Все Святые поминаются в восточной и западной, в православной и католической традициях, но поминаются в разное время и привязаны к разным датам года. В православии День Всех Святых приходится на восьмую неделю после Пасхи, являясь подвижным праздником.
В католичестве День Всех Святых всегда празднуется Первого ноября и называется по-английски All Saints' Day. В честь него служится особая месса All hallow ees, являющаяся обязательной для всех верующих.
От английского названия мессы произошло слово «Хэллоуин», который всегда празднуется 31 октября, накануне Дня Всех Святых. А ночь с тридцать первого октября на первое ноября считается самой мистической, волшебной и таинственной.
Праздник Хэллоуин пришел в Америку вместе с ирландской эмиграцией и стал одним из самых успешных коммерческих проектов, вторым после Рождества.
По мере глобализации Хэллоуин распространился почти по всему миру, даже в восточных странах его отмечают, хотя и неофициально, а в Саха Якутии он отмечается как государственный праздник.
Итак, в католической традиции День Всех Святых - всегда приходится на одну и ту же дату. Если углубиться в историю, то День Всех Святых, как и связанный с ним Хэллоуин, имеет языческие корни, хотя он, как и многие другие языческие праздники (например, масленица), был воцерковлен и христианизирован.
В древности Днем Всех Святых начинался новый год у кельтов, народов западной Европы, Англии, Ирландии и Северной Франции. Кельты занимались в основном скотоводством, и для них определяющим было не положение Солнца на небе - весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние, что важно для христианства, отмечающего положение Солнца особыми христианскими праздниками.
1 мая и 1 ноября являлись такими же пограничными датами, как Рождество Иоанна Предтечи и Рождество Спасителя для христиан, соответственно и отмечались они особым образом: канунами праздников 30 апреля - Вальпургиева ночь, тридцать первое октября – Хэллоуин, а потом и следующими за ними праздничными днями Бельтаном – Первое мая и Днем Всех Святых - Первое ноября.
К слову сказать, любое пограничье в языческой традиции считается временем, когда небесное и земное смешивается, двери преисподней и небесных сил на короткий срок открываются, на землю выходят души умерших и нечистая сила.
Аналогом этого времени являются для христиан зимние святки. В первую неделю святок празднуют святые вечера, страшные вечера – во вторую неделю святок. Первая неделя славит Господа и его Рождество, во вторую идут гадания и начинают действовать запреты, связанные с нечистой силой и душами умерших.
В православной христианской традиции празднование Дня Всех Святых после Троицы не случайно. Этим подчеркивается богатство плодов Святого Духа: вспоминаются все, кто прославил Церковь Христову, день рождения которой празднуется неделей раньше – в Пятидесятницу.
В кельтской традиции в День Всех Святых поминались только те святые, которые в течение года нигде не поминались. Для кельтов День Всех Святых был еще и днем начала нового года и по сравнению с Бельтаном (Первое мая) был более важным праздником. В католичестве и сегодня этот день отмечен особенным торжеством – высшим чином празднования.
Например, традицией было разводить костры, как во дворах домов, так и один большой костер где-нибудь на возвышенности. Ночью это выглядело завораживающе: весь берег переливался огнями и являл взору живописное зрелище.
Когда костер гас, его участники прочерчивали золой круг, в центр которого клали свои камни с пометками и, прочитав у костра молитву, все шли спасть. Если наутро какой-нибудь камень оказывался не на том месте или его вовсе не находили, это означало, что его хозяин в течение года умрет. Так День Всех Святых предсказывал каждому жизнь и смерть.
Дети для устройства костров ходили по домам, выпрашивая торф, подобно тому, как у нас в Рождество колядовали. После того, как набиралось достаточно торфа, разводили костер и ложились к нему так близко, чтобы они окутывались дымом. Потом были соревнования: кто больше разбросает золы.
«Черная свинья с обрезанными ушами схватит последнего!»,
что означало - жизнь последнего из бегущих приносилась в жертву. Но есть общее, что объединяет православную и католическую традиции - осеннее поминовение усопших. В католичестве сразу на другой день после Дня Всех Святых, второго ноября, празднуется День поминовения Всех Усопших.
В православии осеннее поминовение усопших привязано к дню памяти Димитрия Солунского и приходится на субботу, ближайшую к этому дню. В 2013 году он приходится на второе ноября, т.е. совпадает с католическим празднованием Дня Всех Усопших.
Осенний день поминовения в православии называется Димитровской родительской субботой. Установлен он был Дмитрием Донским в честь победы на Куликовом поле как день вечного поминовения всех погибших воинов.
Помню, как в сельском храме, где служила короткое время, в этот день пришло столько народа, что батюшка удивился и сказал: «Будем на будущий год служить не только панихиду, но и всю службу». Народ помнит этот день, ждет его, ходит в церкви и на могилки убирать их на зиму.
Ну, а День Всех святых напоминает, что Новый год уже не за горами.
Тина Гай