и к темам, и к текстам, и, что самое приятное, делятся своими мыслями, а не просто отписываются. Общение мне нужно как воздух, как оказалось. Пусть даже виртуальное
За все работы,спасибо от всего сердца! Читаю и возвращаюсь и снова таким же образом напитываюсь Словом….Что не пишу комментов-не беда,да и не выскажешь всего,что трогает душу…Вы работаете на настоящее и будущее…Не было ни одного «пустого» материала…Дай Бог Вам здоровья и побольше радости и удовлетворения…Ваш читатель-Т-