Фридрих Ницше. Жизнь и труды

fridrih_nicshe

Э.Мунк. Ф.Ницше

Один из десяти самых известных и изученных философов Фридрих Ницше становился героем многих умов и исследователей XX века: Камю, Делёза, Фуко, Бодрийяра, Леотара, Деррида  и других не менее великих и известных. Но интересен он не только великим, но и простым смертным, которые ищут в его философии ответы на свои вопросы.

Афористичность, поэтичность, образность  философии Фридриха Ницше, лишенной рационально-научной систематизации, наподобие гегелевской или декартовской, привлекают уже одной этой, филологической, стороной, не говоря уже о глубине его мыслей.

Фридрих Ницше впервые в истории философии развернул познание от математической модели к филологической, определив  направление развития всей западной философии в XX веке.

До Ницше единственным философом, толковавшим  Священное писание как филолог,
был Спиноза, но  свой основной труд «Этику», Спиноза выстраивает уже по всем законам математической модели.

Однако, несмотря на филологическую основу философии Фридриха Ницше, основным в ней  является все-таки не филология и не поэзия, а философия. Филология - только инструмент, "филологический молот" философии немецкого мыслителя, в центр  которой он ставит философа и  изменение его места в истории: от философа-в-маске (жреца, вещуна, священника, аскета) через философа-критика, несвоевременного философа, философа-врача, изобретателя новых возможностей жизни и до философа-законодателя:

«Подлинные же философы суть повелители и законодатели: они говорят: «так должно быть!», они-то и определяют «куда?» и «зачем?» человека… они простирают  творческую руку в будущее, и все, что есть и было, становится для них при этом  средством, орудием, молотом. Их «познавание» есть созидание, их созидание есть законодательство, их воля к истине  есть воля к власти» ("По ту сторону добра и зла").

Философия Ницше прошла долгий  период становления – с 1871 до великого 1888 года, пика его творчества, вслед за которым (в 1889г.) наступает безумие. В этом состоянии философ пребывал еще одиннадцать лет - до самой смерти в 1900 году.В 2015 году исполняется 115 лет со дня кончины этого великого человека и  философа.

fridrih_nicshe4

А начинал Фридрих Ницше действительно как филолог. В двадцать пять лет на основании филологических работ его утверждают в должности профессора филологии университета Базеля, что давало ему право принять швейцарское подданство. Ницше отказывается  от прусского гражданства, открыто выразив презрение к Германии, Бисмарку и Пруссии.

Он возненавидел все немецкое и все немецкое в себе, выдумывая легенды о своем польском происхождении, хотя его немецкие корни уходят в глубину шестнадцатого века. В двадцать семь  лет (1871 г.) появляется «Рождение трагедии», в которой философ противопоставляет два начала - аполлоническое и дионисическое, одно – сновидение, другое – опьянение, одно иллюзия, другое – жизнь.

Из столкновения и борьбы этих двух противоположных начал  рождается трагедия, подобно тому, как из борьбы  мужского и женского начал рождается новая жизнь:

«С… двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов – аполлоническим – и непластическим искусством музыки – искусством Диониса; эти два различных стремления действую радом одно с другим, чаще всего в открытом раздоре между собой и взаимно побуждая друг друга ко все новым и более мощным порождениям, дабы в них увековечить борьбу названных противоположностей, только по-видимому соединенных общим словом «искусство»; пока,  наконец, чудодейственным метафизическим актом эллинской «воли» они не явятся связанными в некоторую постоянную двойственность и в этой двойственности не создадут наконец столь же дионисическое, сколь и аполлонического произведения искусства – аттической трагедии» («Рождение трагедии»).

Это было рождение не только трагедии, но и оригинального способа философствования, в котором противоположные идеи сталкиваются как силы,  испытывающие друг друга на прочность, а в столкновении рождается новое, обладающее качествами того и другого.

fridrih_nicshe5

Драматизация идей на разных уровнях напряженности становится одним из самых характерных и важных приемов Ницше, к которому он постоянно прибегает, усиливая и подчеркивая разнополярность идей и сил, разворачивания их борьбу в истории.

Работа была принята холодно, Ницше ощущает свою несвоевременность и  одиночество. Все больше он отходит от Вагнера и его окружения, в котором Дитрих варился в первый, профессорский, период своего творчества. Он идет дальше. В это время все больше начинает о себе знать его болезнь.

И это было главным, что происходило в его жизни, болезнь, собственно, и сделала его философом. Свою болезнь Ницше воспринимал как освобождение: в тридцать четыре года (1878 г.) усилиями самого верного его друга Овербека, он получает пенсию и начинается  жизнь одинокого странника, кочующего между Италией, Швейцарией и Францией. В этом же году выходит произведение «Человеческое, слишком человеческое», открывающее новый период его жизни – годы льва.

fridrih_nicshe6

В период льва его окончательно перестают понимать, и главное – болезнь. Головные боли, невозможность читать,  писать – только урывками, говорить - с трудом, ощущение полного паралича… Но в болезни он находит  опору своей философии: он научился менять точку взгляда - оценивать  здоровье с точки зрения болезни  и болезнь - с точки зрения здоровья.

Вот этот постоянный перевертыш, перемещение перспективы и точки взгляда с одной на другую, было главным открытием философа,  с этих позиций он оценивал отрицание и утверждение, жизнь и смерть,  Иисуса на Кресте и Диониса Воскресающего. В последних письмах философа вовсе не случайно появляется подпись «Распятый», который уравнивается в своей противоположности с Дионисом.

