В правде много личностного и эмоционального, относительного и человеческого, привнесенного от человека и неправды. Сказать только правду, значит, во многом оправдать себя и не услышать другого.
Древнееврейские пророки, говоря правду, обязательно заканчивали обличение обетованием лучшего, они не добивали грешника, а жалели, сколь бы глубоко он не тонул в своих грехах.
«Если будут грехи
ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
Правда без милости похожа на сведение счетов, в ней больше садизма, чем любви. Говорю это с горечью, потому что в детстве меня учили, что за правду-матку и умереть сладко, а обижаются, потому что правда глаза колет. Но с годами прихожу совсем к другому выводу: в правде много лжи, потому что она имеет в виду только одну точку в бесконечном пространстве истины.
Истина не открывается напрямую и не сказывается в словах. Она в тишине и между словами, а в правде слышишь истину про человека говорящего, а не слушающего, про его духовный настрой, а не того, кого обличают.
Правду говорят, истину ищут; правда проста, истина – сложна; правда жестока, истина милостива; правда одномерна и поверхностна, истина – многослойна и глубока. Правда может доставить блаженство, истина – никогда; правда провоцирует защиту, истина в ней не нуждается. Правда – прозрачная вода в кувшине, истина – глубокое море, в котором не разглядишь дна.
Истина всегда встречается с милостью, а настоящая правда приходит в мире и покое. Если этой встречи нет, истина не возникает, и правда не обличает. Поэтому
«Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася».
Многие, читавшие историю перехода еврейского народа через пустыню, помнят, что Моисей, когда народ стал просить пить, возмутился духом и погрешил на народ словами обличения. За это Бог не пустил Моисея в землю обетованную, потому что у него не хватило святости и спокойного принятия состояния своего народа, только начавшего свой сорокалетний путь очищения, который Моисей прошел раньше, в своей пустыне.
Есть такая притча.
Один монах спросил старца: «Если кто-то из братьев принесёт мне помышления извне, то позволишь ли ты, отче, сказать ему, чтобы он не передавал мне суетных мыслей?»
Старец ответил: «Не делай этого». « Почему?», - спросил монах. «Потому что мы сами не можем исполнить того, что требуем от ближнего. Сказав ближнему: «Не делай этого», может быть, мы сами впоследствии сделаем это». Монах спросил: «Как же должно поступить?»
Старец ответил: «Если сохраним молчание, не отвечая ничего, то этого по отношению к ближнему достаточно».
Тина Гай
ИСТИНА В ТРЕХ СЛОВАХ ПРАВДА СПРАВЕДЛИВОСТЬ РАВНОВЕСИЕ
О смирении и идет речь. Истина призывает к смирению, а правда — к бунту
Тина, а как же смирение, к которому так часто призывают благочестивые старцы, да и, в общем, само Православие?
Ольга, действительно, часто молчание — единственный выход из неловкого положения. Я на себе проверяла это не один раз и молчание никогда не подводило. Спасибо за комментарий и понимание притчи.
Когда мне передают какую либо сплетню, или любой негатив, я молчу. Я была уверена, что молчу от малодушия. Потому что и оборвать человека неудобно, и присоединиться к нему для меня невозможно. А согласно притче, это правильное поведение. Какое облегчение! Я испытывала чувство неловкости за собеседника и за своё молчание!
Так все «изреченное есть ложь». Еще Тютчев это сказал. И с этим никто не спорит, потому что слово многозначно и под ним каждый понимает свое. Истина понимается, а не произносится. Говорение уже есть фиксация и омертвение, а истина всегда жива и всегда объемна, включающая правду в себя, а не наоборот. Спасибо и за такое прочтение правды.
Ну, да. Перестать обижаться — для меня призыв неоднозначный. Значит, перестать жить. Не обижается только мертвый и святой. Спасибо за комментарий. Совет, конечно, хороший, но трудновыполнимый.
ПРАВДА, это что? Это ПРАВЬ-ДА. ПРАВЬ — то куда мы идём. ДА — место. Отсюда, ПРАВДА это место-ПРАВИ или момент истины. Не следует называть ПРАВДОЮ всё что произносится. Ибо изречённое может быть и полуправдой. И уже не будет тем самым моментом-Истины.
Добрый пинок — приносит добро, злой пинок — приносит зло… Как различить? Да — никак: разучитесь обижаться, и все будет к лучшему, даже черная — кошка через дорогу!
Наверное, Вы правы. Самоуверенность идет от неуверенности в себе. Знаю по себе: чем менее я в себе уверена, тем больше уверена на словах. Это своего рода защита. Хотя и понимаю, что такая защита ранит людей, но ничего не могу с собой поделать. Спасибо за понимание!!!
Невероятно жаль и очень больно бывает, когда люди не различают эти два понятия. Особенно те, что всегда считают себя правыми. Но кажется почему-то, что излишняя самоуверенность — от недостатка уверенности))) Странно устроен человек…