Очень давно приятельница, служившая певчей в храме, подарила мне удивительную икону, сказав, что если она в доме, в нем всегда будет достаток. Хотя понимаю, что это суеверие, потому что в самой по себе иконе ничего не содержится, если не молишься и не добываешь чудо силою своей молитвы.
Но я дарю ее своим знакомым и друзьям, потому что хочется чуда, а собственных усилий так часто не хватает, и надеешься, что у кого-то может получиться, у кого-то может случиться. Всегда хочется поближе узнать икону, , понять ее внутренний смысл.
Икона, некогда подаренная мне, необычная, называется она "Спорительница хлебов". Так что же необычного в этой иконе? Необычно для современного уха звучит само слово «спорительница». «Порить» - значит помогать, а еще – наполняться, жиреть,
а по аналогии с очень похожими церковно-славянскими словами: «споболети» (вместе с кем-то тужить, печалиться), «споборати» (вместе с кем-то воевать, помогать кому-то в войне), «спогребаться» (вместе с кем-то погребаться), «сподвижничать» (соучаствовать в каком-либо деле), «спорительница» означает «та, которая помогает кому-то в деле утучнения, увеличения».
Очень точное название: на иконе изображена Та, которая помогает в жатве и получении тучного (большого) урожая. Икона эта появилась на Руси около 150 лет назад и не относится к числу старинных, канонических, но по стилю написания, лаконичности, цветовому решению ее можно отнести восходящей к одному из самых древних образов Богородицы – типу «Оранта» («Молящаяся»).
«Спорительница хлебов» особенно напоминает образ «Покрова Пресвятой Богородицы» (XI век). Можно даже сказать, отталкиваясь от упомянутого образа, что «Спорительница хлебов» - это образ Покрова Богородицы над всем жнивьем, всем произрастающим на земле и теми, кто работает на земле в поте лица. истории возникновения образа, запечатленного на иконе, достаточно прост.
Оптинский старец Амвросий молился Богородице о покровительстве Шамардинской женской обители, основанной им при Оптине для обездоленных женщин и сегодня являющейся одной из самых известных. Молитва старца была настолько горячей, что ему явился образ Богородицы.
Старец запечатлел Ее восседающей на облаке и благословляющей хлебное поле. Он заказал этот образ одному из своих учеников – иеромонаху Даниилу, который и исполнил его просьбу. Образ получился очень необычным, не похожим на все другие Богородичные образы, но одновременно очень узнаваемым, не только по изображению Богородицы, но и по многочисленным деталям, присутствующим на других иконах.
Получилась своеобразная конструкция из цитат других Богородичных образов в сочетании с новизной и нетрадиционностью. Итак, икона «Спорительница хлебов» относится к изображению Богородицы по типу «Оранты» («Молящаяся»). Это один из самых первых раннехристианских иконографических образов, обнаруженный еще в римских катакомбах. Богородица здесь без Младенца, с высоко поднятыми в молитвенном жесте руками и открытыми ладонями, готовыми к принятию силы Духа Святого.
. Молящаяся Богородица – символ Церкви, она образ «Заступницы усердной» за людей. Заступницы перед Богом за всех страждущих. Говорят, когда святые попадали в Царство Небесное, они искали, прежде всего, Богородицу, но не найдя Ее, спрашивали, где же Она. И им отвечали: «Она на земле, помогает грешным».
Как Заступница за всех обидимых, страждущих, увечных и сирых, образ Оранты наиболее точно отражает место Пречистой в Церкви – место служительницы храма или Диакониссы. Было в ранней церкви – I-VIII вв. - такое служение женщин, к сожалению, исчезнувшее после появления женского монашества. Диакониссы посвящались в свое служение, как сегодня посвящаются мужчины в дьяконы.
Как Заступница она явилась Андрею Юродивому с покровом в руках, взяв под защиту всех молящихся в храме (в честь этого события учрежден праздник Покрова Богородицы). И как Заступница она изображена на иконе «Спорительница хлебов», выступающей молитвенницей и помощницей в заботах о хлебе насущном.
Богородица, сидящая на облаке, это цитата иконы «Всех святых», которую использовал иконописец, и образ которой подсказал сам старец Амвросий: на упомянутой иконе Богородица и святые изображены сидящими на облаках.
На покровской иконе Богородица тоже изображена стоящей на облаке. Облако – образ Царства Небесного, из которого Богородица раскрывает Свой Небесный Покров над людьми, нуждающимися в Ее помощи.
На иконе «Спорительница хлебов» очень много голубого неба. и цвет молитвенного настроения. Интересно, что здесь хитон (нижняя рубашка), не синего, как в канонических образах, а красного цвета, отражающий жертвенность Богородицы, Ее жертвенную любовь к людям. А сверху – темно-синий гиматий, отражающий Ее Божественность и бессмертие.
Отдельно от гиматия выписан накинутый на голову белый плат, чаще всего изображаемый на католических иконах: в западной церкви белый Плат Богородицы является одной из величайших святынь (Плат Шартра в Париже). В этой традиции белый Плат изображается в виде белого чепца, на который накинут Покров.
В православных иконах, однако, очень редко плат отделяют от гиматия (мафория). Белый цвет Плата подчеркивает небожительство Богородицы, Ее чистоту и непорочность. Вокруг главы – золотой нимб, заканчивающийся тоже белым, светящимся белизной облаков, ореолом, от которого исходят такие же белые яркие лучи, освящающие все поле.
Белый и золотой цвета усиливают друг друга, поскольку и тот и другой символизируют святость и Божественность. Богородица вся - в превосходной степени. Одежда Богородицы, складками струящаяся и ниспадающая вдоль ног, делает Ее фигуру воздушной, объемной, всепроникающей. Лик Богородицы просветленный, молящийся, сосредоточенный.
На старинной иконе Богородица босая, подчеркивающее Ее земное происхождение. Ее родственность с землей подчеркивается и одинаковым цветовым решением лика, рук, ног, земли, что делает Богородицу близкой нам и нашим земным нуждам. Земля по сравнению с небом и центральным образом Богородицы, занимает очень мало места, небольшая полоска.
Изображена она в виде хлебного поля, на котором идет уборка урожая, часть уже убрана в снопы, часть еще в поле. Цвет – светло коричневый, часто используемый при изображении земного мира. Столь малое место, которое в иконе занимает земля, говорит, что все земное – во власти Неба.
На самых ранних иконах «Спорительница хлебов» Богородица чуть-чуть поднимается над землей, почти сливаясь с ней, восседая на облаках того же цвета, как и пшеница, подчеркивая близость Пречистой к земным нуждам людей и Ее желание помочь им. Умирая, старец Амвросий оставил Шамардинскую обитель под покров Богородицы, благословив ее, сходя в могилу, этой иконой.
Перед смертью Амвросий просил делать фотографии с иконы и рассылать их своим чадцам и в монастыри. С 1891 года по молитвам перед иконой стали твориться чудеса: проходила засуха, собирался невиданный урожай, в амбарах всегда был хлеб. И сегодня по благочестивой традиции в каждом доме рекомендуется иметь эту икону, молиться перед ней и просить благоденствие дому.
В настоящее время место нахождение оригинала "Спорительницы хлебов" неизвестно, предположительно он находится в Литве.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм»
- Праздник Сретение Господне
- Третья Пречистая
- Икона Радости
- Праздник Благовещения – первый день нового мира
- Праздник "Введение Пресвятой Богородицы во храм"
- Покров Земли русской
- Икона «Вознесение»
- Икона "Успение Богородицы"
- Праздник "Рождество Богородицы"













Спасибо!
Благослови Господь! Мне у вас нравится! Делюсь с Одноклассниками!)))
А, вот откуда Вы знаете об этом монастыре. Он стоит в очень красивом месте. У меня дочь в Екатеринбурге живет, поэтому надеюсь, что смогу съездить в этот монастырь.
Я была там Сретение в прошлом году ! Крыгины _ одна из сестер Игумения а другая несет послушание на телевидении и киностудии
Да, я о нем читала и мечтаю побывать в нем. Бог сподобит, надеюсь.
Тина недалеко от Екатеринбурга в сторону Серова есть женский монастырь Спорительница хлебов !
Наталия» Доброе утро! Очень рада, что Вы зашли к нам в гости. И что Вам понравилось. Будем стараться быть всегда интересными.
Тема нужная. Блог оформлен отлично Успеха!