Пока Ницше мог менять перспективу взгляда и перемещать ее с одной противоположности  на  другую, он знал, что является  в своей главной основе - вполне здоровым. По-настоящему больным он стал, когда утратил подвижность взгляда.  Болезнь и здоровье были масками, одними из многих, которыми Ницше играл по своим правилам, меняя их одну на другую. И пока он мог играть, он был здоров.

fridrih_nicshe7

Сила жизни и мысли – вот что было главным в его философии, жизнь, в любом ее качестве (страдание, болезнь, здоровье и пр., и пр.) – все достойно утверждения. С «Человеческого…» начинается второй - критический - период философии Ницше, в котором  подвергается критике все до сих пор возникшие ценности. Появляются работы

«Странник и его тень», «Утренняя заря, «Веселая наука».

В 1881 году во время прогулки у озера Сильваплана на него нисходит озарение о Вечном Возвращении.  В это время с ним случилась любовная история с Лу  Саломе. Ницше хотел на ней жениться. Она показалась ему достойной ученицей и достойной  любви.

Но девушка предпочитает  его  друга - Пауля Рэ. Возникает квартет, который постоянно ссорится и мирится. Тогда в жизнь Ницше вмешивается сестра Элизабет, которая добивается охлаждения между Саломе и Ницше. Они расстаются. Через год после истории с Лу возникает  идея его главного труда «Так говорил Заратустра», которую он реализует в течение двух лет.

Здесь отрицание  переходит в свою противоположность - утверждение и происходит преобразование  ценностей, означающее превращение льва в ребенка.  Начинается третий период философа – превращения льва в ребенка.

fridrih_nicshe2

«Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом – верблюд и, наконец, ребенком становится лев… Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.

Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе завоевать и господином быть в своей собственной пустыне…. Чешуйчатый зверь «ты должен»… лежит на его дороге, и на каждой чешуе его блестит …«ты должен». Тысячелетние ценности блестят на этих чешуях.

Создавать новые ценности – этого не может еще лев: но создавать себе свободу для нового созидания – этого может достичь сила льва. Завоевать себе свободу и священное «нет» даже перед долгом: для этого, братья мои, нужно стать львом.

Почему хищной лев должен стать еще ребенком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.  Да, для игры созидания, братья ми, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит отрешившийся от него. » («Так говорил Заратустра»).

Кроме «Заратустры» появляются «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали».Но он опять в одиночестве, болезнь усиливается, эйфория сменяется депрессиями, чередование которых ускоряется. Наступает  1888 год. Ему сорок четыре года и он – на пике своих творческих возможностей, одна за другой появляются

«Сумерки идолов», «Антихрист», «Казус Вагнер», «Ecce Homo».

fridrih_nicshe1

1899 год. Фридрих Ницше накануне смерти.

После этого подъема неизбежно должно было наступить падение.И оно наступило: в конце  года Ницше  рассылает своим знакомым странные письма с подписями «Распятый», «Ницше-Цезарь», «Дионис», но эти письма все-таки принадлежат его творчеству, т.к. свидетельствуют о его болезни. Безумие Ницше называл клоунадой, шутовством и это была его последняя маска.

Третьего января следующего  года в Турине  наступил кризис. Овербек, опекавший своего друга всю жизнь, срочно выезжает в Турин и застает Ницше в крайнем возбуждении. Он уговоривает его отправиться в Базель, где Овербек поместил его в психиатрическую лечебницу для обследования.

Затем его отправляют в Йеман, где ставят диагноз «Сифилис». В этот же год мать перевозит сына к себе, а в конце года возвращается из Парагвая сестра, куда она уезжала вместе с мужем, антисемитом и националистом, где он и погибает. А болезнь Фридриха Ницше прогрессирует, вскоре наступает апатия, агония и смерть.

fridrih_nicshe3

Одна из самых спорных работ Фридриха Ницше "Воляа к власти" не является его книгой. Она собрана из четырехсот разных заметок, которые были скомпонованы его сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше, которая, с одной стороны, многое сделала для распространения философии своего брата, а с другой, сделал все, чтобы поставить его философию на службу фашизма. И это последнее перечеркивает все ее первые усилия.

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged философия жизни, философы. Bookmark the permalink.

4 Responses to Фридрих Ницше. Жизнь и труды

  1. Я видела картинку на этот фильм. Английский, насколько я поняла по актеру Соше.

  2. Да, Вы правы, именно в незавершенности его образа и невозможности объять необъятное, сколько бы о не ни писали, он является неисчерпаемым источником мысли, вдохновения и толкования. Я его очень люблю, но не с университетской скамьи, где о нем все было читано по шаблону, а тогда, когда начала в девяностые читать его сначала, прочитала почти все, что тогда могла найти, все книги о нем у меня подчеркнуты, замаркированы желтым, розовым и прочими цветами. А сейчас села писать о нем. и тоже — как будто заново читаю, хотя многое помнится. Но вот только сейчас я смогла выстроить для себя более-менее ясную картину, по крайней мере схематично. И очень жалко, что не хватить времени все перечитать заново.

  3. nadilel says:

    Спасибо, Тина. Столько прочитано о Ницше, а все равно читаю как внове — в этом гений человека во многом опережает человечество, так и оставаясь до конца не понятым ими… Как будто матушка Природа, собирая пазлы гениального разума, устает и оставляет незавершенным свой труд непрестанный, и эти пустоты — трагедии гениев…

  4. foma says:

    Есть очень хороший фильм when_nietzsche_wept_[tfile.ru].avi

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *